СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательные задания по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания помогут обучающимся глубже вникнуть в суть лингвистических парадоксов, а учителям провести интересный урок или подготовить своих воспитанников к олимпиаде.

Просмотр содержимого документа
«Занимательные задания по русскому языку»

Занимательные задания по русскому языку

1.Какие особенности лексики обыгрывает писатель Ф. Кривин в этих миниатюрах?

Старые книги

Листы старых мудрых книг желтеют, как листья деревь­ев, но они никогда не бывают зелёными...

А быть может, в зелёном этом - вся мудрость...

Часы

Понимая всю важность и ответственность своей жиз­ненной миссии, часы не шли: они стояли на страже времени.

Светская жизнь

Фотоплёнка слишком рано узнала свет и поэтому не смогла как следует проявить себя на работе.


2. Даны современные и древнерусские названия меся­цев. Определите, в каком случае допущена ошибка.

  1. Январь - просинец.

  2. Февраль - лютень.

  3. Май - травень.

  4. Июнь - изок.

  5. Июль - липец.

  6. Август - свадебник.

  7. Ноябрь - грудень.


Ответы.

1.«Старые книги». Обыгрываются многозначность слова зелёный: 1) цвета листвы, травы; 2) неопытный по молодости - и омонимия слов лист (дерева) - лист (книги).


«Часы». Обыгрываются лексическое и фразеологически связанное значения слова стоять:


стоять - «не двигаться, бездействовать»;


стоять на страже - «охранять».


«Светская жизнь». Обыгрывается омонимия слова (свет - «лучистая энергия, воспринимаемая глазом и делающая мир видимым» и свет - «круг лиц, принадлежащих к привилегированным классам»), а также многозначность слов проявить (себя) и проявиться: 1) обнаружить наличие каких-либо качеств, совершая, делая что-нибудь; 2) стать видимым после химической обработки.


2. Ошибка допущена в 6-м примере. У древних славян названия месяцев были тесно связаны с явлениями природы, с сезонным чередованием работ:


1) январь - просинец, от начинающей показываться в это время синевы неба, «просияния», время прибавления солнечного света;


2) февраль - лютень, этот месяц называли так из-за сильных морозов;


3) май - травень, поскольку в это время земля покрывается молодой зелёной травой;


4) июнь - изок, так в Древней Руси называли кузнечика а в июне кузнечиков особенно много;


5) июль - липец, это время цветения липы;


6) август - древнее название этого месяца серпень -горячая пора жатвы. Свадебником был октябрь, т. е. месяц когда поля уже убраны и можно играть свадьбы, в некоторых говорах свадебником называли февраль;


7) ноябрь -грудень, так как в эту пору замерзает земля,

на дорогах образуются мёрзлые кочки (груды).