Задания по русскому языку. Словообразование
1.На примерах докажите, что корни -вод-, -цел-, голуб- могут передавать два значения.
2. Прочитайте следующие тексты. О чем они говорят? Сделайте вывод.
-вод-:
В современном русском языке слова вода и водить не являются однокоренными. Но когда-то очень давно эти слова были родственниками. Вот как об этом пишет поэт Н.Асеев в книге «Жизнь слова».
Разве в слове вода мы ощущаем то, что она «ведет» куда-то, то есть служит путем, дорогой, какой она была для наших предков, передвижение которых совершалось главным образом по рекам. Моя бабка, помнившая еще крепостное право, всегда поправляла говорившего, что нужно пойти за водой: «За водой пойдешь — не вернешься! По воду пойти — вот как надо сказать!» Для нее слово вода было еще полно живого звучания пути, уводящего куда-то вдаль. Равенство понятий река-вода постепенно стиралось, уступая другому осмысливанию воды — из колодца, из водопровода.
(Н.Асеев)
-цел-
Не каждый догадается, что целебный и -целый — одного корня. Между тем буквальное значение слова целый первоначально было близко к «здоровый», «неповрежденный». Потом его стали понимать и как «полный»: «целая чашка ягод», «целый год дожди». От целый — «здоровый» было образовано древнее слово цельба — «лечение»,«лекарство» и.уже от него целебный — «исцеляющий, лечебный».
-голуб-:
Давно разошлись по значению слова голубь и голубой. А когда-то они мирно уживались в одном словообразовательном гнезде.
В древнейшем языке славян было существительное голубь, которое, кстати, образовано от старого корня -гол- со значением цвета «желтый», т.е. «птица с желтизной в оперении». Постепенно слово голубь стало восприниматься в значении «лазурный», т.к. именно этот цвет преобладает в окраске перьев этой птицы.
В современном русском языке значения бывших однокоренных слов разошлись.
3. Прочитайте текст. О значении каких корней-омонимов в нем говорится?
Мы часто говорим: остаться с носом, то есть потерпеть неудачу, обмануться в своих расчетах, оказаться одураченным. Однако не все знают, что нос в этом выражении не имеет ничего общего с частью лица. По древнему обычаю жених приносил родителям невесты нос, то есть приношение, подарок, выкуп. Если жениху отказывали, он оставался с носом. Позже это слово было связано со словом нос в современном понимании, и появилось выражение водить за нос (дурачить).
Иного происхождения фразеологизм зарубать ни носу (хорошо запомнить). Носом в старину называли памятную доску, которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней различные заметки, зарубки.
(А.Арсщпш)
4. Шарада.
Найдите загаданные слова, запишите по три однокоренных к каждому из них.
1. В списке вы мой обнаружите .
^ — в собрании встретите скоро.
В слове рассказ вы ' найдете,
В целом — по мне на уроки пойдете.
2. с дорогой роднится,
В сборе таится,
— как в слове дневник,
Целым же в космос проник.
3. Мой - родственник сражению,
' — в слове заявление,
В наборщике есть мой,
А весь — тружусь я под землей
(А.Арсирий)
5. Прочитайте текст сначала про себя, затем вслух, соблюдая паузы и логические ударения. Разделите текст части и перескажите каждую мысль, стараясь дополнить текст своими примерами. Какую мысль доказывает текст?
Чтобы не делать ошибок в разборе слов по составу, нужно учитывать значение слов и значение морфем.
В существительном плащик выделяем суффикс -
ик-, который придает слову значение «маленький»
(плащик — «маленький плащ»). А существительное
каменщик не имеет значения «маленький камень»,
потому что в нем нет суффикса ~ик- с таким значением. В этом слове другой суффик -щик-, как и в словах кабельщик, экскаваторщик, сварщик. Все эти существительные обозначают профессию человека. Такое значение придает им суффикс -щик-.
Учитывать значение морфем нужно и для того, чтобы определять их правильное написание. Например, чтобы верно написать слово об...жать, нужно знать его значение. Если оно употреблено в значении «бегать», пишем е {обежать вокруг дома). Буква и в корне пишется, если слово обозначает «наносить обиду человеку» (обижать друга).
Определение значения морфем помогает правильно назвать часть речи и форму слов. Так, мы сразу определим, что слово с окончанием -ешь является глаголом в форме единственного числа, 2-го лица, настоящего или будущего времени (сажаешь, играешь, сделаешь). Итак, необходимо учитывать значение морфем для того, чтобы:
— определить часть речи и морфологические признаки слова (род, число, падеж, время глагола, лицо).
6. Прочитайте текст.
Давно замечено, что маленькие дети неутомимо изобретают новые слова, во «взрослом» языке не существующие:
Смотри, как налужил дождь! \
Собака разинула пасть, а потом зазинула.
Гуси пошли гуськом, а утки утьком.
Ты будешь продавец, а я покупеи,.
Расскажи мне начало, а кончала не надо.
Когда вырасту, стану конькеистом!
Какие мы с тобой сорители!
Эх ты, непонимуха.
Этих слов нет в русском языке, но мы их очень хорошо понимаем. Почему же? Потому что они образованы из тех морфем, которые хорошо известны всем нам и употребляются во многих словах русского языка.
Например, слово налужил ребенок создал по образцу очень распространенных глаголов насорил, натоптал, наследил. Слово конькеист напоминает названия «спортивных профессий» хоккеист , фут болист.
Непонимуха образовано так же, как и слова копуха, крикуха, стряпуха, молодуха.
Наблюдение над детской речью помогает лучше понять, как образуются слова в русском языке. Эти сведения обогащают наши знания о родном языке.
2) Расскажите, что обозначает каждое слово, придуманное ребенком, и каким способом оно образовано.Почему значение этих слов нам понятно?
Низота, люденыш, плакун, морозята, настульная игра, цареныш, веснуют,
3) Используя слова из этого упражнения, докажите, что морфема — значимая часть слова, она способна передавать определенный смысл, который мы понимаем даже в словах, не употребляющихся в языке.
7. Шуточная словообразовательная игра:
ряженка — это модница, нарядная женщина
ельник — рот
изверг — вулкан (ср. извержение вулкана)
кустарник — сторож, который караулит кусты
мельница — жена мельника
грабитель — тот, кто сгребает сено граблями
лайнер — порода собак с громким лаем
застенчивый — живущий по соседству (через стенку)
слепень — скульптор (ср. лепить)
пудинг — тяжелоатлет (ср. пуд)
едва — процесс принятия пищи (ср. еда)
хрусталь — битое стекло (ср. хрустеть)
ломовик — ребенок (ср. ломать)
8. Задание: выписать 1 существ., 1 прилаг., 1 глагол – выделить морфемы.
![]()

У графа В… был музыкальный вечер. Первые артисты столицы платили своим искусством за честь аристократического приёма; в числе гостей мелькало несколько литераторов и ученых; две или три модные красавицы; несколько барышень и старушек и один гвардейский офицер. Около десятка доморощенных львов красовалось в дверях второй гостиной и у камина; все шло своим чередом; было ни скучно, ни весело.
В ту самую минуту как новоприезжая певица подходила к роялю и брала ноты... одна молодая женщина зевнула, встала и вышла в соседнюю комнату, на это время опустевшую. На ней было черное платье, кажется по случаю траура. На плече, пришпиленный к голубому банту, сверкал бриллиантовый вензель, она была среднего роста, стройна, медленна и ленива в своих движениях, длинные, чудесные волосы оттеняли ее еще молодое, правильное, но бледное лицо, и на этом лице сияла печать мысли. (М. Лермонтов)
1. Вставьте пропущенные буквы.
Медл...о идя по шо…е, Ромашов неотступно гл...дел на этот в...лшебный пожар. Как и всегда, с сам...го детства, ему ч...дилась за ярк...й вечерн...й зарёй какая-то таинственная, светозарная ж...знь. Точно так, д...леко-д...леко за ...бл..ками и за г...ризонтом, пылал под н...видимым отсюда со...цем чуде...ный, осл…пительно-пр...красный город, скрытый от глаз туч...ми. (А. Куприн)
2. Вставьте пропущенные буквы.
К ночи в непогоду ст...новит...ся очень х...л...дно и р...систо. Надышавшись на гумне ржаным ар...матом новой с..л...мы и мякины, бодро идёш... д...мой к уж...ну мимо садов...го вала. Г..л..са на д...ревн... или скрип в...рот раздают..ся по студён...й заре необыкновенно ясно. Т...мнет. В т...мноте, в глубине сада сказочная картина, точно б...гровое пламя пыла...т в уг...лке сада.( И. Бунин)
3