Закрепление знаний о предлогах.
У большего количества детей с ОНР отмечается крайне низкий уровень развития по восприятию пространства и ориентировки в нем. У них возникают трудности в определении сторон пространства (особенно право, лево); наблюдается несформированность элементарных уровней овладения пространством, непонимание пространственных отношений между предметами.
Это приводит к трудностям формирования навыков правильного употребления грамматических форм (существительных с предлогами), выражающих эти отношения.
Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок:
а) пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО. НА и В по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов ( « на столе» вместо « над столом», «по книжке» вместо «под книжкой»). В речи часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.
б) замена одной предложно-падежной конструкции другой (дом стоит на реке).
в) неправильное употребление падежного окончания существительного
(Мальчик бежит с собака).
г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания
(Собака ест у миска).
Слова, не имеющие номинативного значения (предлоги, союзы, междометия) выполняют определенную функцию в речи. Без знания этих слов дети не смогут овладеть структурой различных типов предложений и связной речью.
Несформированность пространственных представлений напрямую влияет на уровень интеллектуального развития ребёнка, что ведёт к появлению нарушений графической деятельности, конструктивной, игровой и счета.
Дидактическая игра является одним из путей повышения активности и пробуждения интереса к логопедическим занятиям, способствует развитию познавательной деятельности, преодолению пространственных нарушений и подготовке детей к такому сложному виду деятельности, как письмо.
Предложенные игры помогут учителям-логопедам сделать процесс обучения более интересным, разнообразным по характеру используемых методов и приёмов, а учащихся- более активными и самостоятельными.
« Не пропусти»
Цель: Развитие умения выделять предлог из предложения на слух.
Оборудование: набор карточек со схемой предлога у каждого ребёнка.
Ход игры.
Учитель-логопед читает стихотворение, дети поднимают карточку с услышанным ими предлогом. Выигрывает тот, у кого было меньше ошибок.
Примерный материал.
Сколько солнышка везде -
На траве и на воде,
На берёзке, на осинке,
На извилистой тропинке.
На болотце у лягушек,
На заборе, на крыльце.
Чуть поменьше чем веснушек
У Галинки на лице!
(С. Коган)
«Кто первый»
Цель: Развитие изменять форму слова в зависимости от предлога и строить предложения, используя предлоги.
Оборудование: предметные картинки и схемы предлогов.
Ход игры.
Дети поделены на 2 команды. У каждого ребёнка на руках схема предлога. На магнитной доске картинки с изображением забора и дома.
Представители каждой команды по порядку выходят к магнитной доске и прикрепляют схему предлога рядом с предметной картинкой и составляют предложение. За каждое правильно составленное предложение команда получает очко. Выигрывает команда получившая большее количество ошибок
«Предложение скажи, но предлог не пропусти»
Цель: Развитие умения строить предложения, используя нужные предлоги.
Оборудование: Выставленные на наборном полотне картинки: 1) корзина с яблоками, одно яблоко около неё;
2)подушка с котятами, у подушки котёнок;
3) кормушка с птицами, одна птица над кормушкой; карточки с предлогами.
Ход игры.
Дети рассматривают картинки и называют предлоги ( по схемам).
Учитель-логопед предлагает составить предложения по картинке, используя любой предлог, например: « Яблоко лежит в корзине», « Яблоко выпало из корзины», « На полу корзина с яблоками», « Яблоко лежит перед корзиной».
Каждый ребёнок, правильно составивший предложение, не повторив при этом предыдущих, получает «золотую медальку». Выигрывает тот, кто больше набрал медалек.
« Новая квартира»
Цель: Расширение круга употребляемых предлогов; развитие умения строить предложения с предлогами.
Оборудование: магнитная доска; картинки с изображением предметов мебели; план комнаты с обозначением двери и окон.
Ход игры.
Учитель-логопед показывает картинку и спрашивает: « Где поставим этот предмет?» Ребёнок (можно играть командами) предлагает, например, поставить письменный стол у окна. Игровые фишки вручаются каждому, кто правильно построил предложение с предлогом.
« Прятки»
Цель: Расширение круга употребления предлогов; развитие умения строить предложения.
Оборудование: Магнитная доска; картинки с изображением дома, сарая, забора, деревьев, пня, гриба, качелей, песочницы, бассейна, цветка и других предметов; вырезанные фигурки: кошка, котёнок, собака, щенок, девочка, щенок, мышка, ворона, воробей, гусеница, бабочка.
Ход игры.
Учитель-логопед объявляет, что сейчас начнётся игра в прятки и все дети будут водить. Водящий закрывает глаза, а педагог «прячет» фигурки (так, чтобы они были видны) за дом, сарай, забор, за пень, на крышу сарая, дома, на дерево, на цветок, на траву, на гриб, в дом, в песочницу, в бассейн, под крыльцо, под качели, под сарай. Дети открывают глаза, находят, кто где спрятался, и отвечают, строя предложения с предлогами и нужными глаголами. Например: « Девочка спряталась в бассейн», « Котёнок спрятался за забор», «Щенок спрятался под качелями», « Собака спряталась под крыльцо», «Витя залез на дерево», «Воробей прыгнул на дерево»…
Правильный ответ поощряется «золотой медалькой».
« Кто в домике живёт»
Цели: Закрепление навыков употребления предлогов ПОД и НАД, правильное употребление их с существительными в творительном падеже.
Оборудование: картинка с изображением теремка и его жильцов.
Ход игры.
Логопед предлагает рассмотреть теремок, в котором живут звери. Выясняя расположение жильцов, дети определяют, кто где живёт.
Например: «Кто живёт над мишкой?», «Кто живёт под мышкой», «Кто живёт под петушком».
«День-ночь»
Цели: Закрепление умения словесно отображать пространственные отношения между предметами используя предлоги: НАД, ПОД.
Оборудование: картинка с изображением теремка и его жильцов.
Ход игры.
Логопед предлагает рассмотреть теремок, в котором живут звери. Обращает внимание на пространственное расположение жильцов. По сигналу «День»-дети запоминают местоположение жильцов. «Ночь» -поворачиваются спиной к картинке, а логопед закрывает теремок.
Вопросы к детям: «Кто живёт над мишкой?», « Кто живёт над мышкой?», « Кто живёт под зайчиком?», «Кто живёт под петушком?», Кто живёт над волком?», « Кто сосед мишки?», « Кто сосед лисы?», « Кто сосед мышки?»
«Новоселье у зверей»
Цели: Развитие умения строить предложения с предлогами.
Оборудование: картинка с изображением теремка с пустыми окошками.
Ход игры.
Логопед предлагает заселить зверей в их новый домик ( прикрепить животного к пустому окошечку). Составить предложение по картинке, используя предлог НА или ПОД.
«Лягушка живёт под мышкой». «Лиса живёт над волком». «Петушок живёт под лисой».
« Удивительный кубик»
Цель: закрепление понимания и правильного употребления различных предлогов.
Оборудование: Магнитная доска, сюжетные картинки, кубики на гранях которого изображены схемы предлогов.
Ход игры:
1.Логопед предлагает детям бросить кубик, на гранях которого изображены схемы предлогов, и выбрать подходящую картинку «с маленьким словом».
2. .Логопед предлагает детям бросить кубик, на гранях которого изображены схемы предлогов, и придумать предложение «с маленьким словом».
«Репка»
Цель: развитие пространственной ориентировки; понимание значения предлога «между», «за», «перед» и их употребление в собственной речи.
Оборудование: магнитная доска, сюжетная картинка к сказке « Репка», картинки с персонажами сказки «Репка», схемы предлогов.
Ход работы.
Рассматривание детьми картины к сказке «Репка».
-
Кто стоит за дедкой? (За бабкой, за внучкой, за собакой Жучкой, за кошкой Муркой.).
-
Кто стоит перед мышкой, перед кошкой Муркой, перед собакой Жучкой, перед внучкой, перед бабкой, перед дедкой. Что растёт перед дедкой.
-
Кто стоит между дедкой и внучкой (бабкой и собакой Жучкой, внучкой и кошкой Муркой, собакой Жучкой и мышкой).
Поезд едет, колёса стучат.
Цель: Дифференциация предлогов В, НА, ПОД, НАД. Закрепление предложно-падежных конструкций.
Оборудование: магнитная доска, макет поезда, в каждом вагоне в окошечках
предлоги.
НАД ПОД НА В
Ход работы.
Логопед сообщает детям, о том, что пассажиры поезда везут в вагонах разные вещи .
В первом вагоне везут предметы, про которые можно составить предложение с предлогом «В».
Во втором вагоне предметы, про которые можно составить предложение с предлогом «НА».
В третьем вагоне предметы, про которое можно составить предложение с предлогом «ПОД».
В четвёртом вагоне предметы, про которые можно составить предложение с предлогом «НАД».
Литература:
1.Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. Книга для учителя - М.: Просвещение, 1991.