СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Завоевания Чингисхана

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конце ХII - начале ХIII вв. происходит усиление борьбы между правителями монгольских племен за власть. Созданию монгольского централизованного государства предшествовал силовой процесс объединения монгольских племен под предводительством Темучина. Поначалу Темучин участвует в войнах кереитского Ван-хана, в качестве его вассала против татар и меркитов. Позже, в 1203 году он разгромил улус кереитов, а затем покорил племена найманов. Череда побед над народами Сибири и Восточного Туркестана (1207г.), Китая (1215г.) и покорение всех земель к северу от р.Хуанхэ делают его единственным могущественным предводителем в Центральной Азии.

Просмотр содержимого документа
«Завоевания Чингисхана»

ТЕМУЧИН

ТЕМУЧИН

УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ:  «Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана»

УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ:

«Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА: 1.Обучающая:   формирование знаний о предпосылках, причинах и последствиях монгольского нашествия 2. Развивающая :  развитие навыков и умений работы в группах сменного состава, взаимообмена информацией, исследовательских навыков при работе с историческими источниками 3. Воспитывающая :  воспитание культуры речи, толерантности, ответственного отношения к учебе.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

1.Обучающая:   формирование знаний о предпосылках, причинах и последствиях монгольского нашествия

2. Развивающая развитие навыков и умений работы в группах сменного состава, взаимообмена информацией, исследовательских навыков при работе с историческими источниками

3. Воспитывающая воспитание культуры речи, толерантности, ответственного отношения к учебе.

План урока:  1.Образование державы Чингисхана.  2.Начало завоевательных походов Чингисхана 3. Битва на Калке. 4. Историческое наследие Монгольской империи.

План урока:

1.Образование державы Чингисхана.

2.Начало завоевательных походов Чингисхана

3. Битва на Калке. 4. Историческое наследие Монгольской империи.

 Группы:   1 групп – «ЭТНОГРАФЫ» 2 группа- «ИСТОРИКИ»  3 группа- «АНАЛИТИКИ »

Группы:

1 групп – «ЭТНОГРАФЫ»

2 группа- «ИСТОРИКИ»

3 группа- «АНАЛИТИКИ »

Монголы   Во второй половине XII - начале XIV в. на огромных пространствах от Великой китайской стены до озера Байкал жили многочисленные тюркские племена, в том числе монголы и  татары . Монголы дали название всему этому племенному союзу, а потом государству. На Руси их стали называть татарами, а в истории закрепилось название монголо-татары .

Монголы

Во второй половине XII - начале XIV в. на огромных пространствах от Великой китайской стены до озера Байкал жили многочисленные тюркские племена, в том числе монголы и татары . Монголы дали название всему этому племенному союзу, а потом государству. На Руси их стали называть татарами, а в истории закрепилось название монголо-татары .

 ЮРТА-монгольское жилище

ЮРТА-монгольское жилище

Монголы У монгольских племен отмирали родовые отношения, появилась частная собственность, зарождалось государство. Мерилом богатства, власти и влияния здесь были скот и пастбища.

Монголы

У монгольских племен отмирали родовые отношения, появилась частная собственность, зарождалось государство. Мерилом богатства, власти и влияния здесь были скот и пастбища.

Чингисхан В 1206 г. на курултае Темучин был провозглашен Чингисханом единого монгольского государства   Темучин сумел собрать новую дружину. С этого он начал путь наверх. В отчаянной борьбе ему удалось подчинить своему контролю основную часть монгольских племен и занять трон всех монголов.

Чингисхан

В 1206 г. на курултае Темучин был провозглашен Чингисханом единого монгольского государства

Темучин сумел собрать новую дружину. С этого он начал путь наверх. В отчаянной борьбе ему удалось подчинить своему контролю основную часть монгольских племен и занять трон всех монголов.

1218 1204 1223 1202 1218 -1221 Каракорум 1225-1227 1211-1218  В 1211 г.  Чингисхан обрушился на Северный Китай , а в 1215 г. захватил столицу империи Пекин . Чингисхан поставил себе на службу огромный научный и культурный опыт империи. Он ввел в своем государстве китайскую письменность, привлек на службу китайских ученых и военных специалистов .

1218

1204

1223

1202

1218 -1221

Каракорум

1225-1227

1211-1218

В 1211 г. Чингисхан обрушился на Северный Китай , а в 1215 г. захватил столицу империи Пекин .

Чингисхан поставил себе на службу огромный научный и культурный опыт империи. Он ввел в своем государстве китайскую письменность, привлек на службу китайских ученых и военных специалистов .

Чем объяснить победы Чингисхана над крупными государствами Азии? Завоевания монголов   После Китая монголы захватили Среднюю Азию, Северный Иран , вторглись в Азербайджан и на Северный Кавказ. Перед ними расстилались половецкие кочевья и южнорусские степи.

Чем объяснить победы Чингисхана над крупными государствами Азии?

Завоевания монголов

После Китая монголы захватили Среднюю Азию, Северный Иран , вторглись в Азербайджан и на Северный Кавказ. Перед ними расстилались половецкие кочевья и южнорусские степи.

Битва на Калке   Вскоре на берегах Азовского моря появились монголо-татары. Половцы в отчаянии обратились к русским князьям за помощью, но тщетно. В княжеских резиденциях лишь радовались тому, что монголы уничтожают их заклятых врагов. Князья считали, что легко справятся с монголами, как справлялись в свое время с половцами.

Битва на Калке

Вскоре на берегах Азовского моря появились монголо-татары. Половцы в отчаянии обратились к русским князьям за помощью, но тщетно. В княжеских резиденциях лишь радовались тому, что монголы уничтожают их заклятых врагов. Князья считали, что легко справятся с монголами, как справлялись в свое время с половцами.

Битва на Калке Мстислав Мстиславович в Киеве созвал совет князей Южной Руси. Половцы убеждали русских, что если те не окажут им помощи, то вскоре и сами будут разгромлены. «Луче ны (нам) приняти я (их) на чужеи земле, нежели на своеи» В поход выступили Мстислав киевский, Мстислав черниговский, Даниил владимиро-волынский, Мстислав Удалой галичский и др. Князь Юрий Всеволодович из Владимиро-Суздальской земли отказал в помощи. Зато к русским присоединилась половецкая конница.

Битва на Калке

Мстислав Мстиславович в Киеве созвал совет князей Южной Руси. Половцы убеждали русских, что если те не окажут им помощи, то вскоре и сами будут разгромлены.

«Луче ны (нам) приняти я (их) на чужеи земле, нежели на своеи»

В поход выступили Мстислав киевский, Мстислав черниговский, Даниил владимиро-волынский, Мстислав Удалой галичский и др. Князь Юрий Всеволодович из Владимиро-Суздальской земли отказал в помощи. Зато к русским присоединилась половецкая конница.

Битва на Калке, 1223г.

Битва на Калке, 1223г.

Битва на Калке Оценить общие потери русских в битве на Калке чрезвычайно сложно. Летописи говорят, что из десяти русских уцелел лишь один. Это поражение оказалось для Руси одним из самых тяжелых за всю ее историю.

Битва на Калке

Оценить общие потери русских в битве на Калке чрезвычайно сложно. Летописи говорят, что из десяти русских уцелел лишь один. Это поражение оказалось для Руси одним из самых тяжелых за всю ее историю.

Битва на Калке «Русские земли, покрытые густым лесом, были монголам не нужны, а русские, как оседлый народ, не могли угрожать коренному монгольскому улусу, т. е. были для монголов безопасны. Опасны были половцы — союзники меркитов и других противников Чингиса. Поэтому монголы искренне хотели мира с русскими, но после предательского убийства и неспровоцированного нападения мир стал невозможен». Л. Гумилев Согласны ли вы с мнение Л.Н. Гумилева?

Битва на Калке

«Русские земли, покрытые густым лесом, были монголам не нужны, а русские, как оседлый народ, не могли угрожать коренному монгольскому улусу, т. е. были для монголов безопасны. Опасны были половцы — союзники меркитов и других противников Чингиса. Поэтому монголы искренне хотели мира с русскими, но после предательского убийства и неспровоцированного нападения мир стал невозможен».

Л. Гумилев

Согласны ли вы с мнение Л.Н. Гумилева?

 Походы Чингисхана  Дата  Направление Последствия

Походы Чингисхана

Дата

Направление

Последствия

. Чингисхану удалось создать одно из мощнейших армий в Азии, которой никто не мог противостоять. ? Почему?

.

Чингисхану удалось создать одно из мощнейших армий в Азии, которой никто не мог противостоять.

?

Почему?

Великая Яса Свод законов, регламентирующих правила поведения и жизни монголов

Великая Яса

Свод законов, регламентирующих правила поведения и жизни монголов

 Ввел десятичную систему организации общества и армии. Организация монгольского  войска

Ввел десятичную систему организации общества и армии.

Организация монгольского войска

Ядром монгольской армии служили конники, вооруженные копьем, луком и щитом: легко-конные всадники и тяжелая кавалерия, способная атаковать «железной лавой» с яростью и напором. Вдобавок предводитель располагал разного рода «специалистами» (например, в области осадного дела), преимущественно китайскими.

Ядром монгольской армии служили конники, вооруженные копьем, луком и щитом: легко-конные всадники и тяжелая кавалерия, способная атаковать «железной лавой» с яростью и напором. Вдобавок предводитель располагал разного рода «специалистами» (например, в области осадного дела), преимущественно китайскими.

Завоевания монголов  Монгольская армия была сильна не только своей могучей и быстрой конницей, где всадники были вооружены луками, саблями, копьями и арканами, но и китайскими осадными стенобитными и камнеметными машинами, метательными снарядами с горючей смесью.

Завоевания монголов

Монгольская армия была сильна не только своей могучей и быстрой конницей, где всадники были вооружены луками, саблями, копьями и арканами, но и китайскими осадными стенобитными и камнеметными машинами, метательными снарядами с горючей смесью.

Преимущества монгольского войска 1. Жестокость 2. Оружие 3. Осадные башни 4. Разведка

Преимущества монгольского войска

1. Жестокость

2. Оружие

3. Осадные башни

4. Разведка

Проблемный вопрос !  Какие последствия для различных стран и народов Евразии имели монгольские завоевания и образование Монгольской империи?

Проблемный вопрос !

Какие последствия для различных стран и народов Евразии имели монгольские завоевания и образование Монгольской империи?

Империя – это крупная монархическая держава, включающая территории многих народов и стран

Империя – это крупная монархическая держава, включающая территории многих народов и стран

Последствия нашествия монголов + - почтовая служба Развитие торговли 3. терпимое отношение к церкви  людские потери  угон людей в рабство  хозяйственное разорение

Последствия нашествия монголов

+

-

  • почтовая служба
  • Развитие торговли

3. терпимое отношение к церкви

  • людские потери
  • угон людей в рабство
  • хозяйственное разорение
Тест 1.Чингисхан родился на берегах реки?   а) Онон   б) Орхон   в) Керулен   г) Енисей   2.Курултай, на котором Темучин был провозглашен ханом, состоялся …   а) 1201г.   б) 1202г.   в) 1205г.   г) 1206г.   3.Курултай созывался?   а) зимой   б) весной   в) летом   г) осенью   4 . Современная для того периода военная техника – стенобитные, камнеметные и огнеметные орудия появились у монголов после покорения?   а) Китая   б) Индии   в) Ирана   г) Караханидов   5. Большая часть земель Казахстана от Иртыша до Волги, северная часть Семиречье, весь Восточный Дешт-и-Кыпчак достались вошли в состав какого улуса?   а) Чагатая   б) Тулуя   в) Джучи   г) Угэдэя   6. Как назывались законы Чингисхана? а) «Русская правда» б) Салическая правда в) Яса г) Драконовские законы 7. Назовите, какое событие произошло в 1227 году?   а) поход в Китай   б) смерть Чингисхана   в) покорение Ирана   г) отправил торговый караван в Отрар. 

Тест

1.Чингисхан родился на берегах реки?  а) Онон  б) Орхон  в) Керулен  г) Енисей  2.Курултай, на котором Темучин был провозглашен ханом, состоялся …  а) 1201г.  б) 1202г.  в) 1205г.  г) 1206г.  3.Курултай созывался?  а) зимой  б) весной  в) летом  г) осенью  4 . Современная для того периода военная техника – стенобитные, камнеметные и огнеметные орудия появились у монголов после покорения?  а) Китая  б) Индии  в) Ирана  г) Караханидов  5. Большая часть земель Казахстана от Иртыша до Волги, северная часть Семиречье, весь Восточный Дешт-и-Кыпчак достались вошли в состав какого улуса?  а) Чагатая  б) Тулуя  в) Джучи  г) Угэдэя  6. Как назывались законы Чингисхана?

а) «Русская правда»

б) Салическая правда

в) Яса

г) Драконовские законы

7. Назовите, какое событие произошло в 1227 году?  а) поход в Китай  б) смерть Чингисхана  в) покорение Ирана  г) отправил торговый караван в Отрар. 

РАЗГАДАЙ КРОССВОРД 1 . Настоящее имя Чингисхана 2. Крупное государство в Средней Азии 3. Река в Монголии, на берегу которой состоялся курултай 4. Сын Чингисхана, который стал правителем после его смерти 5. Город в Казахстане, защищавшийся 6 месяцев от монголов? 6. На берегу какой реки объединенное русско-половецкое войско впервые встретилось с монголо-татарами?

РАЗГАДАЙ КРОССВОРД

1 . Настоящее имя Чингисхана

2. Крупное государство в Средней Азии

3. Река в Монголии, на берегу которой состоялся курултай

4. Сын Чингисхана, который стал правителем после его смерти

5. Город в Казахстане, защищавшийся 6 месяцев от монголов?

6. На берегу какой реки объединенное русско-половецкое войско впервые встретилось с монголо-татарами?

Ключевые понятия по теме: Курултай- съезд монгольской знати на котором выбирали великого хана Яса - свод законов Чингисхана Улус - так называлось монгольское государство Тьма(тумен) - так называли  10000 войско у татар

Ключевые понятия по теме:

  • Курултай- съезд монгольской знати на котором выбирали великого хана
  • Яса - свод законов Чингисхана
  • Улус - так называлось монгольское государство
  • Тьма(тумен) - так называли

10000 войско у татар

 ВЫСКАЗЫВАНИЯ ЧИНГИСХАНА   1. Лучше быть последним среди волков, чем быть первым среди шакалов!  2. Если боишься — не делай, а если делаешь — тогда не бойся.  3. Не обижай слабого детеныша — он может оказаться сыном тигра.  4. Оставьте в покое Кавказ, отзовите из гор войска. Живыми их не сломить, а мертвые дань не платят.  5. Потерянное в горах, не ищут на дне реки.  6. Если моё тело умирает, пусть моё тело умирает, но не позволяйте моей стране умирать.  7. Самое лучшее в любом деле- довести его до конца!

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ЧИНГИСХАНА

1. Лучше быть последним среди волков, чем быть первым среди шакалов!

2. Если боишься — не делай, а если делаешь — тогда не бойся.

3. Не обижай слабого детеныша — он может оказаться сыном тигра.

4. Оставьте в покое Кавказ, отзовите из гор войска. Живыми их не сломить, а мертвые дань не платят.

5. Потерянное в горах, не ищут на дне реки.

6. Если моё тело умирает, пусть моё тело умирает, но не позволяйте моей стране умирать.

7. Самое лучшее в любом деле- довести его до конца!

Я узнал… Я удивился… Я согласен… Я возмущен… Я плохо… Я поражен… Мне было… Как хорошо, что…   Вырази свое мнение

Я узнал…

Я удивился…

Я согласен…

Я возмущен…

Я плохо…

Я поражен…

Мне было…

Как хорошо, что…

Вырази свое мнение

СПАСИБО ЗА УРОК !

СПАСИБО ЗА УРОК !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!