СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Зимнее утро. Зимний вечер"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Зимнее утро. Зимний вечер"»

Урок в 4 классе

Тема урока: «Зимнее утро, зимний вечер».

Задачи:

Образовательные - познакомить с образами природы в поэзии А. Пушкина и в музыке русских композиторов. Жанры музыки Песня, романс;

Развивающие–развивать образное мышление, эмоциональность;

Нравственные – воспитание интереса к поэзии А. С. Пушкина, к творчеству русских композиторов и поэтов.


Планируемые результаты обучения (с учётом УУД):

Личностные: Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении, игре или пластике.

Познавательные: 1.Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки Чайковского и поэзии Пушкина.2.Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений, распознавать их художественный смысл.

Регулятивные: Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Коммуникативные: опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок.


Тип урока: урок введения в тему.

Форма урока: интегрированный урок – литература и музыка.

Музыкальный материал: - П.Чайковский «Зимнее утро» из «Детского альбома»; - «Зимняя дорога» рус. нар. песня; - Ц.Кюи «Зимняя дорога»;- В.Шебалин «Зимняя дорога»; - М.Яковлев «Зимний вечер», Слова Ю. Энтина- Музыка Е. Крылатова «Кабы не было зимы».

Ресурсы: телевизор, DVD- проигрыватель, баян.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

  1. приветствие;

  2. дыхательные упражнения;

  3. распевка «Вот и снова в ворота постучала к нам зима» - 1,2,3,7 ступени, ладовые жесты.

  1. Беседа по теме урока.

-Здравствуйте ребята. Вы поняли, что сегодня мы будем говорить о зиме. Я предлагаю сегодня обратиться к поэзии Пушкина и музыке, в которой запечатлены образы его произведений.

1) -Читаем стихотворение «Зимнее утро» и др. Оцениваем выразительность речи.

-Слушаем: пьесу из «Детского альбома» Чайковского «Зимнее утро.

Сравниваем музыкальный и поэтический образы, средства выразительности (мелодика, интонации, лад, ритм, темы и пр.), которыми композитор «нарисовал» картину зимней природы, раскрыл чувство ребенка (героя «Детского альбома»).

2) Обращаемся к трем произведениям, написанным на стихотворение

«Зимняя дорога»

  • Читаем стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога»:

  • -Народная песня. В ней очевидны черты протяжной песни – распевы, неспешные повторы заключительных слов в каждой фразе. Мажорный лад песни словно вступает в противоречие с минорным настроением стихотворения: «На печальные поляны льет печально свет она» (луна).

Слушание - муз. В. Шебалина «Зимняя дорога» -

-Какие чувства и эмоции передаёт музыка?

Музыка передает взволнованное состояние человека, рассказывающего о пейзаже зимней природы. Взволнованность усиливается волнообразным движением мелодий, перекличками голосов хора, минорный лад.

  • Песня-романс Ц. Кюи «Зимняя дорога» - слушание

Романс – жанр вокальной камерной музыки, песня для солиста.

-Какие здесь эмоции вызывает музыка?

Преобладает светлый колорит (мажорный лад), как и в народной песне. Изобразительные моменты - перезвон колокольчиков в сопровождении, запоминающаяся с частыми повторами мелодия.

  1. Читаем стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер».

Рассматриваем барельеф с изображением няни Пушкина – Арины Родионовны, фотографию домика няни в Михайловском, читаем текст.

- Вечерним беседам поэта и Арины Родионовны созвучна пьеса П.Чайковского «У камелька» (у камина) из альбома «Времена года», а также два вокальных сочинения – русская народная песня и романс М.Яковлева, друга Пушкина по Царскосельскому лицею, написанные на текст стихотворения «Зимняя дорога».

  1. Вокально-хоровая работа:

Знакомство с песней – «Кабы не было зимы» - знакомство, разбор мелодии и текста 1 куплета.

  1. Рефлексия.

  2. Домашнее задание – рисунки к одному из прослушанных произведений на стихи А.С. Пушкина.

  3. Оценивание. Итог урока.

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!