СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задание 20 Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задание 20 Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи»

Задание 20 Материал ЕГЭ. Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Знаки препинания в таких предложениях ставятся так же, как в сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложениях. 

1) Сочинение и подчинение, например: Солнце село,  и ночь последовала за днём без промежутка, как это обыкно­венно бывает на юге. — сложное предложение с различными видами связи: сочинительной и подчинительной; состоит из двух частей, соединённых сочинительным союзом и.

2) Сочинение и бессоюзная связь, например: Уже давно се­ло солнце, но ещё лес не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (И. Бунин) — сложное предложение с бессоюзной и союзной связью; состоит из двух частей, соединённых бессоюзной связью.

3) Подчинение и бессоюзная связь, например: Когда он про­снулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (А. Че­хов) — сложное предложение с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединённых бессоюзной связью.

4) Сочинение, подчинение и бессоюзная связь, например: Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонил его собою, а оно, стараясь брызнуть светом на мир, напря­жённо палило свои лучи во все стороны и заливало горизонт золотом (А. Чехов) — сложное предложение с бессоюзной и со­юзной связью, состоит из двух частей, соединённых бессоюз­ной связью; первая часть — сложноподчинённое предложение с придаточным времени (с союзом когда), вторая часть — слож­носочинённое предложение с противительным союзом а.

В сложном предложении, состоящем из нескольких простых, связан­ных между собой различными видами связи, могут оказаться рядом сочинительный и подчинительный союзы.

На стыке между ними ставят­ся запятая тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза то, так или союза но:

Большая разъехавшаяся хата, в которой помещалась бурса, была ре­шительно пуста, и _ сколько философ не шарил во всех углах и даже ощупал все дыры и западни в крыше, но нигде не отыскал ни куска сала или, по крайней мере, старого книша, что, по обыкновению, запрятываемо было бурсаками. — Запятая не ставится, так как после придаточного предложения  есть союз но. Сравните: Большая разъехавшаяся хата, в которой помещалась бурса, была ре­шительно пуста, и, сколько философ не шарил во всех углах и даже ощупал все дыры и западни в крыше, нигде не отыскал ни куска сала или, по крайней мере, старого книша, что, по обыкновению, запрятываемо было бурсаками.  В этом предло­жении  поставлена запятая, так как нет союза НО.

 Мы вступаем в открытое море, но если хорошо приглядеться, то на горизонте уже виднеются синие тени земли. Солнце взошло, и хотя на небе не было ни облачка, но цвет его был странный: беловатый и серый одновременно.



Обратите внимание!!!

  • Всегда ставится запятая перед то, так или союзом но, стоящими после придаточного предложения;

  • Будьте осторожны при постановке запятой перед союзом и: он может соединять два oдноpoдныx члена предложения или два однородных придаточных.

Спишите предложения. Определите, в каких случаях при сочетании союзов между ними необходимо ставить запятую, в каких — нет. Расставьте, где необходимо, запятые.

1. Мальчик старика боялся и когда тот изредка появлялся в их доме старался держаться от важного посетителя в стороне (А. Варламов). 2. Веня не перебивал Родю но когда тот закончил рассказ посмотрел на него с досадой (Ю. Сотник). 3. Он не замечал как шло время но когда глянул на часы то увидел что уже поздно (В. Шефнер). 4. Осенью пляж был безлюден и когда мы возвращались из школы я шёл домой через пустынный пляж (В. Шефнер). 5. Девушка бледнела от ночной прохлады и когда они выходили из сада раздвигая мокрые синеватые листья она вздрагивала (Ф. Искандер).