ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
На данном этапе учащиеся впервые сталкиваются с задачами на движение по реке, применяя при их решении умение складывать и вычитать десятичные дроби. Я считаю, что целесообразно изучить решение задач на движение по реке в полном объеме, рассмотрев все возможные варианты. В дальнейшем при изучении всех действий с десятичными дробями решать более сложные задачи, используя навыки выполнения действий с десятичными дробями.
Урок по теме «Решение задач на движение».
Цели урока: 1) формировать умение решать задачи на движение по реке;
2) закрепление вычислительных навыков;
3) развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Организационный момент.
Актуализация знаний (устно).
Вычислите:
60 – 36 55 + 25 15 ∙ 6
∙ 3 : 5 - 39
: 4 + 7 : 17
+ 27 ∙ 3 ∙ 18
: 3 + 31 + 46
? ? ?
В каждом столбце найдите «четвертого лишнего».Что объединяет оставшиеся понятия?
отрезок десятые метр
квадрат тысячные ар
луч единицы гектар
прямая сотые мм
Известно, какое важное значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. В математике от положения запятой зависит верность равенства. В следующих равенствах расставьте пропущенные запятые:
3 + 0,3 = 33; 18 + 0,7 =25; 65 + 35 = 10; 84 – 2,3 = 6,1; 32 – 0,2 = 30.
4) Катер, двигаясь по озеру, за 3 часа прошел 54 км. С какой скоростью он двигался?
Новый материал.
Мальчик заметил, что на путь по течению реки было затрачено меньше времени, чем на тот же путь против течения. Чем это можно объяснить, если учесть, что мотор лодки работал одинаково хорошо во время всей поездки?
На путь из А в пункт В теплоход затратил 1 ч 40 мин, а на обратный путь – 2 ч. В каком направлении течет река?
Скорость течения реки 2 км/ч. На сколько километров река относит любой предмет (щепку, плот, лодку) за 1 ч; 5 ч?
Введем обозначения:
- собственная скорость (скорость в стоячей воде);
- скорость течения;
- скорость по течению;
- скорость течения.
Скорость катера в стоячей воде 15 км/ч, скорость течения реки 3 км/ч. Найдите
и
.
№1194
а) Собственная скорость лодки 10 км/ч, скорость течения 2 км/ч.
б) Собственная скорость лодки 15,5 км/ч, скорость течения 2,5 км/ч.
Найдите
.
Сделайте вывод о
и
.
Итак,
;
.
Итог урока.
Заполните таблицу (устно).
 |  |  |  |
17,8 км/ч | 3,2 км/ч | | |
8,1 км/ч | | 10 км/ч | |
15,3 км/ч | | | 13,3 км/ч |
| 3 км/ч | 12,6 км/ч | |
| 2,8 км/ч | | 14,2 км/ч |
| | 28 км/ч | 22 км/ч |
Задание на дом.