СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие -конференция по теме "Мир вокруг нас"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого мероприятия курса внеурочной деятельности " Изучаем родной край". Форма проведения: занятие- конференция

Просмотр содержимого документа
«Занятие -конференция по теме "Мир вокруг нас"»


Открытое занятие курса « Изучаем родной край»

4 класс

Тема:

« Мир вокруг нас»


Проблема

«» В чем причина конфликта между человеком и окружающей средой. Кого надо защищать и от чего.»


Цель:

1)сформировать знания детей о том крае, в котором они живут и учатся, получить первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности, учиться искать, отбирать преобразовывать необходимую печатную информацию, иметь первоначальные навыки проектной деятельности.

2) Разработать проект на тему « Я хочу защитить...».


Задачи:


«» Формировать у школьников осознанного отношения к окружающему миру, расширять знания учащихся о животном и растительном мире нашего края, развивать умения ориентироваться в информационном пространстве, сопоставлять и анализировать полученную информацию, творческие способности учащихся, художественные, музыкальные, артистические, поэтические .


Типология проекта.


По доминирующей в проекте деятельности- частично- поисковый.

По предметно-содержательной области- межпредметный.

По характеру контактов — внутриклассный.

По количеству участников- Личностный, групповой, коллективный.

По продолжительности — средний.


Актуальность проекта.


Экологические проблемы края.


Главная идея проекта


Развитие понимания роли личной ответственности подрастающего поколения за окружающий мир.


Главное достоинство данной работы заключается в том,

что она обеспечивает школьникам высокий уровень самостоятельности- учащиеся выступают в роли разработчиков и исполнителей проекта.






Ход работы


  1. Выбор темы.

На данном этапе выясняется интерес к теме проекта с опорой на жизненный опыт, возрастные особенности и предпочтения учащихся.


  1. Сбор информации и анализ проблемы.

Экскурсия в НП, посещение библиотеки и т.д.


  1. Разработка проекта.

Учащиеся делятся на группы, определяют задачи и планируют работу.

Группа 1. Корреспонденты. Цель: сбор материалов

Группа 2. Научная. Цель: Информация о пользе растений.

Группа 3. Творческая. Цель: сбор пословиц, загадок, шуток и т.д.

Группа 4. Редакторы. Цель: проанализировать полученные материалы, подготовка проекта « Будь природе другом»


  1. Реализация проекта

Этап самостоятельной работы. Учитель наблюдает , советует, косвенно руководит деятельностью.

  1. Презентация проекта.

Этап завершения работы. Анализ проделанного, самооценка и оценка со стороны, публичная демонстрация результатов деятельности каждой группы.


Взаимодействие педагога и учащихся в ходе реализации проектной деятельности

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

    1. Формирование основополагающего и проблемного вопроса

Создание проблемной ситуации: В чем причина конфликта между человеком и природой. Кого надо защитить и от кого?

Определение темы и цели исследования

Определение направление исследовательской деятельности

Формирование групп, определение задач

Координация работы в группах

Участие в защите проекта, представляют свои работы

Участие в подведении итогов проделанной работы



Форма проведения: занятие-конференция



Ход мероприятия



Проблема: «В чем причина конфликта между человеком и окружающим миром? Кого надо защищать и от чего?»


1) Было проведено установочное занятие- выбор формы проведения занятия

  • Ребята, как вы понимаете смысл слова « конференция». Прежде чем я кого-то спрошу, два наших товарища найдут в словаре объяснение. Прочитаем объяснение в словаре.

  • А зачем нужны конференции? (Для обсуждения научных открытий, чтобы договорится о том что и как делать странам дальше.

  • Кому нужны конференции? ( Ученым, правительствам, бизнесменам, военным, врачам).

  • Как люди готовятся к конференциям? (Читают книги, готовят доклады про свои изобретения, снимают фильмы, рисуют таблицы. Делают прически, красиво одеваются.

Получился набор рекомендаций:


  • Выбрать тему и проблему для конференции.

  • Провести подготовительную работу по изучению информации.

  • Приготовить рисунки, схемы, проекты.

  • Пригласить родителей, друзей.

  • Красиво одеться и причесаться.

  • На конференции быть вежливыми и внимательными.

  • Не стесняться высказывать свои мысли, не отвергать чужую точку зрения, говорить громко и понятно.



2) Подготавливается следующая схема. На большом листе ватмана или в электронном виде): в центре изображение человека. Далее на одном расстоянии друг от друга пять окружностей. В первом круге- фигура человека. Второй круг- светло-голубого цвета, на нем аппликации, изображение микробов, они светло-серого цвета. Третий круг — неокрашенный, белый, на нем спирали и стрелки различных цветов. Четвертый круг- ярко-синего цвета. В нем фигурки неопределенных форм темного цвета. Пятый круг — зеленого цвета. На нем черные квадраты и круги. Под ними изображения животных и растений, которые находятся под охраной.

Все аппликации, нарисованные фигурки должны быть закрыты и не закреплены.


3) Подготовка.

На занятиях курса « Изучаем родной край» ребята читали тексты в детской энциклопедии, в сборнике « Хочу все знать», обсуждали, спорили, собирали материал вместе с родителями. Очень интересными были посещения занятий в национальном парке «Смоленское Поозерье». Когда все сведения были собраны, проводилась работа над проектами. Так были созданы проекты: « Окружающая среда класса», « Экологические игры на лесной поляне», « Лекарственные растения нашего края», « Редкие растения нашего края», « Цветы в легендах и музыке», « В лесу родилась елочка». Это был совместный труд учителя, учащихся и родителей.

После этого предложено было разделиться на группы и выбрать тему выступления. Каждому члену группы надо было выучить информацию, нарисовать схему, рисунок, сделать поделку.

Когда все приготовили, назначили день конференции, оформили класс, расставили по кругу столы, разложили проекты, пригласили гостей.

И вот наступил долгожданный день. Гости аплодисментами встретили участников конференции. После приветствия учитель познакомил всех присутствующих с программой. Началось выступление групп.

На доске- Тема: « Мир вокруг нас»


Проблема: « В чем причина конфликта между человеком и природой. Кого надо защищать и от чего».

Цель: охрана жизни и здоровья, привитие понятия, что современный человек должен стократно чувствовать ответственность за природу, осознавать всю сложность последствий каждого неграмотного действия по отношению к окружающей среде.


  1. Читаем тему и проблему. Вспоминаем понятие « окружающая среда»


  1. Посмотрите на доску. То, что мы видим это газета, хотя здесь ничего не написано. Она называется « Мир вокруг нас». Это необычная газета — живая. Каждый круг- страничка, готовили ее корреспонденты. Они расскажут о том, что здесь написано. Но сначала посмотрите в центр круга. Что здесь изображено. ( Грустный человечек).

- А почему он грустный? Хотелось, что бы он улыбался.

  1. Слушаем первое выступление. Тема: «Окружающая среда класса».

-Какие будут дополнения.

  • А как у нас в классе появляется пыль? Что нужно делать, чтобы в классе было чисто? (Дети отвечают. За каждый правильный ответ снимается аппликация с первого круга).

  • Первый шаг к тому, чтобы человечек улыбался сделан. Если сумеем очистить все поля наш человечек будет улыбаться.

  1. Следующая страничка нашей газеты. Послушаем и обсудим выступления следующих выступающих.

Тема : « Звуковой комфорт» Что могут сделать дети, чтобы и в школе , и дома у них был звуковой комфорт?

Два поля уже чисты.

  1. Послушаем музыку и отдохнем.

  2. Следующее сообщение. Посмотрите на глобус. Какой цвет преобладает?

Это вода. Но вся ли вода пригодна для живого мира7 А может и не нужно это природное богатство? Слушаем ответы детей.

Посмотрите на синее поле. Много темных пятен. Кто оставляет эти загрязнения? Как очистить эту страничку?

( За каждый правильный ответ снимается нарисованная фигурка с синей странички)

  1. Следующее сообщение. Зеленая страничка.

Всегда ли человек относится к природе, как к другу?

Посмотрите- на поле черные круги и квадраты. Под ними растения и животные. Надо уметь правильно вести себя в природе. Слушаем выступления детей, обсуждаем, делаем выводы.

  1. Поле очистилось. Готовим рекомендации для детей и взрослых.


Добрые правила нашей жизни



Правило 1. Проветрить комнату, стереть пыль. Навести порядок в классе.



Правило 2. Не кричать.



Правило 3. Экономить воду, не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них машины.



Правило 4. Не рвать цветы, не собирать больших букетов. Лучше любоваться цветами в природе.



Правило 5. Не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное- не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков и т.д.



Выводы и рекомендации:


«»Дерево, трава и птица не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они на планете мы останемся одни»


«Береги свою планету, ведь другой такой на свете нету».(Я. Аким)



Итог занятия:


Что дала конференция? Если говорить об учениках, то они приобрели опыт и получили возможность самореализации. Учитель научился составлять и проводить конференции. Родители смогли узнать своих детей совсем с другой стороны. Для большинства гостей стал открытием уровень знаний девочек и мальчиков, которым всего по восемь лет.




Литература



  1. Сага Е. В. Школа умного детства и открытых сердец. - Ростов н\ Д: Феникс, 2008.

  2. А. А. Плешаков « Зеленые страницы» - М.: Просвещение. 2010.

  3. С.А. Болотова. Азбука Смоленского края: учебное пособие по краеведению.- Ч. 1. - Смоленск: Русич, 2008.