Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №19 Азовского района
Обобщение опыта работы
Учителя математики
Елисеевой Екатерины Александровны
Системно-деятельностный подход как способ активизации познавательной
деятельности учащихся на уроках математики
п. Овощной Азовского района
«Единственный путь, ведущий
к знаниям – это деятельность»
Бернард Шоу .
«Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать».
А.Л. МИНЦ
Системно-деятельностный подход
Ведущий метод
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования
Новые требования математического образования
Низкая учебно-познавательная активность учащихся
?
Проблема:
Как повысить учебно-познавательную активность учащихся через включение в обучение системно-деятельностного подхода
на уроках математики.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №19 Азовского района
Обобщение опыта работы
Учителя математики
Елисеевой Екатерины Александровны
Системно-деятельностный подход как способ активизации познавательной
деятельности учащихся на уроках математики
п. Овощной Азовского района
Цель работы
Изучить и использовать в учебном процессе технологии системно-деятельностного метода обучения на различных этапах уроков математики в среднем звене.
Задачи
- исследовать освещенность в научной литературе, сущность деятельностного подхода в обучении;
- изучить дидактические принципы организации учебной деятельности на уроках математики в рамках системно-деятельностного подхода;
- рассмотреть примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода;
- рассмотреть приемы и методы, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся;
- выделить основные направления оптимизации процесса педагогического взаимодействия в средней школе, способствующего повышению познавательной деятельности учащихся при обучении математике;
- проиллюстрировать реализацию деятельностного подхода в обучении математике на примерах из своей практики.
Б.Ф.Ломов
Б.Г. Ананьев
Л. С. Выготский
В.В. Занков
Сущность системно-деятельностного подхода в обучении
Системный подход
Деятельностный подход
Р.А. Эльконин
Основная идея системно-деятельностного подхода
- Н овые знания не даются в готовом виде, учащиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности
- Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Функция учителя
- подготовка дидактического материала для работы;
- организация различных форм сотрудничества;
- активное участие в обсуждении результатов деятельности, учащихся через наводящие вопросы;
- создание условий для самоконтроля и самооценки .
Технология деятельностного подхода:
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Постановка проблемы.
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Реализация построенного проекта.
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Включение в систему знаний и повторение.
- Рефлексия учебной деятельности.
Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки
7 кл. Тема «Линейные уравнения с одной переменной».
Решаю быстро уравнение:
5х – 6 = 12 + 3х
5х – 3х = 12 - 6
2х = 6
х=3
Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки
Пример №2.
Даю задачу на дом и говорю: «У меня не получается. Попробуйте вы, обращайтесь к кому хотите за помощью»
Пример №3 .
При изучении темы 6 класса «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» в устный счёт, состоящий из примеров на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями («ситуация успеха») включаю задание, где знаменатели разные
Создание проблемных ситуаций через использование занимательных заданий
- Пример №1.
- 7 кл. Тема «Линейная функция».
Обычная форма задания . Функция задана формулой y = x + 7. Найдите значение функции при
x = 0, 7, -5, 1.
Занимательная форма задания. Приглашаю к доске ученика, даю ему карточку, на которой написано
y = x + 7. На доске заготовлена таблица:
Х
У
Создание проблемных ситуаций через использование занимательных заданий
Пример №1. 5 кл. Тема «Периметр прямоугольника»
Семья Юры весной переехала в новый дом, при котором был земельный участок прямоугольной формы. Папа решил поставить забор. Он попросил Юру посчитать, сколько потребуется штакетника для изгороди, если на метр изгороди требуется 8 штук? Сколько денег потратит семья, если каждый десяток стоит 400 рублей?
Проблемная ситуация: нужно найти длину забора (периметр прямоугольника).
Пример №2. 5 кл. Тема «Проценты».
Я прихожу в класс и урок начинаю с сообщения: «Вы знаете, что в этом месяце по случаю праздника 23 февраля ваш папа награжден премией в размере 4000 руб. Но получит он не все деньги. Вычитают подоходный налог 13%. Я хочу, чтобы вы помогли сосчитать, какую сумму ваш папа получит».
Вопрос: «А как же мы определим размер суммы, если мы не знаем, что такое процент?»
Создание проблемных ситуаций через противоречие нового материала старому, уже известному
Пример№1. 7 кл. Тема «Формулы сокращённого умножения»
Вычисляем:
а) (2 . 3)²= 2² . 3² = 4 . 9=36
б) (6 : 2)² = 6² : 2² = 36 : 4
в) (4 + 3)² = 4² + 3² = 16 + 9 = 25.
Попробуйте сосчитать по-другому:
( 3 + 4)² =7² = 49.
Проблемная ситуация
Применение активных приемов обучения
Прием «Составления кластеров»
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.
Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие.
Применение активных приемов обучения
Прием «Составления кластеров»
Ключевое понятие
Применение активных приемов обучения Урок геометрии 7 кл. «Виды треугольников»
Прием «Составления кластеров»
Применение активных приемов обучения Урок геометрии 7 кл. «Виды треугольников»
Прием «Составления кластеров»
Применение активных приемов обучения Урок математики 5 кл. «Обыкновенные дроби»
Прием «Составления кластеров»
Применение активных приемов обучения Урок математики 6 кл. «Рациональные числа»
Прием «Составления кластеров»
Применение активных приемов обучения Урок алгебры 7 кл. «Многочлены»
Прием «Составления кластеров»
Применение активных приемов обучения
Прием «Верные и неверные утверждения»
Пример1: В начале изучения темы “Углы” в 5 классе
Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом
Угол – это геометрическая фигура
Угол состоит из двух пресекающихся прямых
Бывают углы остроумные и тупые
Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки
Равные углы – это те, у которых равны стороны
Биссектриса – это такой угол, у которого три стороны
Бывает угол прямой
Угол может быть тощим
Острый угол – это угол, который меньше прямого
Применение активных приемов обучения
Прием «Развивающий канон»
Слагаемое – сумма = множители - ?
Круг – окружность = шар - ?
Прямоугольник – плоскость = куб - ?
Применение активных приемов обучения
Прием «Написание синквейна»
Масштаб
Прямые
Пересекающиеся, параллельные. Строим, переносим, совмещаем. Нет ни начала, ни конца?! Бесконечность!
Арифметический, географический
Делить, находить, вычислять
Дробь, которую нужно понять
Отношение
Угол
Десятичная дробь
Прямой, острый
Измерять, чертить, находить
Встречается в разных фигурах
Лучи
Конечная, бесконечная
Сравнивать, вычитать, умножать
В записи дроби используют запятую
В знаменателе 10, 100 ….
Применение активных приемов обучения
Прием «Конструктор события»
Событие или состояние 1. (причина)
Если
В треугольнике есть прямой угол
Событие или состояние 2. (следствие)
то
?
Результаты анкетирования учащихся 5-х, 6-х, 7-х классов 2020г
Диаграмма № 1.
Понравились ли вам уроки, проводимые в рамках системно-деятельностного подхода?
Результаты анкетирования учащихся 5-х, 6-х, 7-х классов 2020г
Диаграмма № 2.
Чем понравились такие уроки?
Результаты анкетирования учащихся 5-х, 6-х, 7-х классов 2020г
Диаграмма № 3.
Вам бы хотелось, чтобы такие уроки проводились чаще?
Мониторинг уровня познавательной деятельности учащихся 2020г.
Распределение учащихся 6А и 6Б классов по уровням познавательной активности и мотивации достижений
Благодарю
за внимание!