СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизнь диких животных и птиц осенью.1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: интегрированный курс «Окружающий мир. Литературное чтение»

Тема:  Жизнь  диких птиц и зверей осенью.

Тип урока: урок изучения новых знаний

        

На момент проведения урока учащиеся знакомы с темами: « Какие изменения произошли в неживой природе с приходом зимы», «Осень в мире растений», «Осенние праздники». Анализируемый урок входит в систему уроков по теме «Эта удивительная природа».

        Была поставлена триединая дидактическая цель урока, которая реализовывалась через следующие аспекты:

  1. Образовательный: сформировать у детей представление о жизни животных в зимнем лесу как важнейшем явленияи природы.
  2. Развивающий: развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность; расширять словарный запас учащихся; формировать знания об экологической целостности природы;
  3. Воспитательный: воспитывать интерес к окружающему миру, положительное отношение к природе, учить детей анализировать свое поведение через поступки.

Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов. Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.

Это урок освоения новых знаний, третий урок темы «Эта удивительная природа».

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

  1. По виду источника информации:

·         словесные (объяснение, беседа с учащимися, доклады учащихся);

·         наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

  1. По виду учебной деятельности:

·         проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: общеклассная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.

Урок начинается с организационного момента и постановки учебной задачи, задача которого – подготовить учащихся к работе на уроке. Педагог и учащиеся приветствуют друг друга, отмечаются в журнале отсутствующие. Затем учащимся предлагается отгадать загадку и просмотреть подготовленные слайды, раскрывающие тему и цели данного урока. Этот этап  хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.

Следующий этап – проверка домашнего задания и повторение раннее изученных тем. Задача данного этапа – актуализация ранее изученного материала, выявление пробелов в знаниях учащихся и их устранение, совершенствование знаний и умений. Для определения уровня знаний большинства учащихся за короткий промежуток времени использовался опрос  фронтальный и индивидуальный (карточки с заданиями), устный, письменный. Обязательны были на этапе повторения комментирование ответов учащихся, оценка их знаний, умений и навыков, стимулирование их деятельности похвалой,  одобрением.

Следующий этап урока – подготовка к усвоению новых знаний. Здесь использовался метод наглядности и метод одностороннего представления учебного материала, т.е. учащиеся отгадывали загадки-слайды, обобщали и систематизировали полученные сведения путем подбора иллюстраций к заданной схеме. На данном этапе основные формы работы – индивидуальная, фронтальная.

На основном этапе - этапе изучения нового материала - использовались эвристический метод (чтение учащимися подготовленных ранее мини-сценки ), метод наглядности (демонстрация слайдов, ) и фронтальная беседа. Словесный метод объяснения нового материала чередовался с наглядным: детям демонстрировались слайды.

Наблюдая и исследуя окружающий мир, каждый школьник делает для себя открытия многогранных связей человека с природой, закономерных связей живой и неживой природы, связи всего живого на земле. Особенностью моего урока по теме «Зимняя жизнь птиц и зверей» заключается в том, что дети сами проводили исследовательскую работу, собирая информацию о лесных жителях, а потом защищали её на уроке. В урок включено много занимательного материала. Это  загадки, викторина путешествие, сказочный гость, прослушивание и разбор «подслушанных в природе разговоров» между зверями, птицами. Использование занимательного материала помогло активизировать учебный процесс, развивать познавательную активность, творческое воображение, поддерживает интерес к изучаемому, снимает утомляемость.

По наблюдениям психологов, после 30 минут работы внимание учащихся на уроке снижается. Поэтому на этапе первичной проверки усвоения знаний использовалась физкультминутка.

Завершающим этапом была оценка учителем результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся, выставление отметок.

Между всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе урока была достигнута триединая дидактическая цель. Учащиеся получили представление о жизни диких животных и зимующих птиц нашего края. Учились рассуждать, логично излагать свои мысли, использовали в речи термины (стайки, популяции и др.)

При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся. Следует отметить, что почти 20 процентов учащихся слабо успевают и основное внимание уделялось привлечению именно этих детей к учебной деятельности на уроке. Сильные учащиеся получили индивидуальные задания: по карточкам определить название животных и птиц. Слабые ученики получали карточку, где было описание того или животного и на доске надо было найти его.

Выбранные учителем формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосфере. Общение учащихся и учителя доброжелательное, доверительное.

Я считаю, выбранная форма достаточно эффективна. Большой интерес ребят на уроке вызвало использование компьютерного и проекционного оборудования, что также позволило рационально распределить время на уроке, способствовало динамичности урока. С большой ответственностью ребята подошли к исследовательской работе и инсценировке сценок « разговоры в лесу», что позволило проявить актёрские способности. Занимательный материал не только помог в интересной форме познакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывал любовь ко всему живому. Вызвал желание помогать животным, сохранять их.

Перспективы педагогической деятельности: разработать цикл уроков с использованием ИКТ как наиболее эффективным (на мой взгляд!) средством активизации познавательной деятельности младших школьников, пропагандировать широкое использование ИКТ в начальной школе как неотъемлемый метод обучения.