СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие в старшей группе "Уроки добра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширение знания детей о правилах хорошего тона, добрых слов и их применения. 

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

Добрый день и добрый вечер.

И не зря ведь есть у нас

Пожеланья «В добрый час»

Доброта – она от века

Украшенье человека.

Просмотр содержимого документа
«Занятие в старшей группе "Уроки добра"»









































Воспитатель –Хавпачева Ф.В.

Дата проведения: 22.01.2015г.





Мальчик-звезда



Цели:

  • подвести детей к таким нравственным категориям, как добро и зло;

  • воспитывать у детей активную нравственную позицию – совершать добрые поступки;

  • учить сострадать, переживать, сопереживать, глядя на беду, на горе, на нищету;

  • закреплять умение облекать своё внутреннее состояние в словесную форму;

Материал к занятию:

  • портрет нищенки-матери;

  • портрет мальчика-звезды;

  • картонные сердечки, ярко оформленные;

  • две тарелочки: в одной конфеты, а в другой серые квадраты.

Предварительная работа:

  • чтение сказки Оскара Уайта “Мальчик-звезда”;

  • работа с пословицами (добро - зло).

Ход НОД:

Скажите, пожалуйста, дети, что такое Доброта? (Ответы детей.)

Я с вами согласна. У человека доброе сердце, а каким оно ещё может быть? (Злое, мягкое, большое, каменное, золотое, прекрасное, одинокое, равнодушное, горячее.)

Запомните эти слова, мы ещё к ним вернёмся.

Мы с вами читали сказку “мальчик-звезда”. Много говорили о героях сказки. Сегодня я предлагаю вспомнить эту сказку. Коротко напоминаю краткое содержание. Перед детьми стоят два портрета: мальчика-звезды и его мамы-нищенки с кармашками.

- Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, как с неба упала яркая звезда. В складках плаща они увидели не звезду, а маленького ребёнка. Один из лесорубов взял дитя и, несмотря на бедность и голод, принёс его к себе в дом. Вырос мальчик очень красивым, но злым, гордым и жестоким. Однажды, когда в их селение пришла женщина, он закидал её камнями и не хотел поверить, что нищенка – его мать.

Дети, у вас есть сердечки. Я предлагаю подарить их тому герою сказки, который вам понравился. Дети кладут сердечки в кармашки под портретами героев сказки.

Воспитатель в этот момент незаметно помещает две тарелочки под этими портретами: у нищенки в тарелке серые квадратики, а у мальчика-звезды – яркие настоящие конфеты.

Воспитатель: Дети, а герои сказки хотят сделать вам подарки. Возьмите себе сами подарки, но у того героя, который вам очень нравится, у того человека, который вам особенно приятен.

Когда предложенные подарки были взяты детьми, воспитатель обращает внимание на кармашек под портретом нищенки.

Ведь вы свои сердечки отдали нищенке, а почему же решили взять конфеты у жестокого мальчика-звезды?

Нужно видеть смятение детей.

Да, дети, искушение велико. Говорить красиво легко, а поступать так всегда – сложно. Этому нужно учиться всю свою сознательную жизнь.

Воспитатель читает сказку дальше.

- Вдруг, после того как нищенка-мать ушла из селения, мальчик-звезда превратился в чудовище. Он тогда понял, что поступил плохо, и три полных года искал по свету свою мать. Много лишений и испытаний пришлось на его долю, пока он опять не стал красивым. Он встретил нищенку и повинился перед ней. Вдруг нищенка превратилась в королеву. А вскоре мальчик-звезда стал властелином города. Он был справедливым, по-доброму относился к сиротам, бедным и больным.

Вот так счастливо закончилась эта сказка. Скажите, дети, вы жалеете о том, что взяли конфеты с тарелочки мальчика-звезды? (Ответы детей.)

Игра 1. “Вежливые слова”

Я начинаю фразу, а вы продолжаете.

- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (Спасибо.)

- Зеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день.)

- Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо.)

- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (Здравствуйте.)

- Когда бранят за шалости, говорим … (Прости, пожалуйста.)

- И в России, в Украине, в Дании на прощанье говорят … (До свидания.)

А какие ещё вежливые слова вы знаете? (Ответы детей.)

Игра 2. “Добро” и “Зло”

1.1. В гости к детям приходят два волшебника: добрый и злой.

В качестве игровых атрибутов можно использовать рисунки с изображением доброго и злого выражения лица “волшебников”.

Дети определяют: какой волшебник добрый, а какой – злой (по мимике лица).

1.2. Беседа о добрых и злых людях

- Кого называют добрым? Кого называют злым?

- Как ведут себя добрые люди?

- Как ведут себя злые люди?

- Кого из своих родных или знакомых вы может назвать добрыми людьми? Почему?

- Приведи примеры злых героев из фильмов, мультфильмов.

- Почему они злые?

Игра 3. Наше настроение

2.1. Поговорим о настроении. Настроение – это душевное состояние.

Воспитатель обращает внимание детей на настроение волшебников. У доброго – настроение весёлое, доброе, светлое, радостное, прекрасное; у злого – настроение мрачное, сердитое, угрюмое.

- А как вы догадались, что у доброго волшебника настроение хорошее, а у злого – плохое? (По выражению лица, мимике).

Воспитатель предлагает помочь злому волшебнику избавиться от плохого настроения с помощью волшебного мешочка, в который предлагается сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев.

2.2. Упражнение “Расскажи о своём настроении”

- При помощи каких слов вы можете рассказать о своём настроении?

- Какое у тебя сейчас настроение?

- Какого цвета твоё настроение?

- С каким запахом можно сравнить твоё настроение?

- На что похоже твоё настроение?

Если в процессе беседы выясняется, что у кого-то из детей плохое настроение, взрослый предлагает им все отрицательные эмоции поместить в волшебный мешочек.



В конце беседы воспитатель обобщает ответы детей и обращает их внимание на то, что настроение может быть разным:

- Хорошее настроение мы выражаем с помощью таких слов, как весёлое, радостное, светлое, праздничное, сказочное.

- Плохое настроение можно выразить следующими словами: сердитое, мрачное, угрюмое, печальное.

- А от чего зависит настроение?

- Может ли меняться настроение?

По окончании беседы взрослый подводит детей к обобщению:

- Как можно назвать взрослых, детей, героев сказок, фильмов, мультфильмов, которые приходят на помощь другим? (Добрыми, сердечными.)

- Замечательно! Сегодняшнее занятие я хотела бы закончить стихотворением В. Шаинского “В мире много сказок”.

В мире много сказок, грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
Лампа Алладина, в сказку нас веди.
Башмачок хрустальный, помоги в пути!
Мальчик Чипполино, мишка Вини-Пух …
Каждый нам в дороге – настоящий друг. 
Пусть герои сказок дарят нам тепло, 
Пусть Добро навеки побеждает зло!















«Если добрый ты — это хорошо».

Цели: Расширить знания детей о правилах хорошего тона, добрых слов и их применения.



Воспитатель:

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

Добрый день и добрый вечер.

И не зря ведь есть у нас

Пожеланья «В добрый час»

Доброта – она от века

Украшенье человека.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о доброте, о правилах хорошего тона. Играть мы будем необычно. Мы будем жить в городе доброты, в котором есть и парки, и улицы с необычными добрыми названиями. И так мы в парке пословиц.

ПАРК ПОСЛОВИЦ.

- Про доброе дело – говори смело.

- Спасибо великое дело.

- Ласковое слово, что добрый денёк.

- Скромность красит человека.

- Волшебные слова – наши верные друзья.

- Жизнь дана на добрые дела.

Воспитатель. Мы находимся на улице добрых слов. Очень приятно услышать такие слова на улице.

УЛИЦА ДОБРЫХ СЛОВ.

Добрый день

«Добрый день! » тебе сказали.

«Добрый день» - ответил ты.

Как две ниточки связали-

Теплоты и доброты.

Здравствуйте.

«Здравствуйте! » - ты скажешь человеку,

«Здравствуй» - улыбнётся он в ответ.

И наверно, не пойдёт в аптеку.

И здоровым будет много лет.

Спасибо

За то, что говоришь «Спасибо»

За всё, что делают за нас.

И вы, припомнить не смогли бы,

Кому сказали сколько раз.

Добрые слова.

Эти слова всем известны давно.

Видишь они и просты и не новы.

Но я ещё раз повторю всё равно:

«Добрые люди, будьте добры! »

Пожалуйста

Отменить, что ли слово «пожалуйста».

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуйста, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

Простите.

Простите, я больше не буду.

Нечаянно бить посуду.

И взрослых перебивать,

И что обещал – не забывать.

Но если все же забуду –

Простите, я больше не буду.

УЛИЦА ЗАГАДОК.

Воспитатель. Мы подошли к улице загадок. Сейчас я буду загадывать весёлые загадки. Если загадки учат добру и вежливости, то в ответ надо хором сказать; «Это я, это я, это все мои друзья». Если загадки с подвохом - надо промолчать.

1. Кто из вас, проснувшись, бодро «С добрым утром! » - скажет твёрдо.

2. Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?

3. Кто из вас, молчит, как рыба. Вместо доброго «Спасибо».

4. Кто быть вежливым бывает, малышей не обижает.

Воспитатель. Оказывается, все вы умеете быть вежливыми? Молодцы! А знаете ли вы, что означают эти слова?

Сейчас мы с вами поиграем в игру: «Слово, ты, откуда»

«Спасибо» - это «Спаси вас Бог» - благодарят за добрые дела. «Спаси Бог» превратилось в короткое слово «спасибо».

«Благодарю – оно состоит и двух частей благо и дарю. Благо – означает: добро.

«Извините» – т. е. «Снимите с меня вину», причинили другому неприятности, не желая того.

«До свидания» – ещё встретимся, увидимся.

Скажите, а какие вы, дети, знаете добрые и приветливые слова.

Ответы детей.

УЛИЦА СКАЗОК.

Воспитатель. Мы подошли к улице сказок. Какие народные сказки о победе и добре над злом вы знаете?



«Кот, петух и лиса», Крошечка –Хаврошечка», «Три поросёнка», Заюшкина избушка» и др.

Воспитатель. А сейчас, дети, расскажите, какие простые правила вы должны знать.

Простое правило.

1. Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома –

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче: «Здравствуй».

2. Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь,

Разомкнуть свои уста

И сказать: «Пожалуйста».

3. Если невеждой прослыть не хотите

Очень прошу вас, будьте мудрей,

Вежливым словом просьбу начните:

«Будьте любезны! Будьте добры! »

4. Если, словом или делом

Вам помог кто – либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: «Спасибо»

5. Когда я что-то подарю,

Мне говорят «Благодарю».

Тебе подарят что-нибудь -

Благодарить не позабудь.

6. Если сон смыкает очи.

И тебя отправят спать,

Всем скажи «Спокойной ночи! »

А потом иди в кровать.

Вот мы и посетили все улицы нашего доброго «Доброго города». Я надеюсь, что вы не заблудите этот «Урок доброты».
















ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ЧЕТЫРЕ ЗАПОВЕДИ МУДРОГО РОДИТЕЛЯ!!!

Ребенка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и ви­деть в нем личность. Не забывайте также о том, что воспитание  процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, некипятитесь. Спокойно подумай­те, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временемизменилась.

1.  Не пытайтесь сделать из ребенка самого-самого.

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо все знал и умел. Даже самые взрослые имудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 

4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался,  а ты  тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики,  «сечет» в компьютере. Наверняка найдется хоть одно дело, скоторым он 

справляется лучше других. Так по­хвалите его за то, что он знает и умеет.

2.  Не сравнивайте вслух ребенка с другими детьми.

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию.

Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник,  между прочим) награжден очередным орденом, не переполняет стыдом  и обидой?

 3.  Перестаньте шантажировать.

Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, 

а ты…», «Я тебя растила, а ты…».  Самая несчастная из всех попыток  устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99 %  детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»

4.  Избегайте свидетелей.

Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребенок   нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства 

присуще не только взрослым, поэтомуочень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.

Три способа открыть ребенку свою любовь

1.  Слово. Называйте ребенка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.

2.  Прикосновение. Иногда достаточно взять ребенка за руку, погладить по 

волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать.  Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребенка.

3.  Взгляд. Не разговаривайте с ребенком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему  из соседней комнаты.  Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хоти