Автор УМК: Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 6-е изд. – М.: Просвещение,2015.
1. Определить признаки человека и животного.
2. Выявить отличия человека от животного.
Человека отличает от животного в большей степени его социальная природа. Именно в обществе человек учится говорить, ходить, трудиться.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | Личностная |
ОД | ФСД | ОД | ФСД | ОД | ФСД | ОД | ФСД |
I. Мотивация к учебной деятельности/ организация начала занятия | Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество. | Сотрудничество с учителем. | Создают свои образы, ассоциации с будущей темой урока | Озвучивают тему урока и ее цель | Отвечают на вопросы по иллюстрациям, формируют тему урока и его цель. | Помощь учителю в проверки явки на урок. Настраиваются на работу, на тему урока | Выявление готовности к уроку. Планирование удачного сотрудничества на уроке | Приветствуют учителя. | Встают со звонком. |
II. Актуализация знаний | Вопросы к классу по иллюстрации, на которой изображен Маугли: 1. Кто изображен на картинке? 2. Маугли – это человек или животное? 3. Что схожего между человеком и животным? | Актуализируют уже имеющиеся знания, определяют, что человеке им известно или пока не известно | Устанавливают связи между частным и общим. Сравнение с целью выявления черт сходства и различия. | Самостоятельное формулирование темы и цели урока | Формулирование проблемного вопроса. | Контроль | Умения самооценки | | |
III. Этап изучения нового материала | Акцентирует внимание детей на видеофильме о биологических, социальных и психических чертах человека, заранее обговаривая вопросы, на которые следует обратить внимание при просмотре видео | Классификация информации. Знакомятся с новыми понятиями, такими как «индивид», «личность» и «индивидуальность». | При просмотре видеофрагмента о человеке, выделяют свойственные только ему черты. Усвоение и поиск необходимой информации. | Работа в парах | Слушают учителя, получают задание и приступают к его выполнению. | Контроль | Умения самооценки и взаимооценивания | | |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | Игра «Крестики-нолики»: обучающиеся в парах составляют верные и неверные утверждения по видео. | Обобщение информации. Выделение главного. | Умение анализировать результат и делать выводы | Работа в парах | Осознание построения речевого высказывания в устной и письменной речи. Построение логической цепи рассуждения. | Контроль | Слушают высказывания своих товарищей. Участвуют в коллективном обсуждении. Умения самооценки и взаимооценивания | Умение уважительно и корректно возражать человеку, высказывающему точку зрения, противоположную вашей | Умение высказывать свое отношение к новому материалу, формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
V. Итоги урока. Рефлексия | Направляет обучающихся на формулировку выводов по теме. Предлагает разместить на доске магнитики зеленые или желтые (комфортность на уроке). Предлагает заполнить листы самооценки | Формулирование вывода | Воспроизведение основных тезисов урока, проблемных и учебных вопросы, ответы на них | Диалог с учителем | Умение полно и точно выразить свои мысли. Владение монологической речью. | Контроль | Умение оценивать себя, свою работу с использованием разработанных критериев оценки | Умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией | Проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности |
Домашнее задание | Дает на выбор выполнение двух творческих заданий Synectics box или синквейн по основным понятиям темы («личность», «индивид» или «индивидуальность») | Записывают домашнее задание, выслушивают инструкции учителя по выполнению работы в тетрадях | | | | | | | |