СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания для школьной олимпиады по биологии в 9 классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале подобраны задания в соответствии с курсом школьной программы 9 класса.

Просмотр содержимого документа
«задания для школьной олимпиады по биологии в 9 классе»

Олимпиадные задания для 9 класса

по предмету биология (школьный тур)

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.


1. Основу слоевища лишайника составляют клетки:

а) цианобактерий;

б) гриба;

в) многоклеточной водоросли;

г) одноклеточной водоросли.

2. Плауны размножаются:

а) только семенами;

б) только спорами;

в) спорами и вегетативно;

г) только вегетативно.

3. Конечным продуктом фотосинтеза у зеленых растений является вещество:

а) крахмал;

б) хлорофилл;

в) углекислый газ;

г) вода.

4. У цветковых растений мужские половые клетки образуются в:

а) пестиках;

б) тычинках;

в) семязачатках;

г) пыльцевой трубке.

5. Органами зрения у пауков являются:

а) 1 пара фасеточных глаз;

б) 4 пары простых глаз;

в) 1 пара фасеточных и 2 пары простых глаз;

г) 1 пара фасеточных и 3 пары простых глаз.

6. Гельминтами называют:

а) всех червей;

б) всех червей, паразитирующих в организме животных и человека;

в) только плоских червей, паразитирующих в организме животных и человека;

г) только круглых червей, паразитирующих в организме животных и человека.

7. Крылья у насекомых находятся на спинной стороне:

а) груди и брюшка;

б) груди;

в) головогруди и брюшка;

г) головогруди.

8. Земноводные, являясь холоднокровными животными с невысоким уровнем обмена веществ, ведут активную жизнедеятельность благодаря:

а) всеядности;

б) развитию с метаморфозом;

в) питанию только богатой белками животной пищей;

г) способности к длительному пребыванию под водой.

9. Основная клетка нервной ткани – нейрон обычно состоит из:

а) тела, одного короткого и нескольких длинных отростков;

б) тела, одного длинного и нескольких коротких отростков;

в) нескольких тел, одного короткого и одного длинного отростка;

г) нескольких тел с отходящими от них длинными и короткими отростками.

10. Овладение умением разводить и поддерживать огонь было жизненно необходимым для:

а) австралопитеков;

б) человека умелого;

в) человека прямоходящего;

г) неандертальцев.

11. К основным методам физиологии человека как науки следует отнести:

а) препарирование с применением хирургических инструментов;

б) исследования с применением микроскопической техники (микроскопирование);

в) наблюдение и эксперимент;

г) ультразвуковые исследования (УЗИ) и электрокардиографию (ЭКГ).

12. Исходя из особенностей строения организма человека, его сердце следует отнести к следующему уровню организации:

а) атомно-молекулярному;

б) тканевому;

в) органному;

г) системному.

13. По какому, наиболее точному, признаку можно отличить гладкие мышечные волокна от поперечно-полосатых:

а) по цвету;

б) по количеству ядер в клетке;

в) по количеству межклеточного вещества;

г) по наличию ресничек.

14. Надкостница не может обеспечить:

а) рост кости в длину;

б) чувствительность кости;

в) питание кости;

г) срастание кости после переломов.

15.Эритроциты вырабатываются в:

а) красном костном мозге;

б) печени;

в) селезенке;

г) лимфатических узлах.

16. Классические исследования процессов пищеварения были осуществлены:

а) Э. Дженнером;

б) Л.Пастером;

в) И.И. Мечниковым;

г) И.П. Павловым.

17. Примером конкуренции являются взаимоотношения между популяциями:

а) карася и карпа в одном водоеме;

б) карася и щуки в одном водоеме;

в) карася и уклейки в одном водоеме;

г) щуки и уклейки.

18. Хищники в природном сообществе:

а) уничтожают популяцию жертв;

б) способствуют росту популяции жертв;

в) оздоровляют популяцию жертв и регулируют ее численность;

г) не влияют на численность популяции жертв.

19. Исследование процессов кровообращения У. Гарвеем преимущественно основано на применении метода биологии:

а) описательного;

б) сравнительного;

в) исторического;

г) экспериментального.

20. Относительное постоянство внутренней среды организмов является проявлением жизненного свойства:

а) раздражимость;

б) самовоспроизведение;

в) саморегуляция;

г) изменчивость.

21. Наука, изучающая клетку:

а) гистология;

б) морфология;

в) цитология;

г) эмбриология.

22. Функции носителей наследственной информации выполняют:

а) белки;

б) углеводы;

в) жиры;

г) нуклеиновые кислоты.

23. Стадия клеточного цикла, во время которой происходит репликация ДНК:

а) интерфаза;

б) профаза;

в) метафаза;

г) телофаза.

24. Стадия митоза, во время которой происходит расхождение хроматид:

а) профаза;

б) метафаза;

в) анафаза;

г) телофаза.

25. Органические вещества, обеспечивающие клетку энергией:

а) белки и жиры;

б) жиры и углеводы;

в) углеводы и нуклеиновые кислоты;

г) вода и углеводы.


Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Корень может:

1) поглощать воду с растворенными веществами.

2) закреплять растения в почве.

3) расти за счет вставочной меристемы.

4) синтезировать аминокислоты, гормоны, алкалоиды.

5) образовывать чешуевидные листья на старых участках корней.

а) 1, 2, 3;

б) 1, 2, 4;

в) 2, 4, 5;

г) 1, 3, 5.

2. В составе жилки листа можно обнаружить:

1) ситовидные трубки с клетками спутницами.

2) сосуды.

3) склеренхиму.

4) уголковую колленхиму.

5) паренхиму.

а) 1, 3, 4;

б) 1, 2, 4, 5;

в) 1, 2, 3, 5;

г) 1, 2, 3, 4, 5.

3. Для цветковых растений произрастающих в воде характерно:

1) плохое развитие или отсутствие механической ткани.

2) хорошее развитие механической ткани.

3) хорошее развитие древесины, обеспечивающей передвижение воды по растению.

4) наличие крупных межклетников в тканях корней, листьев и стебля.

5) преобладание в пучках ксилемы и плохое развитие флоэмы.

а) 1, 3;

б) 2, 5;

в) 1, 4;

г) 2, 3, 4.

4. Личинки Перепончатокрылых насекомых могут иметь:

1) 3 пары членистых ног.

2) 3 пары членистых ног и 6-8 пар ложных брюшных ножек.

3) 3 пары членистых ног и 2-5 пар ложных брюшных ножек.

4) 8 пар ложных брюшных ножек.

5) быть безногими.

а) 1, 2, 3, 4;

б) 2, 3, 4, 5;

в) 1, 2, 4;

г) 2, 5.

5. Яркая черно-желтая полосатая окраска является предупреждающей у:

1) тигра.

2) колорадского жука.

3) суматранского барбуса.

4) шершня.

5) мухи журчалки.

а) 1, 3, 4;

б) 1, 5;

в) 2, 3, 5;

г) 2, 4.

6. В экологии рассматриваются пирамиды:

1) чисел.

2) биомассы.

3) видового состава.

4) энергии.

5) трофических связей.

а) 2, 4, 5;

б) 1, 2, 4;

в) 1, 4, 5;

г) 1, 2, 5.

7. Относится (-ятся) к идиоадаптациям:

1) мимикрия.

2) покровительственная окраска.

3) предостерегающая окраска.

4) половой диморфизм.

5) паразитизм.

а) 1, 2, 3;

б) 1, 3, 4;

в) 2, 3, 5;

г) 3, 4, 5.

8. Для анафазы митоза не характерно:

1) образование «экваториальной пластинки».

2) начало перемещения хромосом к полюсам.

3) формирование веретена деления.

4) появление ядрышек.

5) образование «дочерних звезд».

а) 3, 5;

б) 2, 5;

в) 1, 2, 5;

г) 1, 3, 4.

9. В клетках эукариот ДНК находится в:

1) ядре.

2) нуклеосомах.

3) митохондриях.

4) пластидах.

5) пероксисомах.

а) 1, 2, 4;

б) 1, 3, 4;

в) 2, 4, 5;

г) 1, 3, 4, 5.

10. Кроссинговер обычно происходит в мейозе при конъюгации у:

1) мужчин и женщин в любой из 22 пар аутосом.

2) женщин в паре половых хромосом.

3) мужчин в паре половых хромосом.

4) кур паре половых хромосом.

5) петухов паре половых хромосом.

а) 1, 2, 4;

б) 1, 2, 5;

в) 1, 3, 4;

г) 2, 3, 4, 5.


Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Червеобразный отросток (аппендикс) не имеет полости.

2. В норме слюны у человека выделяется меньше, чем желудочного сока.

3. Во время отдыха количество сахара в крови уменьшается.

4. На больших глубинах в Мировом океане могут существовать только детритные цепи питания.

5. Популяционные волны связаны только с колебаниями численности и не оказывают влияния на генофонд.

6. Единственная функция клеточной мембраны – поддержание постоянной формы клетки.

7. Цитоплазма обеспечивает взаимосвязь всех частей клетки.

8. Пиноцитоз характерен только для животных клеток.

9. Качественный и количественных состав органоидов клетки зависит от выполняемых ею функций.

10. Наиболее вероятно, что эволюция покровов у беспозвоночных шла в направлении развития мерцательного эпителия в плоский эпителий.

11. Все анаэробы – это микроорганизмы, осуществляющие брожение.

12. Рибосомы образуются путем самосборки.

13. У мухи дрозофилы Y хромосома не оказывает существенного влияния в определении пола особи.

14. В генетическом коде каждому виду аминокислоты соответствует только один триплет (кодон).

15. Гены парных признаков при дигибридном скрещивании находятся в разных хромосомах.


Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.


1. [мах. 2,5 балла] Соотнесите вещество (А–Д) и биологический материал, из которого оно может быть получено (1–5).

Биологический материал: Вещество:

1. Клеточная стенка грибов А. Крахмал

2. Печень животных Б. Сахароза

3. Клеточный сок растений В. Целлюлоза

4. Сердцевина стебля растений Г. Хитин

5. Хлопковое волокно Д. Гликоген


Биологический материал

1

2

3

4

5

Вещество







2. [мах. 2,5 балла] Соотнесите органические вещества (А–Д) и функции, выполняемые ими в клетке и/или организме (1–5).

Функции:

1. Ускоряют химические реакции в клетке, являются биологическими катализаторами.

2. Входят в состав клеточных мембран, образуя двойной слой гидрофобных молекул.

3. Являются основным компонентом клеточной стенки клетки растений.

4. Выполняет функцию аккумулятора энергии в клетке.

5. Заключает в себе генетическую информацию об организме.

Вещества:

А. ДНК

Б. Белки

В. АТФ

Г. Липиды

Д. Углеводы


Функции

1

2

3

4

5

Вещество





























ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ

Задание 1. [25 баллов]


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

б

в

а

б

б

б

б

в

б

г

11-20

в

в

б

а

а

г

а

в

г

в

21-25

в

г

а

в

б







Задание 2. [20 баллов]


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

б

г

в

г

г

б

а

г

б

б


Задание 3. [15 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

прав. "ДА"


Х


Х


Х

Х

Х

Х

Х


Х

Х



неправ "НЕТ"

Х


Х


Х






Х



Х

Х


Задание 4. [5 баллов]

1. [2,5 балла]

Биологический материал

1

2

3

4

5

Вещество

Г

Д

Б

А

В


2. [2,5 балла]

Функции

1

2

3

4

5

Вещество

Б

Г

Д

В

А




Максимум: 65 баллов


1 место – 52 – 65 баллов

2 место – 42 - 51 баллов

3 место – 33– 41 балла








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!