Олимпиадные задания для 9 класса
по предмету биология (школьный тур)
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Основу слоевища лишайника составляют клетки:
а) цианобактерий;
б) гриба;
в) многоклеточной водоросли;
г) одноклеточной водоросли.
2. Плауны размножаются:
а) только семенами;
б) только спорами;
в) спорами и вегетативно;
г) только вегетативно.
3. Конечным продуктом фотосинтеза у зеленых растений является вещество:
а) крахмал;
б) хлорофилл;
в) углекислый газ;
г) вода.
4. У цветковых растений мужские половые клетки образуются в:
а) пестиках;
б) тычинках;
в) семязачатках;
г) пыльцевой трубке.
5. Органами зрения у пауков являются:
а) 1 пара фасеточных глаз;
б) 4 пары простых глаз;
в) 1 пара фасеточных и 2 пары простых глаз;
г) 1 пара фасеточных и 3 пары простых глаз.
6. Гельминтами называют:
а) всех червей;
б) всех червей, паразитирующих в организме животных и человека;
в) только плоских червей, паразитирующих в организме животных и человека;
г) только круглых червей, паразитирующих в организме животных и человека.
7. Крылья у насекомых находятся на спинной стороне:
а) груди и брюшка;
б) груди;
в) головогруди и брюшка;
г) головогруди.
8. Земноводные, являясь холоднокровными животными с невысоким уровнем обмена веществ, ведут активную жизнедеятельность благодаря:
а) всеядности;
б) развитию с метаморфозом;
в) питанию только богатой белками животной пищей;
г) способности к длительному пребыванию под водой.
9. Основная клетка нервной ткани – нейрон обычно состоит из:
а) тела, одного короткого и нескольких длинных отростков;
б) тела, одного длинного и нескольких коротких отростков;
в) нескольких тел, одного короткого и одного длинного отростка;
г) нескольких тел с отходящими от них длинными и короткими отростками.
10. Овладение умением разводить и поддерживать огонь было жизненно необходимым для:
а) австралопитеков;
б) человека умелого;
в) человека прямоходящего;
г) неандертальцев.
11. К основным методам физиологии человека как науки следует отнести:
а) препарирование с применением хирургических инструментов;
б) исследования с применением микроскопической техники (микроскопирование);
в) наблюдение и эксперимент;
г) ультразвуковые исследования (УЗИ) и электрокардиографию (ЭКГ).
12. Исходя из особенностей строения организма человека, его сердце следует отнести к следующему уровню организации:
а) атомно-молекулярному;
б) тканевому;
в) органному;
г) системному.
13. По какому, наиболее точному, признаку можно отличить гладкие мышечные волокна от поперечно-полосатых:
а) по цвету;
б) по количеству ядер в клетке;
в) по количеству межклеточного вещества;
г) по наличию ресничек.
14. Надкостница не может обеспечить:
а) рост кости в длину;
б) чувствительность кости;
в) питание кости;
г) срастание кости после переломов.
15.Эритроциты вырабатываются в:
а) красном костном мозге;
б) печени;
в) селезенке;
г) лимфатических узлах.
16. Классические исследования процессов пищеварения были осуществлены:
а) Э. Дженнером;
б) Л.Пастером;
в) И.И. Мечниковым;
г) И.П. Павловым.
17. Примером конкуренции являются взаимоотношения между популяциями:
а) карася и карпа в одном водоеме;
б) карася и щуки в одном водоеме;
в) карася и уклейки в одном водоеме;
г) щуки и уклейки.
18. Хищники в природном сообществе:
а) уничтожают популяцию жертв;
б) способствуют росту популяции жертв;
в) оздоровляют популяцию жертв и регулируют ее численность;
г) не влияют на численность популяции жертв.
19. Исследование процессов кровообращения У. Гарвеем преимущественно основано на применении метода биологии:
а) описательного;
б) сравнительного;
в) исторического;
г) экспериментального.
20. Относительное постоянство внутренней среды организмов является проявлением жизненного свойства:
а) раздражимость;
б) самовоспроизведение;
в) саморегуляция;
г) изменчивость.
21. Наука, изучающая клетку:
а) гистология;
б) морфология;
в) цитология;
г) эмбриология.
22. Функции носителей наследственной информации выполняют:
а) белки;
б) углеводы;
в) жиры;
г) нуклеиновые кислоты.
23. Стадия клеточного цикла, во время которой происходит репликация ДНК:
а) интерфаза;
б) профаза;
в) метафаза;
г) телофаза.
24. Стадия митоза, во время которой происходит расхождение хроматид:
а) профаза;
б) метафаза;
в) анафаза;
г) телофаза.
25. Органические вещества, обеспечивающие клетку энергией:
а) белки и жиры;
б) жиры и углеводы;
в) углеводы и нуклеиновые кислоты;
г) вода и углеводы.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Корень может:
1) поглощать воду с растворенными веществами.
2) закреплять растения в почве.
3) расти за счет вставочной меристемы.
4) синтезировать аминокислоты, гормоны, алкалоиды.
5) образовывать чешуевидные листья на старых участках корней.
а) 1, 2, 3;
б) 1, 2, 4;
в) 2, 4, 5;
г) 1, 3, 5.
2. В составе жилки листа можно обнаружить:
1) ситовидные трубки с клетками спутницами.
2) сосуды.
3) склеренхиму.
4) уголковую колленхиму.
5) паренхиму.
а) 1, 3, 4;
б) 1, 2, 4, 5;
в) 1, 2, 3, 5;
г) 1, 2, 3, 4, 5.
3. Для цветковых растений произрастающих в воде характерно:
1) плохое развитие или отсутствие механической ткани.
2) хорошее развитие механической ткани.
3) хорошее развитие древесины, обеспечивающей передвижение воды по растению.
4) наличие крупных межклетников в тканях корней, листьев и стебля.
5) преобладание в пучках ксилемы и плохое развитие флоэмы.
а) 1, 3;
б) 2, 5;
в) 1, 4;
г) 2, 3, 4.
4. Личинки Перепончатокрылых насекомых могут иметь:
1) 3 пары членистых ног.
2) 3 пары членистых ног и 6-8 пар ложных брюшных ножек.
3) 3 пары членистых ног и 2-5 пар ложных брюшных ножек.
4) 8 пар ложных брюшных ножек.
5) быть безногими.
а) 1, 2, 3, 4;
б) 2, 3, 4, 5;
в) 1, 2, 4;
г) 2, 5.
5. Яркая черно-желтая полосатая окраска является предупреждающей у:
1) тигра.
2) колорадского жука.
3) суматранского барбуса.
4) шершня.
5) мухи журчалки.
а) 1, 3, 4;
б) 1, 5;
в) 2, 3, 5;
г) 2, 4.
6. В экологии рассматриваются пирамиды:
1) чисел.
2) биомассы.
3) видового состава.
4) энергии.
5) трофических связей.
а) 2, 4, 5;
б) 1, 2, 4;
в) 1, 4, 5;
г) 1, 2, 5.
7. Относится (-ятся) к идиоадаптациям:
1) мимикрия.
2) покровительственная окраска.
3) предостерегающая окраска.
4) половой диморфизм.
5) паразитизм.
а) 1, 2, 3;
б) 1, 3, 4;
в) 2, 3, 5;
г) 3, 4, 5.
8. Для анафазы митоза не характерно:
1) образование «экваториальной пластинки».
2) начало перемещения хромосом к полюсам.
3) формирование веретена деления.
4) появление ядрышек.
5) образование «дочерних звезд».
а) 3, 5;
б) 2, 5;
в) 1, 2, 5;
г) 1, 3, 4.
9. В клетках эукариот ДНК находится в:
1) ядре.
2) нуклеосомах.
3) митохондриях.
4) пластидах.
5) пероксисомах.
а) 1, 2, 4;
б) 1, 3, 4;
в) 2, 4, 5;
г) 1, 3, 4, 5.
10. Кроссинговер обычно происходит в мейозе при конъюгации у:
1) мужчин и женщин в любой из 22 пар аутосом.
2) женщин в паре половых хромосом.
3) мужчин в паре половых хромосом.
4) кур паре половых хромосом.
5) петухов паре половых хромосом.
а) 1, 2, 4;
б) 1, 2, 5;
в) 1, 3, 4;
г) 2, 3, 4, 5.
Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1. Червеобразный отросток (аппендикс) не имеет полости.
2. В норме слюны у человека выделяется меньше, чем желудочного сока.
3. Во время отдыха количество сахара в крови уменьшается.
4. На больших глубинах в Мировом океане могут существовать только детритные цепи питания.
5. Популяционные волны связаны только с колебаниями численности и не оказывают влияния на генофонд.
6. Единственная функция клеточной мембраны – поддержание постоянной формы клетки.
7. Цитоплазма обеспечивает взаимосвязь всех частей клетки.
8. Пиноцитоз характерен только для животных клеток.
9. Качественный и количественных состав органоидов клетки зависит от выполняемых ею функций.
10. Наиболее вероятно, что эволюция покровов у беспозвоночных шла в направлении развития мерцательного эпителия в плоский эпителий.
11. Все анаэробы – это микроорганизмы, осуществляющие брожение.
12. Рибосомы образуются путем самосборки.
13. У мухи дрозофилы Y хромосома не оказывает существенного влияния в определении пола особи.
14. В генетическом коде каждому виду аминокислоты соответствует только один триплет (кодон).
15. Гены парных признаков при дигибридном скрещивании находятся в разных хромосомах.
Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
1. [мах. 2,5 балла] Соотнесите вещество (А–Д) и биологический материал, из которого оно может быть получено (1–5).
Биологический материал: Вещество:
1. Клеточная стенка грибов А. Крахмал
2. Печень животных Б. Сахароза
3. Клеточный сок растений В. Целлюлоза
4. Сердцевина стебля растений Г. Хитин
5. Хлопковое волокно Д. Гликоген
Биологический материал | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вещество | | | | | |
2. [мах. 2,5 балла] Соотнесите органические вещества (А–Д) и функции, выполняемые ими в клетке и/или организме (1–5).
Функции: 1. Ускоряют химические реакции в клетке, являются биологическими катализаторами. 2. Входят в состав клеточных мембран, образуя двойной слой гидрофобных молекул. 3. Являются основным компонентом клеточной стенки клетки растений. 4. Выполняет функцию аккумулятора энергии в клетке. 5. Заключает в себе генетическую информацию об организме. | Вещества: А. ДНК Б. Белки В. АТФ Г. Липиды Д. Углеводы |
Функции | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вещество | | | | | |
ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ
Задание 1. [25 баллов]
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1-10 | б | в | а | б | б | б | б | в | б | г |
11-20 | в | в | б | а | а | г | а | в | г | в |
21-25 | в | г | а | в | б | | | | | |
Задание 2. [20 баллов]
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1-10 | б | г | в | г | г | б | а | г | б | б |
Задание 3. [15 баллов]
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
прав. "ДА" | | Х | | Х | | Х | Х | Х | Х | Х | | Х | Х | | |
неправ "НЕТ" | Х | | Х | | Х | | | | | | Х | | | Х | Х |
Задание 4. [5 баллов]
1. [2,5 балла]
Биологический материал | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вещество | Г | Д | Б | А | В |
2. [2,5 балла]
Функции | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вещество | Б | Г | Д | В | А |
Максимум: 65 баллов
1 место – 52 – 65 баллов
2 место – 42 - 51 баллов
3 место – 33– 41 балла