СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знаки препинания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по УМК "Планета знаний", составлен в соответствии с возрастными особенностями учащихся и уровнем усвоения информации.

Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания»


Предмет: Русский язык

Класс: 3

Авторы учебника: Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина УМК «Планета Знаний»

Тема урока: «Знаки препинания в конце предложения.»

Дидактическая цель: способствовать ознакомлению с видами предложений по цели высказывания и по интонации.

Тип урока: изучение нового материала

Задачи урока:

1.Образовательная: учить правильно расставлять знаки препинания в конце предложения, различать предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

2.Развивающая: развивать умение различать предложения по цели высказывания и интонации, развивать орфографическую письменную речь и пунктуационную зоркость, внимание, устную речь.

3.Воспитательная: воспитать интерес к русскому языку, воспитывать у обучающихся чувства товарищества и взаимопомощи.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, исследовательский

Средства обучения: Л.Я. Желтовская, О.Б.Калинина. Учебник «Русский язык. 3 класс» часть 1– М.: Дрофа; презентация, раздаточный материал.

Технологическая карта урока:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Формируемые УУД


I Организационный момент

Цель: эмоциональная подготовка к усвоению изучаемого материала

-На уроке мы познакомимся с новой темой, а с какой вы определите сами.

-Приветствуют.

Личностные:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка;

II.Минутка чистописания

-Откройте тетради, запишите число, классная работа,обозначьте орфограммы.

-Обратите внимание, на доске записан ряд слов, прочтите его и запишите в тетрадь (Скоро в школу) .

-Скажите, в это предложение? Чего не хватает?

- Давайте повторим признаки предложения. ( Предложение начинается с большой буквы, в конце предложения стоит знак препинания, слова в предложении связаны по смыслу)

-Поставьте у себя в тетради точку после предложения.


Записывают:

Двадцать четвертое ноября. Классная работа.




-Нет, потому что в конце не стоит знак препинания.

Регулятивные: -принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; Коммуникативные: -формирование умения слушать и понимать других;

-использовать правила вежливости в различных ситуациях;

-контролировать свои действия в коллективной работе, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, учет различных мнений , оформление своей речи в устной форме; Личностные:

-внутренняя позиция школьников на уровне положительного отношения к урокам русского языка;

III. Изучение нового материала


-А теперь, чтобы определить тему урока отгадаем загадки. Ответы на них знаки препинания.

1)Вечно думая

Над смыслом,

Изогнулся

Коромыслом. (?)


2) Бурным чувствам,

Нет конца:

Пылкий нрав

У молодца. (!)


1) Загораживает

Путь,

Предлагает

Отдохнуть. (.)


-А какое место они занимают в предложении?


-А что вы знаете о каждом из этих знаков? Когда мы их употребляем?





-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Наша тема: знак препинания в конце предложения.

-Мы узнали, что предложения бывают разные по эмоциональной окраске, от чего это зависит?

-Эмоции. Как вы понимаете значение этого слова? Давайте прослушаем короткий текст

-О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие солнечные капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!

(Читаю выразительно текст, затем включаю запись этого текста, воспроизведённого роботом)

-Скажите, в чьем исполнении вам понравился текст? Почему?

-А давайте узнаем точное значение слова «эмоции»? Прочитаем в толковом словаре.

Чувства, если бы мы с вами не пользовались чувствами-эмоциями, то речь была бы бедной, сухой, невыразительной. В устной речи наши эмоции мы выражаем при помощи интонации. Сегодня на уроке вы узнаете, как оформляются на письме эмоционально окрашенные предложения.






-Вопросительный знак.




-Восклицательный знак.





-Точка.




-Это знаки препинания, ставятся в конце предложения.


-Точку мы употребляем, когда ходим кому-то сообщить о чем-нибудь; восклицательный знак употребляем, когда выражаем сильные чувства, эмоции, а вопросительный знак-когда хотим что-то спросить.



-Знаки препинания в конце предложения.


-От знака, который стоит в конце и от того, что мы хотите сказать.


-Чувства, интонационно окрашенные слова












-В исполнении учителя, потому что речь эмоциональная, чувственная.


1 ученик читает значение слова «эмоция»

Познавательные:

-овладевать навыками установления аналогий и причинно-следственных связен, построения рассуждении, отнесения к известным понятиям;

Регулятивные:

-овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществляя поиск средств их реализации;

Коммуникативные: -умение слушать и вступать в диалог, умение оформлять свои мысли в устной форме;

-уметь задавать вопросы, точно выражать свои мысли.

Личностные:

-Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка;

IV. Закрепление изученного материала
































































Физкультминутка


-Откройте учебник на стр 72 упр 103 ( устно)

-Прочитает задание….

-Какие нужно вставить слова?

(Слова и словосочетания называют предметы, действия признаки, а предложения выражают мысли и чувства. Речевую задачу (цель) высказывания, чувства говорящего можно точнее выразить в устной речи с помощью интонации, а в письменной — с помощью знаков препинания)

-Прочитает правило в красной прямоугольнике…

-Что вы поняли из этого правила? Какие это знаки препинания?

-Какой раздел изучает правила постановки знаков препинания?





-А кто полностью повторит определение?


-Разберем таблицу в упр 105.

-Скажите, отчего зависит выбор знака?


-А какие бывают предложения по эмоциональной окраске?

-Что значит повествовательное предложение?



-Какие знаки могут ставится в конце повествовательного предложения?

-Верно, например: «Наступила осень золотая!» Это повествовательное восклицательное предложение.


-А как вы понимаете побудительное предложение? Какой ставится знак?


-А вы можете привести примеры?


- Ну и вопросительное, когда мы кого-то спрашиваем. Какие знаки могут ставиться у вопросительного предложения?

-Верно.





-Проведем физкульминутку.




-Выполним упражнение 106 (письменно), чтобы закрепить знание. Прочитайте задание. Как будете выполнять упражнение?

-Вам нужно определить вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. После предложения в скобках запишите вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске).

-Первое предложения я выполню сама в качестве примера.

1.Малыша звали Лоськой.(повествовательное, невосклицательное)










-Молодцы. Повторите, какие предложения бывают по цели высказывания? А по эмоциональной окраске?








-Теперь выполним упражнение 108. Что нам нужно в нем сделать?


-Кто хочет попробовать прочитать?

-Что нам помогло правильно выбрать интонацию при чтении?





-Запишите теперь эти предложения, расставив правильно знаки, а в скобках укажите вид предложения.






Ученик читает задание












Ученик читает правило.


-Знаки препинания называют знаками пунктуации. Это точка, восклицательный и вопросительный знаки Правила постановки знаков препинания изучает раздел науки о языке, который называется пунктуацией.


Ученик повторяет определение, не используя учебник.


Один ученик читает таблицу.

-От цели высказывания и от эмоциональной окраски.

-Восклицательные и не восклицательные

-Это предложение, заключающее в себе сообщение о каком либо-факте.

-Если это не восклицательное предложение, то точка, а если восклицательное-то восклицательный знак.


-Когда мы кого-то просим о чем-то, призываем. Ставится восклицательный знак

-Маша, возьми зонт!



-Знак вопроса, если это невосклицательное предложение, а если восклицательное, то вопросительный и восклицательный знак.
















-Прочитаем предложение, выберем правильный знак в конце предложения и в скобках укажем его вид.

2. Какие хорошие у Лоськи были слух и чутьё!(повествовательное, восклицательное)

3. Что сделалось с лосёнком?(вопросительное, невосклицательное)

4. Лоська, угостись морковкой!(побудительное, восклицательное)

5. Как любил он

полакомиться ветками ивы! (повествовательное, восклицательное)

По цели высказывания: повествовательное, побудительное и вопросительное, а по эмоциональной окраске: восклицательное и невосклицательное


-Нам нужно правильно выбрать интонацию, чтобы прочитать. А затем списать, поставив правильно знаки препинания.

Наступил вечер(.) Разве уже наступил вечер(?) Какой чудный вечер(!)

( Слова помощники: во втором предложении вопросительная частица разве, а в 3 прилагательное какой чудный)

Наступил вечер. (повест.,невоскл) Разве уже наступил вечер?(вопросит., невоскл)

Какой чудный вечер! (повест.,воскл)

Познавательные:

-овладевать навыками установления аналогий и причинно-следственных связен, построения рассуждении, отнесения к известным понятиям;

-формировать умение различать предложения по интонации и правильно их употреблять в речи;

Регулятивные:

-овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществляя поиск средств их реализации;

Коммуникативные:

-умение слушать и вступать в диалог, умение оформлять свои мысли в устной форме; уметь задавать вопросы, точно выражать свои мысли.

Личностные:

-Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка;

- широкий интерес к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач, исследовательской деятельности в области русского языка.

V.Самостоятельная работа


-А теперь поработаем в парах. Но для начала каждый возьмет карточки, которые у вас лежат на парте. Вам нужно будет после предложения поставить знак препинания, напротив написать, какое это предложение по интонации и по эмоциональной окраске. Приготовьтесь прочитать это стихотворение с выражением.

-Напомните правила работы в парах.

-Поменяйтесь карточками и проверьте правильность выполнения. Если предложение выполнено правило-поставьте «плюс», если не правильно – «минус».


Выполняют

Эй, бобёр, купи топор! (?!.) (побуд.,воскл.)

А зачем бобру топор ? (?!.) (вопросит.,невоскл)

У работника бобра

Зубы вместо топора . (?!.) (повест.,невоскл)


1. Говори тихо и спокойно.

2. К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра.

3. Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца.

4. Делай замечания тактично, не груби.

5. В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю.

Регулятивные:

-овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществляя поиск средств их реализации;

-оценивать ход и результат выполнения задания.

VI

Итог, рефлексия


-Над какой темой мы работали на уроке? А еще над чем?





-Что нового узнали?


-У вас на партах лежат 3 знака-восклицательный, вопросительный и точка. Если вам на уроке было все понятно и интересно-поднимете восклицательный знак, если у вас остались вопросы- поднимите вопросительный знак, а если у вас остались вопросы и вам было трудно-точку.

-Мне очень понравилось с вами работать, вы проявляли активность, четко следовали моим инструкциям, уважительно относились к своим одноклассникам. Спасибо!

-Работали над темой: «Знаки препинания в конце предложения

Работали над правильной интонацией предложений


-Узнали о знаках препинания в конце предложения и от чего они зависят.

Личностные:

- навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия ее успешности.

Коммуникативные:

-адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

VII. Домашнее задание


-Откройте дневники и запишите домашнее задание, стр 73 упр 107. Вам нужно будет списать отрывки, поставить правильно знаки препинания в конце и уметь объяснить, почему вы их поставили.

-Записывают

Коммуникативные: -владеть диалоговой формой речи;

-формулировать собственное мнение и позицию;





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!