Урок в 4 классе
Тема урока: «Зимнее утро, зимний вечер».
Задачи:
Образовательные - познакомить с образами природы в поэзии А. Пушкина и в музыке русских композиторов. Жанры музыки Песня, романс;
Развивающие–развивать образное мышление, эмоциональность;
Нравственные – воспитание интереса к поэзии А. С. Пушкина, к творчеству русских композиторов и поэтов.
Планируемые результаты обучения (с учётом УУД):
Личностные: Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении, игре или пластике.
Познавательные: 1.Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки Чайковского и поэзии Пушкина.2.Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений, распознавать их художественный смысл.
Регулятивные: Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Коммуникативные: опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок.
Тип урока: урок введения в тему.
Форма урока: интегрированный урок – литература и музыка.
Музыкальный материал: - П.Чайковский «Зимнее утро» из «Детского альбома»; - «Зимняя дорога» рус. нар. песня; - Ц.Кюи «Зимняя дорога»;- В.Шебалин «Зимняя дорога»; - М.Яковлев «Зимний вечер», Слова Ю. Энтина- Музыка Е. Крылатова «Кабы не было зимы».
Ресурсы: телевизор, DVD- проигрыватель, баян.
Ход урока:
Организационный момент:
приветствие;
дыхательные упражнения;
распевка «Вот и снова в ворота постучала к нам зима» - 1,2,3,7 ступени, ладовые жесты.
Беседа по теме урока.
-Здравствуйте ребята. Вы поняли, что сегодня мы будем говорить о зиме. Я предлагаю сегодня обратиться к поэзии Пушкина и музыке, в которой запечатлены образы его произведений.
1) -Читаем стихотворение «Зимнее утро» и др. Оцениваем выразительность речи.
-Слушаем: пьесу из «Детского альбома» Чайковского «Зимнее утро.
Сравниваем музыкальный и поэтический образы, средства выразительности (мелодика, интонации, лад, ритм, темы и пр.), которыми композитор «нарисовал» картину зимней природы, раскрыл чувство ребенка (героя «Детского альбома»).
2) Обращаемся к трем произведениям, написанным на стихотворение
«Зимняя дорога»
Читаем стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога»:
-Народная песня. В ней очевидны черты протяжной песни – распевы, неспешные повторы заключительных слов в каждой фразе. Мажорный лад песни словно вступает в противоречие с минорным настроением стихотворения: «На печальные поляны льет печально свет она» (луна).
Слушание - муз. В. Шебалина «Зимняя дорога» -
-Какие чувства и эмоции передаёт музыка?
Музыка передает взволнованное состояние человека, рассказывающего о пейзаже зимней природы. Взволнованность усиливается волнообразным движением мелодий, перекличками голосов хора, минорный лад.
Романс – жанр вокальной камерной музыки, песня для солиста.
-Какие здесь эмоции вызывает музыка?
Преобладает светлый колорит (мажорный лад), как и в народной песне. Изобразительные моменты - перезвон колокольчиков в сопровождении, запоминающаяся с частыми повторами мелодия.
Читаем стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер».
Рассматриваем барельеф с изображением няни Пушкина – Арины Родионовны, фотографию домика няни в Михайловском, читаем текст.
- Вечерним беседам поэта и Арины Родионовны созвучна пьеса П.Чайковского «У камелька» (у камина) из альбома «Времена года», а также два вокальных сочинения – русская народная песня и романс М.Яковлева, друга Пушкина по Царскосельскому лицею, написанные на текст стихотворения «Зимняя дорога».
Вокально-хоровая работа:
Знакомство с песней – «Кабы не было зимы» - знакомство, разбор мелодии и текста 1 куплета.
Рефлексия.
Домашнее задание – рисунки к одному из прослушанных произведений на стихи А.С. Пушкина.
Оценивание. Итог урока.
2