«Зимний пейзаж»
Цель:
расширить представления о способах передачи глубины пространства в пейзаже. Выполнить работу в нетрадиционной технике.
Задачи:
-научить создавать зимние пейзажи в нетрадиционной технике;
- совершенствовать навыки передачи пространственных планов в пейзаже;
-развитие композиционной культуры;
-развитие умений и навыков рисования с использованием различных художественных материалов;
-развивать у учащихся уверенность в своих способностях;
-формирование адекватной самооценки, эстетического вкуса;
-воспитание любви к природе.
Оборудование: репродукции или фотографии зимнего леса.
Материалы для учащихся: лист бумаги, гуашь, кисточки ,бумажные салфетки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Введение в новую тему.
- Сегодня речь пойдет о природе. О какой именно природе,
вы поймете, если отгадаете загадки.
-Без рук рисует; без зубов кусает. (Мороз.)
-Белые звездочки с неба упали,
Мне на ладошку легли и пропали. (Снежинки.)
-Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост — как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лед.)
-И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней.)
-Конечно, вы догадались, что речь идет о зиме. За что люди любят зиму? (Ответы.)
Зима—удивительная пора года. Она больше других сезонов похожа на сказку. Все деревья и кусты оделись в пушистые белые шубки и шапочки. Застыла хрустальная речка. И только снег сверкает миллионами огней, словно волшебное живое существо приглашает на праздник.
-Как вы думаете, ребята, какой жанр живописи может передать эту волшебную красоту? (Пейзаж.)
III. Изучение нового материала.
- Что можно нарисовать в зимнем пейзаже? (Ответы.) (Рассматривание репродукций или фотографий зимнего леса.)
-Если художник рисует деревья, они получаются одинаковые по высоте? (Нет.)
-От чего зависит размер дерева и его расположение на картине? (От местонахождения.)
-Посмотрите на деревья и скажите, все ли они видны полностью? (Нет ) Некоторые деревья (те. что подальше) словно прячутся за ближними деревьями. Вы постараетесь в своих работах передать пространство, используя этот приём загораживания.
Тренировочное упражнение (в альбоме).
Закрасить фон синим цветом. Выложить на палитру белую гуашь, выполнить тренировочное упражнение скомканной салфеткой по нанесению белого цвета на отдельном листе.
Физкультминутка
С неба падают снежинки, Как на сказочной картинке. Будем их ловить руками И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, Поднимаем выше ноги.
Поднять руки над головой и делать хватательные движения.
Потягивания — руки в стороны. Ходьба на месте, высоко поднимая колени.
IV. Выполнение практической работы учащимися.
-Сегодня вы выполните рисунок пейзажа нетрадиционным способом, а на следующем уроке вы закончите его.
1.Обсуждение и выбор критериев контрольно-оценочной деятельности (совместно с учащимися).
- Выполненную работу будем оценивать по следующим критериям:
1.Соблюдение размеров и расположения объектов композиции. Объекты дальнего плана должны быть нарисованы мельче, чем объекты ближнего.
2.Аккуратность выполнения работы.
2. Алгоритм выполнения работы.
1.Закрасить фон синим и голубым цветами.
2.Скомканной салфеткой нанести узоры на фон белой краской.
3.Обозначить передний план и нарисовать кисточкой стволы деревьев и кусты.
4.Прорисовать веточки.
5. Нанести салфеткой иней на ветки.
Учащиеся, преуспевающие в изобразительной деятельности, могут создать лес из разных деревьев.
6.Дорисовать детали пейзажа (пень, кустик, облака и др.).
Физкультминутка.
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз, Тронет руку, тронет нос. Значит, надо не зевать, Прыгать, бегать и играть.
Ходьба на месте. Хлопки в ладоши. Приседания.
Показать руку, нос.
Хлопки в ладоши. Прыжки на месте.
4. Контрольно-оценочная деятельность.
V. Подведение итогов урока.
- Какой способ передачи глубины пространства вы использовали в работе? В каких еще темах можно его применить?
-К следующему уроку на открытках или книжных иллюстрациях внимательно рассмотрите, каким цветом художники рисуют снег.
VI. Рефлексия.
Если вам понравилось работать над пейзажем, поднимите веселый смайлик, если не понравилось — грустный.
Практическая часть.
1.Работа с фоном:сине-голубой фон тонируем белой гуашью с помощью скомканной бумаги.
2.Намечаем передний план и прорисовываем стволы деревьев кисточкой
3.Рисуем ветки и иней .
4.Прорисовываем остальные детали пейзажа
1
2
3.