СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания по словообразованию

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На примере данного материала предлагается учащимся выполнить задания по теме: "Словообразование".

Просмотр содержимого документа
«Задания по словообразованию»

Задания по русскому языку. Словообразование

1.На примерах докажите, что корни -вод-, -цел-, голуб- могут передавать два значения.

2. Прочитайте следующие тексты. О чем они говорят? Сделайте вывод.

-вод-:

В современном русском языке слова вода и водить не яв­ляются однокоренными. Но когда-то очень давно эти слова были родственниками. Вот как об этом пишет поэт Н.Асеев в книге «Жизнь слова».

Разве в слове вода мы ощущаем то, что она «ве­дет» куда-то, то есть служит путем, дорогой, какой она была для наших предков, передвижение ко­торых совершалось главным образом по рекам. Моя бабка, помнившая еще крепостное право, всегда поправляла говорившего, что нужно пойти за во­дой: «За водой пойдешь — не вернешься! По воду пойти — вот как надо сказать!» Для нее слово вода было еще полно живого звучания пути, уводящего куда-то вдаль. Равенство понятий река-вода посте­пенно стиралось, уступая другому осмысливанию воды — из колодца, из водопровода.



(Н.Асеев)

-цел-

Не каждый догадается, что целебный и -целый — одного корня. Между тем буквальное значение сло­ва целый первоначально было близко к «здоровый», «неповрежденный». Потом его стали понимать и как «полный»: «целая чашка ягод», «целый год дож­ди». От целый — «здоровый» было образовано древ­нее слово цельба — «лечение»,«лекарство» и.уже от него целебный — «исцеляющий, лечебный».

-голуб-:

Давно разошлись по значению слова голубь и голубой. А когда-то они мирно уживались в одном словообразовательном гнезде.

В древнейшем языке славян было существитель­ное голубь, которое, кстати, образовано от старого корня -гол- со значением цвета «желтый», т.е. «пти­ца с желтизной в оперении». Постепенно слово го­лубь стало восприниматься в значении «лазурный», т.к. именно этот цвет преобладает в окраске перьев этой птицы.

В современном русском языке значения бывших однокоренных слов разошлись.


3. Прочитайте текст. О значении каких корней-омонимов в нем говорится?

Мы часто говорим: остаться с носом, то есть потерпеть неудачу, обмануться в своих расчетах, оказаться одураченным. Однако не все знают, что нос в этом выражении не имеет ничего общего с частью лица. По древнему обычаю жених приносил родителям невесты нос, то есть приношение, пода­рок, выкуп. Если жениху отказывали, он оставался с носом. Позже это слово было связано со словом нос в современном понимании, и появилось выражение водить за нос (дурачить).

Иного происхождения фразеологизм зарубать ни носу (хорошо запомнить). Носом в старину называли памятную доску, которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней различные замет­ки, зарубки.

(А.Арсщпш)

4. Шарада.

Найдите загаданные слова, запишите по три однокоренных к каждому из них.

1. В списке вы мой обнаружите .
^ — в собрании встретите скоро.
В слове рассказ вы ' найдете,

В целом — по мне на уроки пойдете.

2. с дорогой роднится,
В сборе таится,

— как в слове дневник,

Целым же в космос проник.


3. Мой - родственник сражению,

' — в слове заявление,

В наборщике есть мой,

А весь — тружусь я под землей

(А.Арсирий)

5. Прочитайте текст сначала про себя, затем вслух, соблюдая паузы и логические ударения. Разделите текст части и перескажите каждую мысль, стараясь дополнить текст своими примерами. Какую мысль доказывает текст?

Чтобы не делать ошибок в разборе слов по составу, нужно учитывать значение слов и значение морфем.

В существительном плащик выделяем суффикс -
ик-, который придает слову значение «маленький»
(плащик — «маленький плащ»). А существительное
каменщик не имеет значения «маленький камень»,
потому что в нем нет суффикса ~ик- с таким значением. В этом слове другой суффик -щик-, как и в словах кабельщик, экскаваторщик, сварщик. Все эти существительные обозначают профессию человека. Такое значение придает им суффикс -щик-.

Учитывать значение морфем нужно и для того, чтобы определять их правильное написание. Например, чтобы верно написать слово об...жать, нужно знать его значение. Если оно употреблено в значении «бегать», пишем е {обежать вокруг дома). Буква и в корне пишется, если слово обозначает «наносить обиду человеку» (обижать друга).

Определение значения морфем помогает правильно назвать часть речи и форму слов. Так, мы сразу определим, что слово с окончанием -ешь является глаголом в форме единственного числа, 2-го лица, настоящего или будущего времени (сажаешь, играешь, сделаешь). Итак, необходимо учитывать значение морфем для того, чтобы:

  • разобраться в строении слова;

  • выбрать правильное написание морфем;

— определить часть речи и морфологические приз­наки слова (род, число, падеж, время глагола, ли­цо).


6. Прочитайте текст.

Давно замечено, что маленькие дети неутомимо изобретают новые слова, во «взрослом» языке не существующие:

  • Смотри, как налужил дождь! \

  • Собака разинула пасть, а потом зазинула.

  • Гуси пошли гуськом, а утки утьком.

  • Ты будешь продавец, а я покупеи,.

  • Расскажи мне начало, а кончала не надо.

  • Когда вырасту, стану конькеистом!

  • Какие мы с тобой сорители!

  • Эх ты, непонимуха.

Этих слов нет в русском языке, но мы их очень хорошо понимаем. Почему же? Потому что они обра­зованы из тех морфем, которые хорошо известны всем нам и употребляются во многих словах русского языка.

Например, слово налужил ребенок создал по образцу очень распространенных глаголов насо­рил, натоптал, наследил. Слово конькеист напоминает названия «спортивных профессий» хок­кеист , фут болист.

Непонимуха образовано так же, как и слова копуха, крикуха, стряпуха, молодуха.

Наблюдение над детской речью помогает лучше понять, как образуются слова в русском языке. Эти сведения обогащают наши знания о родном языке.

2) Расскажите, что обозначает каждое слово, придуман­ное ребенком, и каким способом оно образовано.Почему значение этих слов нам понятно?

Низота, люденыш, плакун, морозята, настульная игра, цареныш, веснуют,

3) Используя слова из этого упражнения, докажите, что морфема — значимая часть слова, она способна передавать определенный смысл, который мы понимаем даже в словах, не употребляющихся в языке.

7. Шуточная словообразовательная игра:

ряженка — это модница, нарядная женщина

ельник — рот

изверг — вулкан (ср. извержение вулкана)

кустарник — сторож, который караулит кусты

мельница — жена мельника

грабитель — тот, кто сгребает сено граблями

лайнер — порода собак с громким лаем

застенчивый — живущий по соседству (через стенку)

слепень — скульптор (ср. лепить)

пудинг — тяжелоатлет (ср. пуд)

едва — процесс принятия пищи (ср. еда)

хрусталь — битое стекло (ср. хрустеть)

ломовик — ребенок (ср. ломать)

8. Задание: выписать 1 существ., 1 прилаг., 1 глагол – выделить морфемы.

У графа В… был музыкальный вечер. Первые артисты столицы платили своим искусством за честь аристократического приёма; в числе гостей мелькало несколько литераторов и ученых; две или три модные красавицы; несколько барышень и старушек и один гвардейский офицер. Около десятка доморощенных львов красовалось в дверях второй гостиной и у камина; все шло своим чередом; было ни скучно, ни весело.

В ту самую минуту как новоприезжая певица подходила к роялю и брала ноты... одна молодая женщина зевнула, встала и вышла в соседнюю комнату, на это время опустевшую. На ней было черное платье, кажется по случаю траура. На плече, пришпиленный к голубому банту, сверкал бриллиантовый вензель, она была среднего роста, стройна, медленна и ленива в своих движениях, длинные, чудесные волосы оттеняли ее еще молодое, правильное, но бледное лицо, и на этом лице сияла печать мысли. (М. Лермонтов)




1. Вставьте пропущенные буквы.

Медл...о идя по шо…е, Ромашов неотступно гл...дел на этот в...лшебный пожар. Как и всегда, с сам...го детства, ему ч...дилась за ярк...й вечерн...й зарёй какая-то таинственная, светозарная ж...знь. Точно так, д...леко-д...леко за ...бл..ками и за г...ризонтом, пылал под н...видимым отсюда со...цем чуде...ный, осл…пительно-пр...красный город, скрытый от глаз туч...ми. (А. Куприн)


2. Вставьте пропущенные буквы.

К ночи в непогоду ст...новит...ся очень х...л...дно и р...систо. Надышавшись на гумне ржаным ар...матом новой с..л...мы и мякины, бодро идёш... д...мой к уж...ну мимо садов...го вала. Г..л..са на д...ревн... или скрип в...рот раздают..ся по студён...й заре необыкновенно ясно. Т...мнет. В т...мноте, в глубине сада сказочная картина, точно б...гровое пламя пыла...т в уг...лке сада.( И. Бунин)


3