СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Знаки препинания в сложном предложении».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

• закрепить умение и навыки постановки знаков препинания в сложном предложении.

• повторить правила орфографии (разделительные ъ, ь знаки; чк чн, нщ, нч,   , соединительные гласные -о, -е).

• отработать навыки различения сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

ТИП УРОКА: проверка усвоения знаний, повторение и обобщение.

НА ДОСКЕ:

пред..юбилейный                                                   камен..щик

об..явление                                                              печ..ник

двух..ярусный                                                         болел..щик

в..юга                                                                       кон..чить

птич..им                                                                нян..чить

р..яный                                                                    помощ..ник

вышел из..за стола                                               тросточ..ка

достал из..под полы                                             поощ..рить

 

Просмотр содержимого документа
««Знаки препинания в сложном предложении».»


Урок 4

ТЕМА: «Знаки препинания в сложном предложении».

ЦЕЛИ УРОКА:

• закрепить умение и навыки постановки знаков препинания в сложном предложении.

• повторить правила орфографии (разделительные ъ, ь знаки; чк чн, нщ, нч, , соединительные гласные -о, -е).

• отработать навыки различения сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

ТИП УРОКА: проверка усвоения знаний, повторение и обобщение.

НА ДОСКЕ:

пред..юбилейный камен..щик

об..явление печ..ник

двух..ярусный болел..щик

в..юга кон..чить

птич..им нян..чить

р..яный помощ..ник

вышел из..за стола тросточ..ка

достал из..под полы поощ..рить


ХОД УРОКА

1. Организационный момент


2. Проверка домашнего задания


3. Запись под диктовку

Комментированное письмо (объясните орфограммы и знаки препинания).


1) Швейцар зажег свечу и обошел зеленые, оранжевые, серовато-голубые залы.

2) Он посматривал с подозрением то на хозяина, то на вожатого.

3) Речь молодого Дубровского, его звучный голос и величественный вид произвели желаемое действие.

4) Стал накрапывать редкий, мелкий дождь.

5) Северная зима, ковры снега, треск огня в печах и свет зимней ночи — всё это располагает к сказке.

6) Вокруг не было видно ни души: ни человека, ни лошади, ни птицы.


4. Повторяем орфографию

На доске написаны слова с пропущенными буквами. Вспомните виды орфограмм, употребленных в этих словах, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Перепишите, обозначьте орфограммы. (проверка)


5. Работа с учебником

В § 3 прочитайте варианты предложений и ответьте на поставленные вопросы.

Упр. 12 (устно назовите грамматические основы и орфограммы).

Чтение текста, помеченного зеленой линией (стр. 10).

• Вспомните сочинительные союзы, назовите их.

• Вспомните и назовите подчинительные союзы.

Упр. 13 — устно, с записью по одному примеру на доске.

Упр. 14 (устно)


6. Повторяем состав слова, морфемику

• Разберите по составу слова, объясните условия выбора приставок пре-/при-, раз-/рас-, соединительных гласных -о, -е.


Прекрасный привокзальный птицелов расходовать водопад безымянный разбудить кашевар розыск сверхинициативный преградить расчёт


• Каковы способы образования этих слов?


7. Работа с теоретическим материалом. Стр. 12

(О функциях знаков препинания в сложном и простом предложении).

• Придумайте и запишите по одному предложению:

1) сложное бессоюзное

2) сложное с придаточными внутри главного.

(взаимопроверка)


8. Подведение итогов урока


9. Сообщение домашнего задания

§ 3 упр. 17.

Со словами из рамки придумать и записать сложные предложения.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Таблицы:

Сочетание букв чк, чн, нч, нщ, рщ, чт пишутся без мягкого знака: ночной, помощник. (Кроме сочетаний с буквой л: пильщик.)


Разделительный ъ знак пишется:

1) После приставок на согласную перед буквами е, ё, ю, я:

2) В сложных словах после числительных

двух-, трех-, четырех — перед гласными е, ё, ю, я: двухъярусный, трехъязычный.

3) В заимствованных словах: объективный, субъект, адъютант.


Разделительный ь пишется в корне, после корня перед буквами е, ё, ю, я, и


Соединительные гласные о, е пишутся в сложных словах между двумя корнями (мореход, пароход).


Поставьте верно ударение в словах: досыта, дотемна, забронировать, звонит, вакансия.

Карточки к уроку:

1. Придумать и записать предложения по схемам:

1)

2)

3)


2. Составить схемы предложений. Указать вид связи простых прёдложений в составе сложного.

1) Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с её избами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо. (К. Паустовский)

2) Свет луны померк, и уже вся деревня была охвачена красным дрожащим светом... (В. Солоухин)

3) Тяжёлые капли, упавшие с влажной морды оленя, покрыли рябью тихую гладь воды, и красивое отражение заколебалось... (Б. Полевой)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!