СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Золотое правило этики"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа соответсвует возрасту учащихся. Информация для детей доступная. Из данного урока дети могут усвоить основные правила этики.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по ОРКСЭ»

Разработка урока по ОРКСЭ (основы православной культуры).

УМК Кураев А.В. Основы православной культуры. М., 2012

Программа

Тема урока: «Золотое правило этики»

Класс 4

Место урока в блочно-тематическом планировании урок №13

Тип урока изучение нового материала

Цель урока: дать представление о сути и Евангельском контексте золотого правила этики.

Задачи урока:

  1. Обучающая: познакомить с формулировкой золотого правила этики, постараться усвоить это правило, как условие собственного поведения. Дать начальное представление об этике, объяснить разницу со значением слова этикет.

  2. Развивающая: уяснить связь неосуждения с памятью о своих ошибках, недостатках, грехах.

  3. Воспитывающая: научиться различать отношение к греху и отношение к согрешившему человеку.

Дидактические средства: ОЭР на CD, презентация, мультимедийный компьютер, локальная сеть, карточки с текстом.

Психолого-педагогическая характеристика класса: В четвёртом классе обучается три человека. Из них две девочки и один мальчик. В данном классе я работаю третий год. Успеваемость детей по гуманитарным предметам хорошая: дети обучаются на «4» и «5». Познавательная активность обучающихся также высокая. Дети занимаются с интересом. Мотивация детей к учебной деятельности хорошая: кроме мотивационного фактора – оценки, существует у всех троих и внутренняя мотивация – детям любопытен, интересен этот предмет. На уроке преобладает достаточно высокий темп работы, ребята быстро переходят от одного вида работы к другому, достаточно бегло и вдумчиво читают. В этом классе два ребёнка из многодетных семей – это девочки. А у мальчика в семье - тяжелобольная мать. Все дети из атеистических семей, но к изучению данного предмета семьи относятся положительно. На основании данной характеристики я выбрала следующие формы и методы деятельности.

Методы : устный, наглядный, печатно-словесный

Приёмы: репродуктивный, исследовательский

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Оргмомент: Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.

Дети приветствуют учителя.

2.

Проверка домашнего задания: Ребята, давайте, вспомним: на какую тему мы с вами говорили на прошлом уроке? Я хочу задать вам ряд вопросов по этой теме: 1. Можно ли за милосердную помощь брать плату? 2. Какие дела милосердия ты совершал в своей жизни? 3. Кого в наше время можно назвать «самарянином»?

Да, ребята, всё верно. Даже если человек виноват лично перед тобой, всё равно в минуту, когда он попал в беду, надо забыть свои личные обиды и протянуть руку помощи. Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие.

Дети отвечают: мы говорили на тему «Милосердие и сострадание».

  1. Нет, за милосердную помощь плату не надо брать, иначе она не будет милосердной и бескорыстной.

  2. -Я уступала место в автобусе пожилым людям.

- Я ухаживал за бабушкой, когда ей было плохо.

- Я вожусь с младшим братом, когда маме некогда, а ещё я ей помогаю по хозяйству.

3. В наше время «самарянином» можно назвать человека, который не оставит чужого ему человека в беде. Даже если тот ему когда-то причинил боль или обиду, он не пройдёт мимо человека, который нуждается в его помощи.

3.

Мотивация: ребята, а как вы думаете, сплетня – это передача верных или лживых сообщений? А всегда ли хорошо передавать другим людям даже верные подробности чужой жизни?

Да, ребята, я с вами согласна. Это , действительно, не хорошо: если человек хочет рассказать о чём-то, то пусть это сделает сам. А другие на это права не имеют. И последний вопрос – Является ли осуждение другого человека – грехом?

Итак, как же надо вести себя с другими людьми? И как сделать так, чтоб другие люди тебя уважали и относились к тебе доброжелательно? Вопросы непростые, давайте вместе попробуем найти на них ответ на сегодняшнем занятии.

Сегодня, у нас с вами пойдёт разговор на тему «Золотое … этики». Одно слово в названии темы пропущено, давайте его найдём. На доске среди букв зашифровано слово «правило»

БГАПКМН

ХПБРАБВ

ЧТУАМКЛ

НТВВИДУ

ГАДИЦЙЩ

НКВЛУРО

ДУМОГЗЛ

Дети отвечют:1. Это передача лживых сообщений. 2. Я думаю, что передавать даже верные подробности чужой жизни не хорошо. 3. Да, я считаю, что это очень плохо. А если человек поступает плохо, то, значит, он совершает грех, поэтому осуждение других людей – грех.






















Дети ищут слово и записывают дату и тему урока в тетрадь.


4.

Изучение нового материала: Ребята, а кто знает значение слова этика? Кто-нибудь слышал это слово? А есть ещё одно очень похожее слово – слово этикет. А значение этого слова мне кто – то может объяснить? Давайте будем разбираться. Показываю слайд №1презентации. Этикет – установленный порядок поведения людей где-либо. Слайд №2. Этика – система норм нравственного поведения человека.

Итак, ребята, эти два слова очень созвучны. Но имеют разные значения: этикет – это правила поведения человека. А этика – это отношения между людьми.

Христиане нашли универсальное правило поведения и назвали его «золотым правилом», а хотите его узнать? Но прежде выполните задание. Раздаю карточки с предложениями и дети должны либо согласиться с ними, либо опровергнуть.

Правдивые неправдивые предложения:

  1. Делай другим то. Чего не хотел бы для себя.

  2. Всегда доверяй сплетням.

  3. Неудачник по жизни всегда неудачник.

  4. Неосуждение человека – это плохо.

  5. Человек и его дурной поступок не одно и то же.

Читаю предложения. Проверяем.





Провожу физкультминутку.


Игра «Добрый ручеёк»

Ребята. А сейчас я буду читать текст учебника вы должны внимательно слушать и ответить на вопросы: 1. Что показалось тебе интересным в тексте? 2. О чём ты прежде думал не так? Читаю текст на странице 46-47. ( на стр. 46 вопрос: как вы считаете, куда мог идти человек поздно ночью?). Работа с картиной «Христос и грешница» (показ на мультимедийном проекторе и в учебнике на стр. 47 иллюстрация) Вопросы: 1. Что вы видите на картине? 2. А что вы видите ещё кроме этого? 3. Где происходит действие?4. Что происходит на картине? 5. Как Христос защитил женщину? 6. Что такое грех?

Итак. Ребята, любить грешника – это значит помочь ему не совершать плохие дела и не допускать плохих мыслей.

Работа с картиной «Возвращение блудного сына». Вопросы: 1. Что вы видите на картине? 2. Как вы думаете, отец простил своего сына? А он его наказал ? А почему не наказал? Да, ребята, ещё раз произнесу эти слова: милосердное прощение выше и благородней справедливого возмездия.




В итоге, мы с вами выяснили, чтобы другие люди к нам хорошо относились, надо, чтоб и мы к ним тоже хорошо относились.

Работа с презентацией. Комментирую слайды. В жизни из всех этих добродетелей. Наверное, проще всего – любить и помогать, а вот не осуждать и прощать – наверное, сложнее.

Дети отвечают: Да слышали, но что означают - не знаем.







Дети смотрят слайд и записывают определение этикета.



Дети смотрят слайд и записывают определение этики.


Дети слушают.





Дети отвечают : да



Дети работают с предложениями: ставят «+» если согласны, «-» не согласны.













Дети поднимают руку , если согласны, и соответственно если – нет. Дети читают текст учебника на стр. 46 и выясняют, кто был прав, а кто нет.

Каждый ребёнок подходит к своему однокласснику, тихонько хлопает его по спине, жмёт ему руку и хвалит его.



Дети слушают текст и отвечают на вопросы.






























Дети возвращаются к тексту и зачитывают отрывки, которые им показались интересными, а также зачитывают отрывки из текста, о чём они прежде думали не так.




Дети смотрят слайды.








5.

Первичное закрепление: Давайте мы с вами сядем в кружок и попробуем попросить друг у друга прощения за что-то нехорошее. За неблаговидные поступки и дела, совершенные по отношению к своим одноклассникам.

А сейчас придумайте и запишите в тетрадях правила: «Как уберечься от осуждения?»

Дети садятся в круг и просят друг у друга прощения.








Дети придумывают и записывают правила.

6.

Домашнее задание:

  1. Прочитать текст на стр. 46-47

  2. Ответить на вопросы 1,2,3

  3. Прочитать врезку на стр. 47

  4. Выполнить задания в рабочих листах.

Дети записывают в дневники задание.








Просмотр содержимого презентации
«Золотое правило этики»

Этикет – установленный порядок поведения людей где-либо

Этикет – установленный порядок поведения людей где-либо

В гостях

В гостях

За столом

За столом

В транспорте

В транспорте

Этика – система норм нравственного поведения человека

Этика – система норм нравственного поведения человека

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ЭТИКИ: «Для того, чтобы другие люди нас  любили, прощали, не осуждали, помогали нам… Нужно, чтобы мы сами любили, прощали, не осуждали, помогали им.»

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ЭТИКИ:

«Для того, чтобы другие люди нас

любили, прощали, не осуждали, помогали нам…

Нужно, чтобы мы сами

любили, прощали, не осуждали, помогали им.»