СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания по функциональной грамотности

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания предназначены для формирования функциональной граммотности по предмету История

Просмотр содержимого документа
«Задания по функциональной грамотности»

Выполнив задания, я проверю, насколько я могу

  • Применять материал по теме в практической деятельности,

  • анализировать и интерпретировать полученные данные, делать выводы, выдвигать гипотезы,

  • проводить анализ, аргументировать и критически мыслить.


Царствование Екатерины II удостоилось от современников и потомков самых противоречивых оценок. Ей писали панегирики и слали проклятия. Не кто иной как Пушкин в одной своей исторической заметке наградил императрицу крепким словцом. Попробуем и мы подвести краткий баланс под ее правлением. «Да посрамит Небо всех тех, кто берется управлять народами, не имея в виду истинного блага государства» , - писала Екатерина в молодости. Результаты ее царствования и вправду были очень внушительны. Екатерина сама любила подсчитывать их. Как-то в 1781 году секретарь императрицы граф Безбородко представил ей каталог ее деяний за 19 лет правления. Оказалось, что устроено губерний по новому образцу – 29, построено городов – 144, конвенций и трактатов заключено – 30, побед одержано – 78, издано важных указов – 88, а указов для облегчения жизни народа – 123. Итого выходит 492 славных дела только за первую половину царствования! Немногие правительства могут похвастать такими же результатами. А ведь к этому надо добавить, что Екатерина отвоевала у Польши и Турции земли с населением до 7 миллионов человек, усилила армию, увеличив ее вдвое – со 160 до 312 тысяч солдат. Приняв в начале царствования полусгнивший флот из 21 линейного корабля, она оставила своему преемнику 67 линейных кораблей и 40 фрегатов. Количество фабрик и заводов выросло с 500 до двух тысяч, а сумма государственных доходов при ней увеличилась в 4 раза. Не зря екатерининская Россия представлялась некоторым иностранцам волшебной страной. Теперь об издержках. Из 36 лет царствования Екатерины половина пришлась на войны и бунты. Людские и финансовые потери России были очень велики. Недаром Павел I по своем вступлении на престол назвал Россию «единственною в свете державой, которая находилась 40 лет в несчастном положении истощать свое народонаселение» . Справедливости ради, следует все же сказать, что общее число жителей Российской империи при Екатерине не сократилось, а выросло – да еще как: почти вдвое! К темным сторонам правления Екатерины надо также причислить раздачу почти миллиона государственных крестьян в собственность дворянам и введение крепостного права на Украине. Взятки и неприкрытое воровство фаворитов и должностных лиц достигли при ней баснословного масштаба. И пример в расточительстве подавала сама Екатерина, платившая, бывало, зимой по 500 рублей за 5 огурцов и выделявшая 15 тысяч рублей в год на угли для щипцов придворного парикмахера. Государственный долг России на момент ее смерти превысил три годовых бюджета. Как видите, вынести однозначный исторический приговор Екатерине в самом деле нелегко. Несомненно одно: она высоко подняла национальное достоинство и народную гордость россиян, приучила Россию к победам и мировому лидерству. При Екатерине русские привыкли чувствовать себя первыми людьми Европы. Поэтому заезжая немка и стала в России "матушкой". Удачи.

Задание: прочитав текст, заполните таблицу, используя следующие значки: (V) я это знаю; (+) это новая информация для меня; (—) я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал; (?) это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.



V

+

?

Екатерина II- русская правительница

Немецкая принцесса, но любила Россию

После смерти оставила много долгов

Что еще нового появилось в России во время правления Екатерины II?







Оценивание выполненного задания


Компетенция

ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации

Тип задания

Знание содержания

Содержание

Распределение информации

Контекст

Личностный

Когнитивный уровень

Средний

Тип вопроса

Открытый

Дидактическая единица

История


Оценка выполненного задания



Ответ принимается полностью-2 б

Ответ принимается частично- 1б

Ответ не принимается полностью-0 б

Другой ответ или ответ отсутствует


Задание 2

1. «Громки и велики были дела …, твердо вошедшие в полном блеске своем, в несокрушимой силе совершившихся событий… Она внесла в Русское общество просветительные и животворные стихии, и внесла их не крутыми мерами, не насильствуя личной воли».

М. Карамзин


2. «Неверно было бы назвать правление … «золотым веком» русской истории. За фасадом благополучия скрывались и ужасы крепостничества, и фаворитизм, и процветавшее взяточничество».

Е.Анисимов


3. «Одни говорили о том времени с восторженным одушевлением или с умиленным замиранием сердца: блестящий век, покрывший Россию бессмертной всесветной славой ее властительницы, время героев и героических дел, эпоха широкого, небывалого размаха русских сил, изумившего и напугавшего вселенную... По мнению других, вся эта героическая эпопея была не что иное, как театральная феерия, которую из-за кулис двигали славолюбие, тщеславие и самовластие; великолепные учреждения заводились для того только, чтобы прослыть их основательницей, а затем оставлялись в пренебрежении, без надлежащего надзора и радения об их развитии и успехе; вся политика Екатерины была системой нарядных фасадов с неопрятными задворками, следствиями которой были полная порча нравов в высших классах, угнетение и разорение низших, общее ослабление России».

В.О. Ключевский


Историки по-разному высказываются о времени правления Великой императрицы, кто-то положительно, а кто-то отрицательно.


- Прочтите высказывания о правительнице и ее правлении. С какими из них вы согласны? А с какими нет?

Попробуйте составить свою характеристику Екатерины II








Оценивание выполненного задания


Компетенция

ОК 2.ОК 4

Тип задания

Знание содержания

Содержание

Осмысление информации

Контекст

Личностный

Когнитивный уровень

Средний

Тип вопроса

Открытый

Дидактическая единица

История, литература


Оценка выполненного задания



Ответ принимается полностью-2 б

Ответ принимается частично- 1б

Ответ не принимается полностью-0 б

Другой ответ или ответ отсутствует







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!