СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Закрепление знаний о предлогах.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Закрепление знаний о предлогах.»

Закрепление знаний о предлогах.


У большего количества детей с ОНР отмечается крайне низкий уровень развития по восприятию пространства и ориентировки в нем. У них возникают трудности в определении сторон пространства (особенно право, лево); наблюдается несформированность элементарных уровней овладения пространством, непонимание пространственных отношений между предметами.

Это приводит к трудностям формирования навыков правильного употребления грамматических форм (существительных с предлогами), выражающих эти отношения.

Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок:

а) пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО. НА и В по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов ( « на столе» вместо « над столом», «по книжке» вместо «под книжкой»). В речи часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.

б) замена одной предложно-падежной конструкции другой (дом стоит на реке).

в) неправильное употребление падежного окончания существительного

(Мальчик бежит с собака).

г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания

(Собака ест у миска).

Слова, не имеющие номинативного значения (предлоги, союзы, междометия) выполняют определенную функцию в речи. Без знания этих слов дети не смогут овладеть структурой различных типов предложений и связной речью.

Несформированность пространственных представлений напрямую влияет на уровень интеллектуального развития ребёнка, что ведёт к появлению нарушений графической деятельности, конструктивной, игровой и счета.

Дидактическая игра является одним из путей повышения активности и пробуждения интереса к логопедическим занятиям, способствует развитию познавательной деятельности, преодолению пространственных нарушений и подготовке детей к такому сложному виду деятельности, как письмо.

Предложенные игры помогут учителям-логопедам сделать процесс обучения более интересным, разнообразным по характеру используемых методов и приёмов, а учащихся- более активными и самостоятельными.



« Не пропусти»


Цель: Развитие умения выделять предлог из предложения на слух.

Оборудование: набор карточек со схемой предлога у каждого ребёнка.

Ход игры.

Учитель-логопед читает стихотворение, дети поднимают карточку с услышанным ими предлогом. Выигрывает тот, у кого было меньше ошибок.


Примерный материал.


Сколько солнышка везде -
На траве и на воде,
На берёзке, на осинке,
На извилистой тропинке.
На болотце у лягушек, 
На заборе, на крыльце.
Чуть поменьше чем веснушек
У Галинки на лице!


(С. Коган)


«Кто первый»


Цель: Развитие изменять форму слова в зависимости от предлога и строить предложения, используя предлоги.

Оборудование: предметные картинки и схемы предлогов.


Ход игры.

Дети поделены на 2 команды. У каждого ребёнка на руках схема предлога. На магнитной доске картинки с изображением забора и дома.

Представители каждой команды по порядку выходят к магнитной доске и прикрепляют схему предлога рядом с предметной картинкой и составляют предложение. За каждое правильно составленное предложение команда получает очко. Выигрывает команда получившая большее количество ошибок




«Предложение скажи, но предлог не пропусти»


Цель: Развитие умения строить предложения, используя нужные предлоги.

Оборудование: Выставленные на наборном полотне картинки: 1) корзина с яблоками, одно яблоко около неё;

2)подушка с котятами, у подушки котёнок;

3) кормушка с птицами, одна птица над кормушкой; карточки с предлогами.


Ход игры.

Дети рассматривают картинки и называют предлоги ( по схемам).

Учитель-логопед предлагает составить предложения по картинке, используя любой предлог, например: « Яблоко лежит в корзине», « Яблоко выпало из корзины», « На полу корзина с яблоками», « Яблоко лежит перед корзиной».

Каждый ребёнок, правильно составивший предложение, не повторив при этом предыдущих, получает «золотую медальку». Выигрывает тот, кто больше набрал медалек.


« Новая квартира»


Цель: Расширение круга употребляемых предлогов; развитие умения строить предложения с предлогами.

Оборудование: магнитная доска; картинки с изображением предметов мебели; план комнаты с обозначением двери и окон.

Ход игры.

Учитель-логопед показывает картинку и спрашивает: « Где поставим этот предмет?» Ребёнок (можно играть командами) предлагает, например, поставить письменный стол у окна. Игровые фишки вручаются каждому, кто правильно построил предложение с предлогом.

« Прятки»

Цель: Расширение круга употребления предлогов; развитие умения строить предложения.

Оборудование: Магнитная доска; картинки с изображением дома, сарая, забора, деревьев, пня, гриба, качелей, песочницы, бассейна, цветка и других предметов; вырезанные фигурки: кошка, котёнок, собака, щенок, девочка, щенок, мышка, ворона, воробей, гусеница, бабочка.

Ход игры.

Учитель-логопед объявляет, что сейчас начнётся игра в прятки и все дети будут водить. Водящий закрывает глаза, а педагог «прячет» фигурки (так, чтобы они были видны) за дом, сарай, забор, за пень, на крышу сарая, дома, на дерево, на цветок, на траву, на гриб, в дом, в песочницу, в бассейн, под крыльцо, под качели, под сарай. Дети открывают глаза, находят, кто где спрятался, и отвечают, строя предложения с предлогами и нужными глаголами. Например: « Девочка спряталась в бассейн», « Котёнок спрятался за забор», «Щенок спрятался под качелями», « Собака спряталась под крыльцо», «Витя залез на дерево», «Воробей прыгнул на дерево»…

Правильный ответ поощряется «золотой медалькой».



« Кто в домике живёт»

Цели: Закрепление навыков употребления предлогов ПОД и НАД, правильное употребление их с существительными в творительном падеже.

Оборудование: картинка с изображением теремка и его жильцов.


Ход игры.

Логопед предлагает рассмотреть теремок, в котором живут звери. Выясняя расположение жильцов, дети определяют, кто где живёт.

Например: «Кто живёт над мишкой?», «Кто живёт под мышкой», «Кто живёт под петушком».


«День-ночь»

Цели: Закрепление умения словесно отображать пространственные отношения между предметами используя предлоги: НАД, ПОД.

Оборудование: картинка с изображением теремка и его жильцов.

Ход игры.



Логопед предлагает рассмотреть теремок, в котором живут звери. Обращает внимание на пространственное расположение жильцов. По сигналу «День»-дети запоминают местоположение жильцов. «Ночь» -поворачиваются спиной к картинке, а логопед закрывает теремок.

Вопросы к детям: «Кто живёт над мишкой?», « Кто живёт над мышкой?», « Кто живёт под зайчиком?», «Кто живёт под петушком?», Кто живёт над волком?», « Кто сосед мишки?», « Кто сосед лисы?», « Кто сосед мышки?»


«Новоселье у зверей»

Цели: Развитие умения строить предложения с предлогами.

Оборудование: картинка с изображением теремка с пустыми окошками.

Ход игры.

Логопед предлагает заселить зверей в их новый домик ( прикрепить животного к пустому окошечку). Составить предложение по картинке, используя предлог НА или ПОД.



«Лягушка живёт под мышкой». «Лиса живёт над волком». «Петушок живёт под лисой».


« Удивительный кубик»

Цель: закрепление понимания и правильного употребления различных предлогов.

Оборудование: Магнитная доска, сюжетные картинки, кубики на гранях которого изображены схемы предлогов.

Ход игры:

1.Логопед предлагает детям бросить кубик, на гранях которого изображены схемы предлогов, и выбрать подходящую картинку «с маленьким словом».

2. .Логопед предлагает детям бросить кубик, на гранях которого изображены схемы предлогов, и придумать предложение «с маленьким словом».


«Репка»

Цель: развитие пространственной ориентировки; понимание значения предлога «между», «за», «перед» и их употребление в собственной речи.

Оборудование: магнитная доска, сюжетная картинка к сказке « Репка», картинки с персонажами сказки «Репка», схемы предлогов.

Ход работы.

Рассматривание детьми картины к сказке «Репка».


  • Кто стоит за дедкой? (За бабкой, за внучкой, за собакой Жучкой, за кошкой Муркой.).

  • Кто стоит перед мышкой, перед кошкой Муркой, перед собакой Жучкой, перед внучкой, перед бабкой, перед дедкой. Что растёт перед дедкой.

  • Кто стоит между дедкой и внучкой (бабкой и собакой Жучкой, внучкой и кошкой Муркой, собакой Жучкой и мышкой).


Поезд едет, колёса стучат.


Цель: Дифференциация предлогов В, НА, ПОД, НАД. Закрепление предложно-падежных конструкций.

Оборудование: магнитная доска, макет поезда, в каждом вагоне в окошечках

предлоги.


НАД ПОД НА В


Ход работы.

Логопед сообщает детям, о том, что пассажиры поезда везут в вагонах разные вещи .

В первом вагоне везут предметы, про которые можно составить предложение с предлогом «В».

Во втором вагоне предметы, про которые можно составить предложение с предлогом «НА».

В третьем вагоне предметы, про которое можно составить предложение с предлогом «ПОД».

В четвёртом вагоне предметы, про которые можно составить предложение с предлогом «НАД».




Литература:

1.Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. Книга для учителя - М.: Просвещение, 1991.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!