Тема: Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи.
использовать схемы для выполнения заданий; анализировать слова строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами.
Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя); планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы); объективно относиться к своим успехам/неуспехам; контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Коммуникативные: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы; договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий; высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами).
Личностные: представление о необходимости внимательного отношения к слову.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | Каждый день, всегда, везде: На занятиях, в игре- Смело, четко говорим И тихонечко сидим. - Наша задача сегодня показать, чему мы научились за время обучения школы, как умеем себя вести на уроке, а главное слушать внимательно и стараться правильно отвечать. Откроем тетради и запишем дату, классная работа. | Слушают настраиваются на урок |
2. Актуализация знаний | Сейчас мы прочитаем стихотворение автора Рика, а ваша задача подумать: какие действия названные автором, считаются невежливыми? Мне б мешок конфет достать, Развернуть, жевать, сосать, Чавкать, чмокать, уплетать, Наслаждаться, смаковать. -Итак, в какой строчке этого стихотворения действия невежливые? -Какая служебная часть речи нам поможет изменить смысл этих слов на противоположное значение? -Как будут звучать эти слова с отрицательной частицей НЕ? - На какое правило написание этих слов? пойдет к доске и запишет эти слова с частицей НЕ. | Чавкать, чмокать, уплетать Частица НЕ НЕ чавкать, не чмокать, не уплетать. Частица НЕ пишется раздельно. |
3. Определение темы и цели урока | - Какая часть речи в нашем стихотворении «главная»? - В какой форме употреблены слова этой части речи? -Так над какой частью речи нам предстоит сегодня работать на уроке: - В старину школьный учитель оценил правильный ответ ученика фразой: «Верно глаголишь!» Как вы ее понимаете? - А пословицу: «Устами младенца глаголит истина» -Заглянем в Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой. -.Значение слова "ГЛАГОЛИТЬ" устаревшее. Обозначает ГОВОРИТЬ глаголить [глаголить] несов. перех. и неперех. устар. Говорить. -Подберите к этому слову синонимы. -Я вам зачитаю строки известного русского классика. Ваша задача: найти слова, близкие по значению со словом «говорить» «Правду ль бают или лгут, дива я не вижу тут», «…И молва трезвонить стала, дочка царская пропала…». «Трезвонить» - обсуждать. -Кто автор этих строк? -Как богат наш русский язык. Сколько в нем слов, близких по значению к слову «говорить», и это ещё не все слова… Это исконно русские слова, многие из них мы не используем в речи. На смену им приходят новые. А мы вернемся к слово ГОВОРИТЬ. Давайте попробуем составить пословицы со словом ГОВОРИТЬ. МЕНЬШЕ ГОВОРИ – БОЛЬШЕ ДЕЛАЙ. ХОТЬ СИДИШЬ КРИВО – ГОВОРИ ПРЯМО. НЕ ГОВОРИ, ЧЕМУ УЧИЛСЯ, А ГОВОРИ, ЧТО УЗНАЛ. У КОГО ЧТО БОЛИТ, ТОТ О ТОМ И ГОВОРИТ. ЗНАЙ БОЛЬШЕ, ДА ГОВОРИ МЕНЬШЕ. ЗНАЮЧИ – ГОВОРИ, А НЕ ЗНАЮЧИ – МОЛЧИ. - Может еще какие-нибудь вспомните пословицы? | Главная часть речи – глагол Слова этой части речи употреблены в неопределенной форме? Над ГЛАГОЛОМ Верно отвечаешь, верно говоришь. «Беседовать», «болтать»,«разговаривать», «сообщать », «судачить» БАЮТ, ТРЕЗВОНИТЬ А.С.Пушкин. |
4. Осознанное выполнение действий для решения обозначенных задач | -А теперь перейдем непосредственно к анализу глагола как части речи. Для начала поставьте глагол ГОВОРИТЬ в форму: Наст. вр., ед. ч., 1 л. (говорю); Прош. в., мн. ч. (говорили); Буд. в., ед. ч., 3 л. ( будет говорить). - На прошлом уроке мы познакомились с Памяткой «Анализируем глагол как часть речи». Попробуем по этой памятке выполнить письменный анализ глагола ГОВОРИМ. | 1. Говорим – что делаем?, действ., изм. по вр. – гл. 2. Неопр. ф. – что делать? – говорить. 3. В наст.в., во мн.ч., в 1-ом л. |
Физминутка | Сидя, выпрямили спинки. И следите все за мной: Покачали головой. Руку правую подняли, Ею дружно помахали. Руку левую подняли, Ею дружно помахали. Пальцы в замок соединили, За головою их поместили. Влево сделать поворот, Вправо сделать поворот. Влево, вправо… Влево, вправо… Не начать ли все сначала? Молодцы! | выполняют |
5. Первичное закрепление | -Какие глаголы из нашей физкультминутки вы запомнили? Ученики: ПОДНЯЛИ, ПОМАХАЛИ, СОЕДИНИЛИ, ПОМЕСТИЛИ, СДЕЛАТЬ, НАЧАТЬ -Прочитайте задание из упражнения 374 на стр. 15. Запишем слова и покажем их строение. Объясните выбор буквы на месте пропущенной орфограммы. - Выполним письменный анализ этих слов по вариантам. 1 вариант – лезу, 2 вариант – сгрызли. (Проверка выполненного). Можем воспользоваться образцом на на стр.13 -Продолжим работу со словами в ТПО с.58-59. Прочитаем задание упражнения 374. Чтобы не ошибиться, нам поможет Памятка «Как изменяются глагола?» Первый ученик пойдет к доске и слева от слов назовет формы, в которых они даны. Второй ученик поставит глаголы в указанную форму и справа запишет их. А вы в тетради ТПО выполните обе работы. - стр.14 № 373 самостоятельно | Ученик 1: 1. Лезу – что делаю?, действ., изм. по вр. – гл. 2. Неопр. ф. – что делать? – лезть. 3. В наст.в., в ед.ч., в 1-ом л. Ученик 2: 1. Сгрызли – что сделали?, действ., изм. по вр. – гл. 2. Неопр. ф. – что сделать? – сгрызть. 3. В прош.в., во мн.ч. Прош. в., ед. ч., м. р. Наст. в., ед. ч., 1л. ЛЕЗУ ЛЕЗ Буд. в., ед.ч., 1л. ОТНЕСУ ОТНЁС Наст. в., ед. ч., 3л. ПОЛЗЕТ ПОЛЗ Прош. в., мн.ч. СГРЫЗЛИ СГРЫЗ |
7. Итог урока | - Какая была тема урока? - Какие задачи нам удалось решить на уроке? - Какую цель достигли при решении данных задач? - Что было трудно? Почему? Как преодолеть эти трудности? | отвечают |
8. Рефлексия | «Дерево творчества»: Желтый листок - на уроке были непреодолимые трудности Зеленый листок – трудности были, но они преодолены Яблоко - урок прошел плодотворно | Самооценивание |
9.Домашнее задание | Стр. 15 № 376 выполнить 2 анализа слова по выбору | Оформление записи домашнего задания в дневник |