Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания.
Эпиграф урока: “Пока дышу, надеюсь”
(Dum spiro, spero)
Овидий – римский поэт.
Мы с вами закончили изучение темы «Кровеносная система». Знакомясь с ней, мы постоянно упоминали о связи кровеносной с еще одной системой нашего организма. Какой? - дыхательной
Почему мы об этом говорили? – именно в лёгких происходит насыщение крови О2, а кровь в свою очередь разносит О2 по всему организму. ( Слайд №1)
МОТИВАЦИЯ СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ и подведение к новой теме.
Ребята, задержите дыхание на несколько минут. Сколько времени вы можете не дышать? Почему? Так о чем мы сегодня будем говорить? (О дыхании). Запишите в тетради тему урока «Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания». ( Слайд №2)
Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни. Поговорка “Это нам нужно как воздух” доказывает это. Люди заметили, что без воздуха человек гибнет через несколько минут (самое большее через 6 минут). Люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется 2м3 воздуха на 1 час. Так в 1846 году на судне “Мери Сомс” погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым. ( Слайд № 3)
Кислородное голодание 6 минут приводит к смерти, так как в организме нет запаса кислорода и О2 должен равномерно поступать в организм.
ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ "МОЗГОВОЙ ШТУРМ".
– Почему говорят: дыхание – это жизнь?
- Для чего мы дышим?
- Влияет ли строение органа на выполняемую им функцию?
- Какое значение для нас, как, впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание? ( Вместе с классом обсуждаем данный вопрос и приходим к нужным выводам.)
Значение дыхания: (Учащиеся записывают в рабочую тетрадь.) ( Слайд № 4)
1. Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно-восстановительных реакциях.
2. Образование и удаление из организма углекислого газа и некоторых конечных продуктов обмена веществ.
3. Окисление (распад) органических соединений с высвобождением энергии, необходимой для физиологических функций организма.
Формула окисления
формула окиснення Органические вещества + кислород = углекислый газ + вода + энергия. ( Слайд № 5)
Внимание! Энергия необходима для жизнедеятельности организма: вы слушаете, смотрите, пишите. Я говорю, двигаюсь – на всё затрачивается энергия.
Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Таким образом, кислород – основа жизнедеятельности организма.
Вопрос: Каким образом кислород поступает в клетки? (Через кровь)
Вопрос: А как кислород проникает в кровь? ( Через лёгкие.)
Дыхание – это процесс поступления О2 в клетки организма, участие О2 в реакциях окисления, удаление продуктов распада.
Обмен газов между кровью и атмосферным воздухом происходит в органах дыхания – это лёгочное дыхание. Обмен газов между кровью и клетками тканей называется тканевым дыханием.
Органы дыхания – это воздушные ворота в организм. Познакомимся со строением органов дыхания, проследим, какой путь проделывает воздух, прежде чем перейдёт в кровь, а обратно выделится углекислый газ.
Дыхательные пути по которым проходит О2 внутрь организма, начинаются с носовой полости, затем воздух продвигается по гортани, трахее, бронхам и заканчивает свой путь в легочных пузырьках.
Полость носа | Особенности строения | Функции |
Извилистые носовые ходы. Слизистая оболочка снабжена кровеносными сосудами и покрыта мерцательным эпителием, имеющая слизистые железы. Есть обонятельные рецепторы. | Обоняние. Согревание (охлаждение) воздуха, его увлажнение. Задерживание пыли, уничтожение бактерий. |
Опыт «Проходимость воздуха через носовые ходы». ( Слайд № 14)
Закроем один носовой ход, а к другому поднесем легкий кусочек ваты.
Струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе.
Вывод: При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость.
Учитель: Из носовой полости воздух проходит в носоглотку и гортань.
Опыт. ( Слайд № 16)
1. Доказать, что при глотании щитовидный хрящ поднимается вверх.
Нащупать щитовидный хрящ, сделать глотательное движение. Убедиться, что хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место.
Вывод: при глотании надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.
2. Выяснить, почему во время глотания прекращаются дыхательные движения. ( Слайд № 17)
Попробовать сглотнуть и сделать одновременно вдох. Убедиться в справедливости этого факта.
Вывод: язычок закрывает вход в носовую полость, надгортанник преграждает вход в трахею.
Гортань | Особенности строения | функции |
Хрящи: щитовидный, надгортанный, черпаловидный, перстневидный и другие. Между черпаловидным и щитовидным хрящами натянуты голосовые связки, образующие голосовую щель. Полость гортани выстлана слизистой оболочкой. Колебания голосовых связок, вызванные движениями голосовых мышц во время выдоха, создают звук. В воспроизведении членораздельной речи кроме голосовых связок участвуют также язык, губы, щеки, мягкое небо, надгортанник. | Образование звуков и речи. Рефлекторный кашель при раздражении рецепторов от попадания пыли. Надгортанник при глотании закрывает вход в гортань. Участвует в акте глотания |
Название отдела | Особенности строения | Функции |
Трахея и бронхи | Трубка 10-12 см с хрящевыми полукольцами. Задняя стенка эластичная, граничит с пищеводом. В нижней части трахея разветвляется на два главных бронха; каждый из них входит в ворота одного из легких и делится на три ветви в правом легком, состоящем из трех долей, и две ветви в левом легком, состоящем из двух долей. Эти ветви распадаются на более мелкие, образуя бронхиальное дерево. Внутренняя оболочка бронхов состоит из мерцательного эпителия. Наиболее мелкие бронхи – диаметром до 1 мм – называются бронхиолами. Внутренняя поверхность выстлана слизистой оболочкой | Обеспечивает свободное прохождение воздуха. Через бронхи в легкие поступает атмосферный воздух, богатый кислородом, а из легких выводится отработанный воздух, бедный кислородом и богатый углекислотой. Также выполняют барьерную функцию. |
Лёгкие | Парный орган – правое и левое лёгкое. Снаружи легкие покрыты воздухонепроницаемой серозной оболочкой, которая переходит в плевру, покрывающую изнутри грудную полость. | Газообмен через альвеоло – капиллярную мембрану. Клетки эпителия выделяют вещество сурфактант, которое препятствует слипанию альвеол и обезвреживает микроорганизмы. |
. Валеологическая пауза: Устали? Давайте отдохнем! Дыхательная гимнастика, направленная на процесс насыщения кислородом головного мозга (резко вдохнуть носом 5 раз).
Сейчас мы вместе повторим путешествие “на кислороде” из атмосферного воздуха по дыхательным путям и по организму, остановились в клетке, сделали вывод – кислород используется в клетке в химических реакциях, клетка – это последняя “станция” кислорода
Молодцы! Перед вами листы с текстом, сейчас Вы впишите пропущенные слова в предложения. ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «Незаконченное предложение».
«Дышать нужно через … (1) Носовая полость делится на …(2), выстлана…(3), покрыта многочисленными …(4), которые задерживают…(5) Клетки носовой полости выделяют…(6), которая увлажняет вдыхаемый воздух и полости носа. Из носоглотки воздух попадает в …(7). Основу гортани образуют несколько …(8). Гортань непосредственно переходит в …(9), которая состоит из …(10). Трахея делится на (11). Большие парные органы, которые занимают почти всю грудную полость называют…(12).
«Дышать нужно через нос (1) Носовая полость делится на левую и правую части(2), выстлана мерцательным эпителием (3), покрыта многочисленными ресничками(4), которые задерживают пыль и (5) Клетки носовой полости выделяют слизь(6), которая увлажняет вдыхаемый воздух и полости носа. Из носоглотки воздух попадает в гортань(7). Основу гортани образуют несколько хрящей(8). Гортань непосредственно переходит в трахею(9), которая состоит из хрящевых полуколец(10). Трахея делится на два главных бронха(11). Большие парные органы, которые занимают почти всю грудную полость называют лёгкие (12).
Домашнее задание..( Слайд № 25) § 26, до с 170; написать синквейн по теме «Дыхание», принести: зеркальце, измерительную ленту, воздушный шарик. .( Слайд № 26) подготовить презентации (одна на команду, на последний урок по данной теме) по теме «Влияние курения на органы дыхания».
Дыхание
внешнее, клеточное
насыщается, окисляются, транспортируется
« Дыхание – главная основа жизни».
Жизнь.