Урок 13.
Тема. Золотое правило этики.
Цель урока. Формирование представления о сути и Евангельском контексте золотого правила этики, об этике, этичном поведении; усвоение «золотого правила этики», как условия оценивания собственного поведения.
Задачи урока
Обучающая: познакомиться с формулировкой золотого правила этики, узнать о Евангельском контексте этого правила.
Развивающая: уяснить связь неосуждения с памятью о своих ошибках, недостатках и грехах.
Воспитывающая: научиться различать отношение к греху и отношение к согрешившему человеку.
Основные термины и понятия. Нравственность. Ближний. Любовь. Раскаяние. «Золотое правило этики». Неосуждение.
Оборудование
1. Презентация для электронной доски.
2. Карточки «Подумай и ответь»
3. Мультфильм о Серафиме Саровском.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Упражнение «Подумай и ответь».
Как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди?
1. В беседах и спорах __________________________________________________________
2. При встрече ________________________________________________________________
3. В трудной ситуации _________________________________________________________
4. В болезни _________________________________________________________________
5. Когда я ошибаюсь __________________________________________________________
6. Когда у меня что-то получается ________________________________________________
Проверка: уч-ся по желанию читают свои ответы, некоторые из них записываются на доске.
- К этому заданию мы сегодня еще вернемся.
3. Подготовка к восприятию темы.
Прочитайте текст на экране.
Кто осёл?
Один из приятелей пришёл к Афанди в гости, но не хозяина застал. Он рассердился и написал на двери: « Осёл». Через несколько дней Афанди встретил друга и сказал:
- Ты приходил ко мне, но, к сожалению, меня не было дома.
- Почему ты думаешь, что приходил именно я, а не кто-нибудь другой? – спросил приятель.
- Как же не знать, дорогой! Ведь ты на двери написал своё имя! – воскликнул Афанди.
Из книги « двадцать четыре Насреддина».
- Почему текст так называется? Как бы вы ответили на этот вопрос?
4. Сообщение темы и цели урока.
- Человеку очень часто приходится решать, как поступить в той или иной ситуации, какое принять решение. Иногда сделать выбор в конкретной ситуации бывает трудно. Человечество всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обоснования поступка. Одним из таких способов является золотое правило этики.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с формулировкой золотого правила этики
5. Групповая работа.
Задание:
Уподобимся умным философам и постараемся придумать правило, которое сделало бы жизнь людей радостнее, счастливее.
6. Золотое правило этики.
- Представь, на улице поднялся ветер и несет тебе в лицо пыль и мусор. Неужели ты раскроешь глаза пошире? Нет, конечно. А если в вашей компании стали сплетничать об одном вашем общем и отсутствующем сейчас знакомом... Какая тебе польза от того, что ты слышишь? А если в другой раз также за глаза будут сплетничать о тебе…
- Так с чем же можно сравнить сплетни?
Христос сказал: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Это правило принято называть золотым правилом этики.
В другом виде оно звучит: Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Не хочешь, чтобы те, кто притворялся твоими друзьями, заочно сплетничали о тебе – удержи себя от сплетен про них.
7. Повторная работа с упражнением «Подумай и ответь»
Давайте прочитаем нашу запись так: «В беседах и спорах я буду …» и т.д.
8. Работа с картиной Поленова «Христос и грешница»
Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках.
Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.
9. Рассказ о святом Серафиме Саровском.
- Великий пример неосуждения дал нам святой Серафим Саровский.
10. Рефлексия.
Песня «Быть человеком»
11. Домашнее задание
Творческая работа «Как я понимаю золотое правило этики»