СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по грамоте в старшей группе на тему "Буква и звук Л".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занятие по грамоте в старшей группе на тему "Буква и звук Л".»

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Л» в старшей группе



Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Л (ЛЬ)


Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки и карандаши, неваляшки, фломастеры для работы у доски


I. Организационный момент
- Ребята, послушайте загадку и скажите какой звук будем сегодня изучать
Эта буква вместе с «Я»
Нотою бывает,
И ее мои друзья
Часто напевают.
(Л)


-Определите каким бывает звук Л
Луна, лук,(ответы детей Л ) лето, лист, лиса(ответы детей (ЛЬ))
Воспитатель: Правильно, слышится звуки Л (ЛЬ) Звук Л- согласный, он не поется и мы во рту, когда его произносим, чувствуем преграды. А значит звук Л- согласный, звонкий, бывает мягким и твердым.


Артикуляция звука
Давайте вместе произнесем звук «Л»

II. Основная часть.
Один ребенок делает задание у доски. К доске сегодня тот у кого в имени есть звук Л (дети по очереди произносят свое) Это у нас Юля.
(Работа в тетради Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 2 ФГОС) дети пишут букву Л, разукрашивают крышу домика и неваляшку синим и зеленым цветом, в кармане пишут букву Л.)

1.Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»
Цели: закрепить знания об изученных звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.

-Ребята, посмотрите, в тетради у вас нарисован домик для букв, хозяйка этого домика неваляшка. Посели Юля букву Л на втором этаже , перед буквой Л.
- какую неваляшку выбираем?
Д.- Синюю и зеленую бес колокольчиком
- Почему?
Д.- потому что звук Л- согласный, звонкий, бывает мягким и твердым.

1.Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»
«Разложи буквы по кармашкам неваляшек»
Цели. Проверяем и закрепляем знания ребенка о звуках. Учим определять левую и правую сторону предмета (выбор левого и правого «парадного» домика), отсчитывать этажи (счет по порядку, начиная снизу), объяснять выбор своего решения, опираясь на знания о звуке

2.Игровое упражнение «Продолжи по образцу»
- Обведи букву по контуру;
- Напиши букву по точкам;
- Сам напиши строчку этой буквы.
Цели: закрепляем знания о звук и букве. Тренируем зрительную память ребенка

3.Упражнение «Продолжи орнамент»
Цель: продолжить по образцу; развивать зрительную память
К сведению педагога: Этот вид упражнений тренирует в различении границ клетки, умении отсчитывать клетки в любом направлении, проводить различные линии, ориентируясь на образец. Такие задания подготавливают ребенка к написанию различных элементов букв и схем, развивают внимание, аккуратность, чувство ритма и симметрии.

4. Упражнение «Закончи рисунок»
Цель: развивать моторику рук
Здесь ребенок может:
- дорисовать картинку по точкам;
- найти на картинке «спрятавшуюся» букву (в изображении предметов дается изучаемая буква);
- раскрасить картинку;
- найти на картинке предметы, в названиях которых есть изучаемый звук (пишется эта буква).

5. Игровое упражнение «Новогодняя елочка»
Цели. Учим ребенка образовывать прилагательные и согласовывать их с существительными; изменять окончания существительных при согласовании их с числительными (три сосульки, пять шариков и т.д.).
Ход игры. Игра проходит в три этапа.
1. Ребенок называет предметы, нарисованные в кружках (мяч, чайник, погремушка, стакан, тетрадь). Взрослый предлагает вспомнить, из какого материала обычно сделан каждый предмет, и назвать этот предмет с указанием материала: мяч из резины (какой?) — резиновый; чайник из металла (какой?) — металлический; погремушка из пластмассы (какая?) — пластмассовая; стакан из стекла (какой?) — стеклянный; тетрадь из бумаги (какая?) — бумажная.

2. Ребенок называет игрушки и обобщает их: елочные игрушки. Взрослый объясняет, что игрушки сделаны из тех же материалов, из которых сделаны предметы в кружках. Ребенок (либо по заданию взрослого, либо по собственному выбору) соединяет стрелкой игрушку и какой-либо предмет в кружке и называет игрушку: птичка резиновая, сосулька металлическая, шарик стеклянный и т.д.).

3. Нужно по точкам закончить изображение елки и украсить ее новогодними игрушками, нарисованными рядом. Около каждой игрушки стоит цифра, указывающая, сколько таких игрушек нужно нарисовать на елочке. Ребенок называет количество и игрушку (три сосульки, пять шариков и т.д.), затем рисует игрушки на елочке. После завершения работы ребенок рассказывает, чем он украсил елочку (одним бумажным снеговиком, пятью пластмассовыми шариками и т.д.).

6. Игровое упражнение «Буквы — новогодние украшения»
Цели. Закрепляем правильное употребление предлогов НА, ЗА, ПОД. Учим ребенка дифференцировать звуки: глухие и звонкие согласные, гласные. Учим узнавать буквы по их частичному изображению. Закрепляем знания о звуке и букве Л.
Тренируем в составлении и записи слов из предложенных букв.





Ход игры. Ребенок объясняет, чем являются буквы на этом рисунке (елочные украшения). Даем задание: обвести буквы различными цветными карандашами, например: гласные — красным, звонкие согласные — желтым, глухие согласные — коричневым. Ребенок обобщает буквы в группы и рассказывает, где находятся различные группы букв: гласные — на елочке, глухие согласные — за елочкой, звонкие согласные — под елочкой. Взрослый просит определить, какой из знакомых букв нет на рисунке (Л). Ребенок определяет, где нужно на рисунке поместить Л, объясняет свой выбор, пишет ее под елочкой (Л — звонкая согласная). В конце игры ребенок выписывает все буквы и составляет из них слова.