Закрепление знаний о предлогах.
У большего количества детей с ОНР отмечается крайне низкий уровень развития по восприятию пространства и ориентировки в нем. У них возникают трудности в определении сторон пространства (особенно право, лево); наблюдается несформированность элементарных уровней овладения пространством, непонимание пространственных отношений между предметами.
Это приводит к трудностям формирования навыков правильного употребления грамматических форм (существительных с предлогами), выражающих эти отношения.
Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок:
а) пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО. НА и В по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов ( « на столе» вместо « над столом», «по книжке» вместо «под книжкой»). В речи часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.
б) замена одной предложно-падежной конструкции другой (дом стоит на реке).
в) неправильное употребление падежного окончания существительного
(Мальчик бежит с собака).
г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания
(Собака ест у миска).
Слова, не имеющие номинативного значения (предлоги, союзы, междометия) выполняют определенную функцию в речи. Без знания этих слов дети не смогут овладеть структурой различных типов предложений и связной речью.
Несформированность пространственных представлений напрямую влияет на уровень интеллектуального развития ребёнка, что ведёт к появлению нарушений графической деятельности, конструктивной, игровой и счета.
Дидактическая игра является одним из путей повышения активности и пробуждения интереса к логопедическим занятиям, способствует развитию познавательной деятельности, преодолению пространственных нарушений и подготовке детей к такому сложному виду деятельности, как письмо.
Предложенные игры помогут учителям-логопедам сделать процесс обучения более интересным, разнообразным по характеру используемых методов и приёмов, а учащихся- более активными и самостоятельными.
« Не пропусти»
Цель: Развитие умения выделять предлог из предложения на слух.
Оборудование: набор карточек со схемой предлога у каждого ребёнка.
Ход игры.
Учитель-логопед читает стихотворение, дети поднимают карточку с услышанным ими предлогом. Выигрывает тот, у кого было меньше ошибок.
Примерный материал.
Сколько солнышка везде -
На траве и на воде,
На берёзке, на осинке,
На извилистой тропинке.
На болотце у лягушек,
На заборе, на крыльце.
Чуть поменьше чем веснушек
У Галинки на лице!
(С. Коган)
«Кто первый»
Цель: Развитие изменять форму слова в зависимости от предлога и строить предложения, используя предлоги.
Оборудование: предметные картинки и схемы предлогов.
Ход игры.
Дети поделены на 2 команды. У каждого ребёнка на руках схема предлога. На магнитной доске картинки с изображением забора и дома.
Представители каждой команды по порядку выходят к магнитной доске и прикрепляют схему предлога рядом с предметной картинкой и составляют предложение. За каждое правильно составленное предложение команда получает очко. Выигрывает команда получившая большее количество ошибок
«Предложение скажи, но предлог не пропусти»
Цель: Развитие умения строить предложения, используя нужные предлоги.
Оборудование: Выставленные на наборном полотне картинки: 1) корзина с яблоками, одно яблоко около неё;
2)подушка с котятами, у подушки котёнок;
3) кормушка с птицами, одна птица над кормушкой; карточки с предлогами.
Ход игры.
Дети рассматривают картинки и называют предлоги ( по схемам).
Учитель-логопед предлагает составить предложения по картинке, используя любой предлог, например: « Яблоко лежит в корзине», « Яблоко выпало из корзины», « На полу корзина с яблоками», « Яблоко лежит перед корзиной».
Каждый ребёнок, правильно составивший предложение, не повторив при этом предыдущих, получает «золотую медальку». Выигрывает тот, кто больше набрал медалек.
« Новая квартира»
Цель: Расширение круга употребляемых предлогов; развитие умения строить предложения с предлогами.
Оборудование: магнитная доска; картинки с изображением предметов мебели; план комнаты с обозначением двери и окон.
Ход игры.
Учитель-логопед показывает картинку и спрашивает: « Где поставим этот предмет?» Ребёнок (можно играть командами) предлагает, например, поставить письменный стол у окна. Игровые фишки вручаются каждому, кто правильно построил предложение с предлогом.
« Прятки»
Цель: Расширение круга употребления предлогов; развитие умения строить предложения.
Оборудование: Магнитная доска; картинки с изображением дома, сарая, забора, деревьев, пня, гриба, качелей, песочницы, бассейна, цветка и других предметов; вырезанные фигурки: кошка, котёнок, собака, щенок, девочка, щенок, мышка, ворона, воробей, гусеница, бабочка.
Ход игры.
Учитель-логопед объявляет, что сейчас начнётся игра в прятки и все дети будут водить. Водящий закрывает глаза, а педагог «прячет» фигурки (так, чтобы они были видны) за дом, сарай, забор, за пень, на крышу сарая, дома, на дерево, на цветок, на траву, на гриб, в дом, в песочницу, в бассейн, под крыльцо, под качели, под сарай. Дети открывают глаза, находят, кто где спрятался, и отвечают, строя предложения с предлогами и нужными глаголами. Например: « Девочка спряталась в бассейн», « Котёнок спрятался за забор», «Щенок спрятался под качелями», « Собака спряталась под крыльцо», «Витя залез на дерево», «Воробей прыгнул на дерево»…
Правильный ответ поощряется «золотой медалькой».
« Кто в домике живёт»
Цели: Закрепление навыков употребления предлогов ПОД и НАД, правильное употребление их с существительными в творительном падеже.
Оборудование: картинка с изображением теремка и его жильцов.
Ход игры.
Логопед предлагает рассмотреть теремок, в котором живут звери. Выясняя расположение жильцов, дети определяют, кто где живёт.
Например: «Кто живёт над мишкой?», «Кто живёт под мышкой», «Кто живёт под петушком».
«День-ночь»
Цели: Закрепление умения словесно отображать пространственные отношения между предметами используя предлоги: НАД, ПОД.
Оборудование: картинка с изображением теремка и его жильцов.
Ход игры.
Логопед предлагает рассмотреть теремок, в котором живут звери. Обращает внимание на пространственное расположение жильцов. По сигналу «День»-дети запоминают местоположение жильцов. «Ночь» -поворачиваются спиной к картинке, а логопед закрывает теремок.
Вопросы к детям: «Кто живёт над мишкой?», « Кто живёт над мышкой?», « Кто живёт под зайчиком?», «Кто живёт под петушком?», Кто живёт над волком?», « Кто сосед мишки?», « Кто сосед лисы?», « Кто сосед мышки?»
«Новоселье у зверей»
Цели: Развитие умения строить предложения с предлогами.
Оборудование: картинка с изображением теремка с пустыми окошками.
Ход игры.
Логопед предлагает заселить зверей в их новый домик ( прикрепить животного к пустому окошечку). Составить предложение по картинке, используя предлог НА или ПОД.
«Лягушка живёт под мышкой». «Лиса живёт над волком». «Петушок живёт под лисой».
« Удивительный кубик»
Цель: закрепление понимания и правильного употребления различных предлогов.
Оборудование: Магнитная доска, сюжетные картинки, кубики на гранях которого изображены схемы предлогов.
Ход игры:
1.Логопед предлагает детям бросить кубик, на гранях которого изображены схемы предлогов, и выбрать подходящую картинку «с маленьким словом».
2. .Логопед предлагает детям бросить кубик, на гранях которого изображены схемы предлогов, и придумать предложение «с маленьким словом».
«Репка»
Цель: развитие пространственной ориентировки; понимание значения предлога «между», «за», «перед» и их употребление в собственной речи.
Оборудование: магнитная доска, сюжетная картинка к сказке « Репка», картинки с персонажами сказки «Репка», схемы предлогов.
Ход работы.
Рассматривание детьми картины к сказке «Репка».
Кто стоит за дедкой? (За бабкой, за внучкой, за собакой Жучкой, за кошкой Муркой.).
Кто стоит перед мышкой, перед кошкой Муркой, перед собакой Жучкой, перед внучкой, перед бабкой, перед дедкой. Что растёт перед дедкой.
Кто стоит между дедкой и внучкой (бабкой и собакой Жучкой, внучкой и кошкой Муркой, собакой Жучкой и мышкой).
Поезд едет, колёса стучат.
Цель: Дифференциация предлогов В, НА, ПОД, НАД. Закрепление предложно-падежных конструкций.
Оборудование: магнитная доска, макет поезда, в каждом вагоне в окошечках
предлоги.
НАД ПОД НА В
Ход работы.
Логопед сообщает детям, о том, что пассажиры поезда везут в вагонах разные вещи .
В первом вагоне везут предметы, про которые можно составить предложение с предлогом «В».
Во втором вагоне предметы, про которые можно составить предложение с предлогом «НА».
В третьем вагоне предметы, про которое можно составить предложение с предлогом «ПОД».
В четвёртом вагоне предметы, про которые можно составить предложение с предлогом «НАД».
Литература:
1.Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. Книга для учителя - М.: Просвещение, 1991.