Урок открытия новых знаний. 2 класс. Окружающий мир.»Школа России»
Тема урока: Неживая и живая природа. Цели урока: -познакомить с целями и задачами нового раздела; -формировать знания о живой и неживой природе; -на конкретных примерах раскрыть связи между неживой и живой природой. Планируемые результаты: Личностные УУД: -понимать целостность окружающего мира;
Метапредметные УУД: регулятивные (уметь ставить цели уметь их планировать); коммуникативные (уметь оформлять свои мысли в устной форме, формулировать выводы из изученного материала); познавательные (устанавливать связи между живой и неживой природой)
Предметные УУД: - различать объекты живой и неживой природы; -устанавливать связи между неживой и живой природой; -правильно использовать эти знания в жизни.
Основные понятия: «живая природа», «неживая природа»
Оборудование: -слайды к загадкам; -карточки для этапа рефлексии; у учащихся – цветные фишки, цветные карандаши, ножницы, клей.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Проверяю готовность к уроку.
-Здравствуйте, ребята! Начинаем урок окружающего мира.
- Встаньте красиво.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни,
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь.
– Я думаю, что радость, доброта и улыбка всегда помогают человеку. Так давайте, и наш урок сегодня начнется с улыбки. Ребята, улыбнитесь друг другу!
II.Актуализация опорных знаний.
-Приведите примеры того, что создано руками человека. (ответы уч-ся) –Что создано природой? (ответы уч-ся) – Какое отношение к природе можно назвать плохим? Приведите примеры. (ответы уч-ся) – Что делают люди, чтобы природа «чувствовала» себя лучше? (ответы уч-ся)
Тест (раздаю карточки)
Укажите, что сделано руками человека. а) облако б) космический корабль в) стол г) трава д)воробей е) солнце
Укажите, что не сделано руками человека. а) река б) кит в) парта г) вода д) небо е) дом
Какое утверждение верно? а) Природой называется все то, что окружает человека. б) Природой называется все то, что сделано руками человека. в) Природой называется все то, что окружает человека и не сделано его руками.
Укажите объекты природы. а) шкаф б)глина в)стекло г)обувь д) воздух е) магнитофон ж) телефон з) сыр и) троллейбус к) речной песок л) песок сахарный
Проверка по матрице.
III. Самоопределение к деятельности. –Муравей Вопросик подготовил для вас загадки. Отгадайте их.
1.Не рыбак, а сети расставляет. (паук) Слайд 1.
2.У родителей и деток вся одежда из монеток. (рыбы) Слайд 2.
3.Он важный на птичьем дворе и надутый всегда – болбочет, что лучше его в мире нет и не было никогда. (индюк) Слайд 3.
4.Без языка, а говорит, без ног, а бежит. (ручей, речка) Слайд 4.
5.По синему морю белые гуси плывут. (облака) Слайд 5.
6. И тонок, и долог, а сядет – в траве не видать. (дождь) Слайд 6.
7.Внутри красен, с наружи зелен, в темную полосочку. (арбуз) Слайд 7.
Слайд 8.
–Прочитайте первые буквы отгадок. – Какое слово у вас получилось? (природа) – Так и называется следующий раздел, с которым мы с вами начнем изучать. – Откройте шмуцтитул стр.31. – Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел. – Что вас заинтересовало? Что захотелось изучать? –Обратимся еще раз к нашим отгадкам. На какие две группы их можно распределиь? (1группа. Живое: паук, рыба, индюк, арбуз; 2 группа: неживое: ручей или речка, облако, дождь) – Предположите, о чем пойдет речь на уроке? (о живой и неживой природе) – Какие учебные задачи сегодня мы поставим перед собой? (ответы учащихся) – Прочитайте, что об этом говорит Муравьишка в учебнике на стр.32
IV. Работа по теме урока. – С давних пор люди стремятся узнать как можно больше о мире, в котором они живут. Солнце и звезды, горы и реки, растения и животные – все это интересует человека. В результате долгих наблюдений за природой человек разделил все объекты природы на две большие группы: живую и неживую природу. На уроках в 1 классе мы выделяли признаки живых существ. Давай их вспомним.
В результате обсуждения на доске появляется схема:
Растет | Умирает | Питается | Дышит | Приносит потомство |
-Значит, чем же живые существа отличаются от объектов неживой природы? (тем, что они живут, дышат, питаются, растут, размножаются и умирают)
1.Практическая работа.
– Зная эти признаки, давайте выполним задание по учебнику стр. 32-33. –Внимательно рассмотрите рисунки. Синие фищки положите на изображения предметов, относящихся к неживой природе; красные - на изображения, относящиеся к живой природе. Объясните свой выбор. (проверка в паре) – Прочитайте текст стр.33 – Перечислите из текста объекты неживой природы. (солнце, звезды, воздух, вода, камни). – Назовите живые существа (растения, грибы, животные, человек)
2. Работа в рабочей тетради.
Стр. 13, задание № 1 по вариантам
- Прочитайте задание, что надо выполнить?(подчеркнуть разным цветом объекты живой и неживой природы) -Выберите два цветных карандаша и сделайте в рамках соответствующие метки.
Стр. 13, задание № 2
Коллективная проверка. Самооценка с помощью смайликов.
V. Физминутка.
Эту сказку ты прочтешь Тихо, тихо, тихо… (Шаги на месте на носках) Жили-были серый еж И его ежиха. (Шаги на месте на пятках) Серый еж был очень тих И ежиха тоже. (Приседания) И ребенок был у них – Очень тихий ежик. (Повороты в стороны) Всей семьей идут гулять Ночью вдоль дорожек (Передвижение в полуприсяде) Еж-отец, ежиха-мать И ребенок ежик. Вдоль глухих осенних троп (Шаги на месте) Ходят тихо: топ-топ-топ…
VI. Продолжение работы по теме урока.
- Рассмотрите иллюстрации. Назовите на них объекты неживой и живой природы. (ответы уч-ся) – Как они связаны между собой? (ответы уч-ся) -Может ли живая природа существовать без неживой? Объясните свой ответ (ответы уч-ся) –Стр. 35 Рассмотрите схему. Объясните ее. (ответы уч-ся) -Что обозначают стрелки? (Связи между неживой и живой природой) -Что необходимо для жизни животным и растениям? (Свет, тепло, вода, воздух) –Прочитайте вывод. Согласны вы с ним? (ответы уч-ся) -Докажите его.
VII. Закрепление изученного.
-Стр. 14 3 в тетради самостоятельно. Один на обратной стороне доски. Класс оценивает работу с помощью сигнальной ленты «Светофор)
VIII. Рефлексия.
Предлагаю вам игру «Живая и неживая природа».
Учитель раздаёт детям карточки синего и зелёного цветов.
– Я буду называть предмет. Если он относится к неживой природе, то вы должны поднять синюю карточку, если к живой – зелёную.
(планеты, кошка, ромашка, звезды, море, кузнечик, опята, синица, облако, дождь, радуга, учитель, туман, ольха, мальчик)
IX. Подведение итогов.-Какова тема нашего урока? –Какие учебные задачи мы ставили перед собой? –Выполнены ли они? –Так, что же относится к живой природе, к неживой? -В чем отличие? -А что к природе вообще не относится?
X. Домашнее задание.
Стр. 35 учебника, ответить на вопросы; стр. 14 № 4 (рабочая тетрадь)