Мультимедийная дидактическая игра «Времена года»
Цель: развитие и активизация познавательных способностей детей через использование современных информационных технологий.
Задачи:
Формировать целостную картину окружающего мира; Показать взаимосвязь времен года с живыми организмами;
Активизировать познавательную и речевую деятельность детей;
Совершенствовать умение грамматически правильно, последовательно строить свои высказывания;
Развивать память, внимание, словесно - логическое мышление, мелкую моторику, зрительное и слуховое восприятие.
Мультимедийная дидактическая игра «Времена года» предназначено для детей 4-5 лет. Можно использовать в детских садах в средней группе, родителям для домашних просмотров.
Программа разработки: Power Point
Оборудование: экран, проектор, ноутбук.
Правила игры:
На слайдах написаны загадки или вопросы. Необходимо объяснить ответ и нажать «мышкой» на правильный вариант ответа;
Если ответ верный - появится картинка и услышишь звуковое сопровождение, а если ответ не верный - картинка исчезнет, поменяет цвет или будет вращаться;
Чтобы прейти на следующий слайд нажми в правом нижнем углу на кнопку
« », вернуться на предыдущий слайд - нажми в левом нижнем углу на кнопку «
Методика использования:
мультимедийная презентация используется для группового (как часть занятия) и индивидуального обучения;
в конце просмотра определенного раздела, детям предлагается речевая логическая задача;
для закрепления материала можно выбрать показ только необходимых слайдов и на их основе построить беседу, организовать ситуативный разговор.
Образовательный эффект:
Развитие речи: обогащение словаря, развитие связной речи, развитие функций словообразования.
Закрепить знания об окружающем мире.
Учить отгадывать загадки о временах года;
Закрепить прямой и обратный счет до 5, умение соотносить цифру с количеством предметов;
Повторить названия перелетных птиц;
Повторить названия животных, которые впадают зимой в спячку;
Называть деревья и находить лист с этого дерева;
Повторить признаки весны;
-Закрепить умение определять по одежде человека время года.
Практическая значимость:
появляется возможность оптимизировать и повысить эффективность коррекционно-развивающего процесса, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития;
дети осознанно воспринимают изучаемый материал, обобщают, закрепляют и прочно запоминают его;
повышается мотивация, создаются положительные эмоции, за счет динамичности материала: яркие анимационные картинки надолго привлекают внимание детей; мультимедийная презентация позволяет моделировать признаки времени года, которые невозможно увидеть в данный момент (листопад, дождь, снег и т.д.);
Использование мультимедийной игры позволяет сделать НОД эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности; предусматривает реализацию и интеграцию образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Познание»,
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы».
Описание:
(Слайд 1) титульный
(Слайд 2-3) цель, задачи, правила игры
(Слайд 4) Сейчас мы поговорим о временах года. Послушай внимательно загадку:
Несу я урожаи, Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек. Я – … (осень)
А сейчас выбери вариант ответа. Правильно. Что ты увидел на картине? Листочки, каким цветом? Как одеты дети? Сколько елочек на картинке?
(Слайд 5) Какое время года изображено на картине? (осень) По каким признакам ты определил? На картине 3 дерева. Назови их. (Яблоня, рябина, береза.) Назови дерево, которое не соответствует времени года? (береза) Почему? (зеленые листочки)
(Слайд 6) Осенью листья желтеют и опадают. Как называется это явление природы? (листопад) Как называется дерево на слайде? (дуб) Найди лист с этого дерева? Правильно. Этот лист с дуба, значит он какой? (дубовый) С клена – кленовый, с березы – березовый, с рябины – рябиновый.
(Слайд 7) Послушай следующую загадку:
Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
А сейчас выбери вариант ответа. Правильно. Что ты увидел на картине? Чем занимаются дети?
(Слайд 8) Осенью вся природа, животные, насекомые готовятся к зиме. Какое животное впадает осенью в спячку и спит всю зиму? Выбери вариант ответа. (Медведь, барсук, еж) Правильно. Как готовятся животные к спячке? (много едят, накапливают под кожей жир) Лиса и волк не впадают в спячку.
(Слайд 9) Отгадай загадки. Нажми на квадрат и проверь отгадку.
Покружилась звѐздочка
В воздухе немножко, Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
Зверь ушастый, летом серый, А зимою снежно-белый.
Я его не испугался,
Целый час за ним гонялся. (Заяц) Мы его слепили ловко.
Глазки есть и нос-морковка. Чуть тепло — заплачет вмиг И растает... (снеговик)
Зверь пушной живѐт в дупле, Любит там сидеть в тепле, Хоть дупло совсем не грелка. Зиму там проводит … (белка)
Он вошел – никто не видел, Он сказал – никто не слышал. Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (мороз)
Как по небу с севера Плыла лебедь серая, Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала-сыпала
На поля - озѐрушки
Белый пух да пѐрышки. (снегопад)
(Слайд 10) А сейчас время отдыха. Музыкальная физкультминутка.
(Слайд 11) Послушай следующую загадку:
Снег и лед на солнце тают,
С юга птицы прилетают, И медведю не до сна.
Значит, к нам пришла... (весна)
А сейчас выбери вариант ответа. Правильно. Что ты увидел на картине? Для чего делают скворечники? Как одеты дети? Сколько их? Сколько прилетело птиц? Как называются птицы, которые прилетают к нам из теплых стран?
(Слайд 12) (Звучит пение птиц) Каких перелетных птиц ты знаешь? Назови их и нажми «мышкой» на эту птицу. (ласточка, грач, скворец, гусь) Снегирь и воробей не перелетные птицы. Что изображено на картине? Какое время года? По каким признакам ты определил, что это весна?
(Слайд 13) Я буду читать, а ты закончи мое предложение. Нажми на квадрат и проверь ответ.
На проталинках вырастают первые … (подснежники) Из теплых стран прилетают … (птицы)
Оно стало сильнее пригревать … (солнце) Зазеленела … (трава)
Тает снег, по земле бегут … (ручьи)
На крышах домов тает снег, и появляются … (сосульки)
(Слайд 14) Послушай следующую загадку:
Я соткано из зноя, Несу тепло с собою, Я реки согреваю,
«Купайтесь!» — приглашаю. И любите за это
Вы все меня. Я — … (лето)
Выбери вариант ответа. Правильно. Сколько детей гуляет по лесу? Как они одеты? Какое насекомое держит мальчик на пальце?
(Слайд 15) Какое время года изображено? Сколько бабочек ты увидел на картине? (5) Найди эту цифру и нажми на нее. Сосчитай бабочек в обратном порядке.
(Слайд 16) Летом белочки собирают грибы, запасают на зиму. Давай поможем ей собрать грибы. Нажми «мышкой» на гриб, увидишь что произойдет. Сколько грибов в корзинке? (5) Нажми на ту цифру, сколько грибов в корзине. Сосчитай их в обратном порядке. (5,4,3,2,1)
(Слайд 17) В какое время года собралась на прогулку девочка? Выбери вариант ответа, (весна) Объясни свой выбор.
(Слайд 18) В какое время года собрался на прогулку мальчик? Выбери вариант ответа, (осень)
(Слайд 19) В какое время года собралась на прогулку девочка? Выбери вариант ответа, (зима) Объясни свой выбор,
(Слайд 20) В какое время года собрался на прогулку мальчик? Выбери вариант ответа, (лето)
(Слайд 21) Спасибо за игру! Ты, молодец! (звуковое сопровождение) Для повторения игры еще раз нажми на кнопку «домик »
Вот ребята, мы с вами вспомнили все времена года. А теперь нарисуйте свое любимое время года.
Рекомендации для педагогов.
При работе воспитатель, прежде всего, должен руководствоваться Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и режиму работы дошкольных учреждений. Непосредственно образовательную деятельность с использованием ИКТ для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После работы с мультимедийным оборудованием с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна 5 превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2- недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена: для детей 5 лет - до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 минут. Опираясь на последние исследования педагогов-психологов, дидактические принципы педагогики и исходя из нашего опыт использования мультимедийных игр, можно сформулировать основные требования, которые необходимо соблюдать педагогу при подготовке материала.
Выбираем соответствующий фон. Он должен быть четкий, не очень
яркий, без лишних деталей. Разрешение JPEG. Минимум текста, замена текста аудиозаписью.
Подбираем иллюстрации.
Изображения должны быть высокогокачества, крупными, на прозрачном фоне. Разрешение PNG. Совет:
Обязательно нужно сжать изображения. Таким образом мы снизим вес всей презентации.
Если целями задания обусловлено несколько изображений в одном слайд, то они (изображения) должны быть одного размера, и выдержаны в одном едином художественном стиле.
Стремясь увеличить изображение, педагоги зачастую забывают о соразмерности объектов. Любые несоответствия, могут исказить восприятие ребенка.
Изображения в слайдах должно быть высокого качества, крупными.
Заключение
Использование мультимедийных игр в дошкольном учреждений помогает воспитателю повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий. Обогащает дошкольников знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности; психологически облегчает процесс усвоения материала детьми; возбуждает живой интерес к предмету познания; расширяет общий кругозор детей; возрастает уровень использования наглядности на уроке; повышается производительность труда воспитателя и детей на занятии. Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов.