СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знакомство с согласными звуками [М] и [М'] и буквой « М».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие в подготовительной группе по знакомству с буквой М и звуками [М]Мь[]

Просмотр содержимого документа
«Знакомство с согласными звуками [М] и [М'] и буквой « М».»












Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте

Тема: «Знакомство с согласными звуками [М] и [М'] и буквой « М»





















Покацкая А.Н.







Цель: познакомить детей с согласными звуками [М] и [М’] и буквой (М);

Образовательные задачи:

- познакомить с буквой М и тем, что она обозначает звонкие звуки [М] и [М’];

- совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове); выделение заданного звука из потока звуков;

- закреплять умение проводить звуковой анализ слова;

- составлять и анализировать предложения со словом мак;

Развивающие задачи:

- развивать фонематический слух, мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей.

Место проведения: группа

Количество детей: 10

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: карточка с изображением буквы и звука [М]

(шрифт чёрный), картинка - схема слова «мак», кружки (зелёный, синий, красный), предметные картинки, где присутствует звук «М», магнитная доска, маркер, буквы М, А, К.

Раздаточный материал: схемы слова «мак» и фишки синего и красного цвета для звукового анализа слова, зеркала для артикуляционной гимнастики, палочки для выкладывания М, Братцы для определения твёрдых и мягких звуков(синий, зелёный), картинки, где присутствует звук «М», картинки – раскраски.
























Ход:


I. Организационный момент:

- Доброе утро дети, я рада видеть вас, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. Вы готовы? - да. Закройте глаза, мы отправляемся в путешествие (звенит колокольчик, дети считают до 3, оказываются в волшебной стране).

Чтобы пойти по тропинке страны звуков и букв подготовим наш язык к предстоящему путешествию (возьмите зеркала).

За забором, в своем домике живет наш язычок «Заборчик», каждое утро он просыпается (потянутся) и выглядывает в окно «Окно». Потом всем дарит воздушные поцелуи [ММММ]. Ну вот язычок и готов путешествовать. Молодцы!

Повторение изученного материала:

С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.

А, О, У, И, Э, Ы, Т,К, Б, С.

- Они какие?

- Гласные. Согласные.

- Почему мы их так называем?

- Потому что их можно пропевать свободно, легко, с голосом, они не встречают препятствия.

-Согласные потому что при произношении встречают препятствия.

- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? – красным.

-Согласные каким обозначаются цветом? -синим.

II. Введение в тему:

- Послушайте ребятки, я приготовила для вас загадки. Попробуйте их отгадать. Слушайте внимательно:

1.  Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.

Появляется соответствующая картинка

Следующая загадка:

2. В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшой – темница.

3. Шубу теплую надел
И в лесу малину ел.
Рыбу лапою поймал.
А от пчел –  стрелой бежал!

Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки (малина, матрёшка, медведь).

- Какой одинаковый звук слышится в каждом слове? [М].

(Какой вы первый звук слышите?)

- Мы сегодня будем знакомиться со звуком [М].

Характеристика звука [М].

- Возьмите зеркала в руки. Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально) .

- Что происходит с нашими губами?

- Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.

- Где находится язык? (за зубами)

- Да, а воздух выходит свободно?

- Нет, воздух встречает преграду

- Что ему мешает?

- губы.

- Звук [М] какой?

- Согласный, твёрдый.

- Каким мы его обозначаем цветом?

-Синим (на магнитной доске выставляется квадрат синего цвета)

- У нашего звука [М] есть братец звук [Мь]- произнесите звук [Мь].

- Kак мы его произносим – мягко, значит это звук какой?

- Cогласный, мягкий.

- Kаким цветом мы его обозначаем?

- Зелёным. (выставляется квадрат зелёного цвета)

- А для того, чтобы это всё получше запомнить, я предлагаю поиграть в игру Физкультурная минутка.

Мишка толстый, косолапый.

В зоопарке машет лапой.

То он сядет, то привстанет,

Головой всем покивает.

Целый день гостей смешит.

Ну, а ночью сладко спит.

Игра «Поймай звук».

(Я буду называть звуки, а вы должны будете хлопнуть, если услышите звук М или Мь [А], [У], [М], [Т], [О], [Ы], [Б], [Мь], [С]).

Внимательно послушай слово и покажите картинку синего братика если звук «М» твердый и зелёного братика если мягкий «МЬ» в слове?

Мышка, мак, миска, мяч, малина, минута, мёд, морковь, месяц.

Знакомство с буквой М.

- Какие звуки мы изучали сегодня?

-Что мы можем сказать про звуки?

- Мы их слышим и произносим.

-А можем ли мы их увидеть?

-А как нам увидеть звук?

- А буквы?

- Пишем.

- Итак, наш звук [м] надевает платье и становится видимым, посмотрите звук в платье выглядит вот так Мм, на письме обозначается буквой вот она.

Заглавная буква пишется так же, как и маленькая мМ.

(Изображение печатной буквы вывешивается на магнитную доску).

- А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.

- Палочка и палочка,

Между ними галочка.

- Молодцы.

Давайте попробуем выложить её из палочек.

Звуко – буквенный анализ слова « Муха»

На доске - картинка-схема с изображением мухи.

У детей на столах - полоски для анализа четырехзвукового слова и фишки (синего и красного цветов).

- Посмотрите, кто изображён на этой картинке? (Муха.)

- Под мухой нарисованы клеточки.

- Что это обозначает?





(Эти клеточки обозначают, сколько звуков в слове «муха».)

- Какой звук первый? - [м] – согласный, твёрдый, синим цветом.

- Какой второй? – [у]- гласный, красный.

- Какой третий? - [х] – согласный, синим цветом.

-Какой четвёртый [а]-гласный, красный.

Муха - м-ууу-ха - муха. (Каждый раз слова произносятся с вы­делением голосом ударного звука). - один ребёнок выполняет у доски.

- Сколько звуков в слове «муха»? (четыре)

- Сколько согласных? - два, какие? - [м], [х].

- Сколько гласных? – два, какой? - [у] [а]

- Сколько слогов в слове «муха»? – определяют хлопками – два.

- Оживите звуки (дети берут буквы вместо фишек и встают в нужном порядке, произносят свои звуки, прочитывают слово МУХА)

Произнесение слова в соответствии с движением указки воспитателя по схеме звукового состава слова.

- Молодцы справились с заданием.

Составление предложений со словом «Муха»

- Составьте предложения со словом «Муха» из трёх слов (схема) –дети говорят свои предложения.

На окне муха.

Муха быстро летает.

Муха громко жужжит.

Ребенок у доски записывает схему предложения, дети помогают

Анализ предложения:

- Как нам увидеть начало предложения?

- Что ставится в конце предложения? – точка.

- Сколько слов в предложении? – три

- Какое первое?

- Какое второе?

- Какое третье?

- Молодцы, справились с заданием.

Рефлексия:

- Ребята, с какими звуками сегодня познакомились?

- Звук [м].

- Какой это звук? (согласный)

- А согласный звук бывает каким? (твёрдым и мягким)

- Правильно.

- А что вам больше понравилось?

-Что было трудного?

- Что интересного запомнилось?

- Вы очень хорошо работали, молодцы! - Вы справились со всеми заданиями я вам, хочу подарить картинки раскраски с буквой, которую мы изучили.

Она здесь не одна, а целых 5, но они спрятались в этой картинке и их нужно найти. Желаю удачи.

Вот и пришло время возвращаться в нашу группу, букву берём с собой, чтобы заселить в наш буквенный домик.

Закрываем глаза, считаем до трёх и возвращаемся.

(звенит колокольчик, дети возвращаются в группу, ставят букву в синий буквенный домик).