Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии в учебно – воспитательном процессе (презентация)»
«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе»
Фисенко О.В.
учитель начальных классов
МОУ СОШ №15
с. Преображенского
...чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем.
Академик Н.М. Амосов
Актуальность:
- Состояние здоровья детей, подростков в последние годы вызывает обоснованную тревогу. Отмечается резкое ухудшение физического, психоневрологического и нравственного компонентов здоровья школьников.
- Результаты мед. осмотра учащихся начальной школы свидетельствуют о том, что 60% учащихся имеют различные отклонения в здоровье. У большинства школьников нарушена психика, сердечно – сосудистая система, желудочно – кишечный тракт. Следует отметить, что значительно увеличилось число детей с нарушением зрения, а также число детей страдающих сколиозом.
Задачи:
- определить наиболее эффективные методы формирования здорового образа жизни у младших школьников;
- реализовать традиционные, нетрадиционные и новейшие методические подходы для целенаправленного оздоровления, коррекции и формирования здоровья детей средствами физической культуры.
- формирование у учащихся и их родителей осознанного отношения к здоровью как условию полноценной жизни.
- Основы здоровья закладываются в детстве.
Здоровье ученика в норме, если:
- в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
- в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
- в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
- в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
- в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Факторы, влияющие
на здоровье школьника
Факторы
Эндогенные
Внешкольные
экологические
половые
возрастные
экономические
наследственные
Социальные:
-семейные
-социобытовые
-медицинские
Внутришкольные
Педагогические:
учебного процесса.
2. Учебная нагрузка.
3. Средства и методы
обучения и воспитания.
4. Качество учебного
материала.
5. Педагогическая методика.
6.Организация физ. воспитания.
Физиолого-гигиенические:
1. Режим дня.
2.Качество оборудования.
3. Организация
двигательной активности.
4. Оздоровительные
мероприятия .
Социо-психологические:
1. Мотивация учащихся.
2. Взаимоотношения
учитель-ученик.
3. Взаимоотношения
ученик-класс.
4. Взаимоотношения
учитель-родитель
Организация учебной деятельности
- строгая дозировка учебной нагрузки;
- построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
- соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
- благоприятный эмоциональный настрой.
Физкультминутки на каждом уроке
- Упражнения физкультминуток должны быть направлены на активизацию определенных мышц тела (наклоны туловища, вращения головой),
- мышц ног (приседания, тыльные и подошвенные сгибания стоп);
- Для профилактики переутомления глаз и развития близорукости рекомендуются упражнения, направленные на укрепление глазных мышц: круговые движения глазами в одном и другом направлениях, медленный перевод взгляда сначала с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно Положительное влияние оказывают также сильное зажмуривание, быстрое моргание.
Динамика работоспособности
- Самым малопродуктивным днем является понедельник , а наиболее продуктивными днями – вторник и среда .
- В четверг у младших школьников наблюдается значительное снижение работоспособности.
- А вот пятница у младших школьников – день с более высокой работоспособностью, чем четверг.
- В субботу работоспособность несколько повышается, что соответствует «конечному порыву», однако это повышение незначительно и прослеживается не всегда.
Шкала трудности предметов для младших школьников
№
Предмет
1
Балл
Математика
2
Русский язык
8
3
7
Природоведение
4
Литературное чтение
5
6
5
Рисование и музыка
6
Труд
3
7
2
Физическая культура
1
Основные требования к гигиеническим условиям
достаточность
равномерность
отсутствие теней на рабочем месте
отсутствие слепимости (блескости)
- Состав воздуха
- Цветовое оформление помещений
- Положительные эмоции
Освещенность помещения
- 1. Достаточность – зависит от размера окон и межоконных проемов, ориентации окон относительно сторон света, расположения затеняющих объектов, чистоты и качества стекол, количества и мощности источников искусственного освещения.
- 2. Равномерность – зависит от расположения окон, конфигурации учебного помещения, контрастности между окраской стен, оборудования и учебных материалов, типа арматуры светильников (характер абажуров) и их расположения.
- 3. Отсутствие теней на рабочем месте – зависит от стороны падения света (свет, падающий слева, исключает тени от пишущей правой руки, верхний свет практически бестеневой).
- 4. Отсутствие слепимости (блескости) – зависит от наличия поверхностей с высоким коэффициентом отражения (полированная мебель, застекленные шкафы и прочее) и арматуры светильников.
- 5. Отсутствие перегрева помещения – зависит от наличия и силы прямых солнечных лучей и типа ламп. Весьма простым, но эффективным методом оценки общего уровня освещенности является следующий: если ученик с нормальным зрением свободно читает мелкий шрифт книги на расстоянии примерно 50 см от глаз, то освещенность принято считать достаточной.
Состав воздуха
- Проветривание помещений, влажная уборка.
- Очищение воздуха эфирными маслами:
Гераниевое масло активизирует кору надпочечников, снимает
напряжение, вызванное стрессом;
Апельсиновое используют для борьбы с тревогой и страхом.
- Комнатные растения очищают, ионизируют воздух, поглощают излучения телевизоров и компьютеров.
Цветовое оформление помещений
- Цвет может повышать работоспособность, улучшать эмоциональное состояние, снижать утомление и наоборот.
- Цвет может :
- согреть –красный, оранжевый, желтый;
- охладить –голубой зеленый, синий, фиолетовый;
- вызвать повышенные эмоциональные реакции (красный увеличивает кровяное давление и ритм дыхания);
- успокоить –голубой снижает ритм дыхания, замедляет пульс;
сине-фиолетовый успокаивает, снижает беспокойство;
- вызвать радость, улучшить настроение (очень яркий оранжевый);
- опечалить –темно –синий, фиолетовый.
Положительные эмоции
- Положительные эмоции являются неотъемлемой составляющей здорового образа жизни. Знаменитая формула «В здоровом теле – здоровый дух» может читаться не только слева направо, но и справа налево, то есть здоровый дух поддерживает физическое благополучие. Поэтому для поддержания физического здоровья необходимо психическое закаливание, суть которого – в радости к жизни.
- В педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье.
Уровень оснащенности здоровьесберегающим оборудованием
- Спортивная площадка ( футбольное поле, волейбольная площадка, гимнастический городок, полоса препятствий)
- Спортивный зал (спорт.инвентарь)
Правильное питание – залог здоровья
Мы то – что мы едим!
Правильное питание – залог здоровья
Мы то – что мы едим!
Мероприятия, направленные на укрепление здоровья школьника
Работа классного руководителя по направлению «Здоровье»
- Сотрудничество с медицинским персоналом школы и медицинскими учреждениями для изучения и последующей коррекции с их помощью физического здоровья учеников класса.
- Сотрудничество с родителями учащихся и консультации учителей других предметов.
- Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей.
- Организация просветительской работы с учащимися по сохранению, развитию и коррекции здоровья через систему воспитательных мероприятий как внутри школы, так и вне её.
- Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
- Формирование личностной рефлексии учащихся по проблеме (коррекция мнения о себе и о своём здоровье).
Заключение
- Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье школьника от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующие воспитанию у детей культуры здоровья.
- Под культурой здоровья понимают духовные и социальные достижения поколений, направленные
на повышение жизнестойкости, поддержание и укрепление личного и общественного здоровья,
на духовно – нравственное развитие человека,
на реализацию его потенциальных возможностей в интересах общего блага.