СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жаргонизмы.......

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учащихся с таким типом лексики как жаргонизмы.

Просмотр содержимого документа
«Жаргонизмы.......»

Урок 54. Жаргонизмы.

Цель урока: познакомить учащихся с таким типом лексики как жаргонизмы.

УУД:

предметные: знать определение жаргонизмов; уметь определять уместность – неуместность использования жаргонизмов в обиходной речи;

метапредметные: определить роль и значение жаргонизмов в речи современного человека.

личностные: воспитывать любовь к родному языку.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: учебник, словарь, иллюстрации профессий.

Класс: 6

Учитель: Цымбалюк Т.А.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Улыбнемся друг другу, подарим хорошее настроение, чтобы всем нам сегодня было интересно и увлекательно идти по дороге Знаний.

Садитесь, пожалуйста. Запишем число, классная работа.



II. Актуализация знаний

1) Проверка домашнего задания



2) Фронтальный опрос


III. Введение в тему. Целеполагание

1) Работа с карточками

Земля, идти, аккорд, парнище, говорить, ступай, акварель, вестимо, баксы, синий, наждак, кент, небо, клёво, красивый.

Вы уже многое знаете по этой теме, поэтому с легкостью ответите на мои вопросы:

- Как называется словарный состав языка? (лексика)

- Как называются слова русского языка известные всему народу ?

- Обратите внимание, на доске написаны различные слова, назовите среди них общеупотребительные? (общеупотребительные - земля, идти, говорить, синий, небо)

- Как называются слова связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии? Найдите профессионализмы? (аккорд, акварель, наждак)

- Как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности? Назовите диалектизмы? (парнище, ступай, вестимо (конечно, разумеется))

- Ребята, назовите слова, которые не вошли ни в одну названную группу? Что это за слова?

Это жаргонизмы. Слова, ограниченные в своём употреблении определенной социальной или возрастной средой. (баксы, кент, клёво)



- Какая тема урока?

Чтобы добиться чистоты языка, надо биться за чистоту человеческих чувств и мыслей. К.И.Чуковский.

Ребята, глядя на эпиграф урока, постарайтесь сформулировать цель нашей работы. (Ответы: уметь определять уместность – неуместность использования жаргонизмов в обиходной речи), (чтобы не засорять наш язык, мы должны всегда думать, о чем мы говорим).).



IV. Работа над темой урока

1) Словарный диктант на стр. 93



2) Чтение правила на стр. 93



3) Упражнение 177 (устно)



4) «Это интересно» на стр. 93



5) Работа по рядам

Лексика молодежного жаргона, сохраняется и постоянно обновляется.

Задание: выявите тематические группы жаргонизмов:

Первый ряд. Наименование людей по родству: предки, пахан, маманя, браток, братан, сеструха, папаня.

Второй ряд. Бытовая техника: комп, мобила, телик, ящик, видак.

Третий ряд. Состояние, оценка: клёво, классно, супер, ништяк.



Физкультминутка

Потуситься нам пора,

Встанем дружно все братва,

Наши клешни разомнём

И опять строчить начнем.



Поразмяться нам пора,

Все потянемся друзья,

Наши ручки разомнем,

И опять писать начнем.

Тихо сядем и ответим

- Какой текст здесь, ближе детям?

- Какое из этих четверостиший вам понравилось больше?



6) Игра «Переводчики».

Переведите данные слова на литературный язык:

Кореш, братан – друг, приятель.

Гон – враньё.

Стрёмный – плохой.

Балдеть - веселиться.

Оттянуться, оторваться – отдохнуть.

Потрещать – поговорить.

Слинять – сбежать.

Трындеть - разговаривать

Кемарить - дремать (спать, отдыхать)

Наехать - угрожать (вымогать, преследовать)



Работа в парах. Замените сленг, на литературный язык.

1 вариант. Я тащусь, когда глазею в телек, там клёвые фильмаки кажут.

2 вариант. Мы вчера оттянулись на дискаче, там было ржачно и клёво.

(Я восхищаюсь, когда смотрю телевизор, там показывают интересные фильмы)

(Мы вчера отдохнули на дискотеке, там было весело и очень хорошо)



7) Упражнение 180 (письменно)



V. Подведение итогов

1.Что изучили на уроке? 2.Понятен ли вам новый материал? 3. В чем вы не совсем разобрались? 4. Какие вопросы по теме у вас остались? 5. Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Как вы считаете нужно ли употреблять жаргонизмы в своей речи?

Но в общении со взрослыми, в общественных местах жаргоны употреблять нельзя, так как окружающие не поймут, о чем идет речь.

Когда вы станете взрослыми, я надеюсь не будете говорить на «модном» языке, потому что вас сочтут за малограмотных и некультурных людей.

- Нужно ли данную тему изучать в школе? Почему? Но все - таки жаргонизмы находятся за пределами литературного языка, их употребление говорит о невысокой культуре человека, который ими пользуется.

Заключительное слово

Много слов на земле.

Есть дневные слова, –

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Пусть разменной монетой не служат они, –

Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту –

Береги изначальную их чистоту...



VI. Домашнее задание

Упражнение 178, 179