Просмотр содержимого документа
««Значение бактерий в природе и жизни человек» в 5 классе»
Конспект урока биологии «Значение бактерий в природе и жизни человек» в 5 классе
Цель: создать условия для осмысления информации об особенностях жизнедеятельности бактерий и их значения в природе и жизни человека.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - способствовать формированию у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- создать условия для развития умений работать с различными источниками информации: текстом, схемой, рисунками;
- создать условия для развития у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по плану;
- способствовать развитию умений выдвигать гипотезы, отвечая на проблемные вопросы, работая в группе совместно приходить к общему решению.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации по значению бактерий, применяя их в знакомой и новой учебной ситуациях;
- создавать условия для развития умений сравнивать растительную и бактериальную клетки и учить применять различные источники информации в раскрытии значения терминов «паразит», «пастеризация», «стерилизация», «симбиоз».
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Мотивационно-ориентировочный блок |
1.1. | Этап актуализации | Как вы думаете, бактерии: враги или друзья для человека? Что должны знать люди об этих организмах, чтобы использовать бактерии в практической деятельности человека? А для природы в целом бактерии имеют какое либо значение? Подводит учащихся к формулированию темы и цели урока. | Формулируют тему урока «Значение бактерий в природе и жизни человека». Пытаются сформулировать цель урока: изучить значение бактерий для использования знаний на практике. | Личностные УУД: - Уметь смотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность Коммуникативные УУД: - Уметь оформлять свои мысли и идеи в устной форме Регулятивные УУД: - Определять цели и задачи урока |
2. Организационно-деятельностный блок |
2.1. | Этап моделирования | 1. Организует работу в группах 2. Дает задания для групп, где проверяются знания о строении, питание бактерий, полученные на прошлом уроке, а также задания для самостоятельной групповой работы. | 1. Распределяют роли для выполнения задания и защиты своего проекта | Регулятивные УУД: - Составлять план деятельности - Осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности |
2.2. | Этап конструирования | 1. Во время работы учащихся, по мере необходимости, помогает в выполнении заданий | 1. Работают с текстом, рисунками. 2. Устанавливают соответствие между текстом и рисунками. 3. Изучают текст, анализируют информацию. 3.Отображают информацию в тетради | Познавательные УУД: - Осуществлять поиск, анализ, фиксирование и выделение необходимой информации из текста Коммуникативные УУД: - Слушать товарища и обосновывать свое мнение и принимать совместное решение Регулятивные УУД: -Умение выполнять задание в соответствии с целью и планом |
2.3. | Этап презентации | 1. Организует выступление групп 2. Дает задание классу во время выступления групп представленную информацию зафиксировать в тетради (определения, понятия) | 1. Представляют отчет работы группы. | Коммуникативные УУД: - Использовать речевые средства для представления результата Личностные УУД: - Творческий подход к выполнению задания |
3. Рефлексивно-оценочный блок |
3.1. | Этап рефлексии | 1. Рекомендует обсудить в группе участие каждого ученика. 2. Предлагает определить, что же из изученного учащиеся могут использовать в практической жизни. 3.Домашнее задание по вариантам: составить небольшой рассказ «Как я смогу использовать бактерии (молочно-кислые, уксусно-кислые, клубеньковые, почвенные). «Как я смогу обезопасить себя от болезнетворных бактерий» | 1. Делают выводы, что нового узнали о бактериях 2. Оценивают свою деятельность | Личностные УУД: - Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом - Оценивать свой собственный вклад в работу группы Регулятивные УУД: - Вырабатывать критерии оценивания работы в группах Коммуникативные УУД: взаимодействие в группе, сотрудничество, умение точно высказать свою мысль, анализ высказываний других групп |
I ГРУППА «Бактерии- разрушители органического вещества»
Назовите бактерии данной группы.
Какой тип питания у данных бактерий.
Какой процесс осуществляется благодаря данным бактериям.
В чем их значение в природе и жизни человека?
II ГРУППА «Бактерии – симбионты»
Назовите бактерии данной группы.
Какой тип питания у данных бактерий.
Что такое симбиоз?
Какие живые организмы живут во взаимовыгодном сожительстве с данными бактериями?
Каково их значение в природе и жизни человека?
III ГРУППА «Молочно – кислые бактерии»
Назовите бактерии данной группы.
Какой тип питания у данных бактерий.
Какой процесс осуществляется благодаря данным бактериям.
В чем их значение в природе и жизни человека?
VI ГРУППА «Болезнетворные бактерии»
Назовите бактерии данной группы.
Какой тип питания у данных бактерий.
Какой процесс осуществляется благодаря данным бактериям.
В чем их значение в природе и жизни человека?
В чем заключаются процессы пастеризации и стерилизации?