Конспект группового логопедического занятия
по коррекции смешанной дисграфии во 2 классе.
Тема: Звук и буква У. Звуко-буквенный анализ слов.
Составитель: учитель-логопед Е.И. Кухаренко.
МБОУ «Ялтинская специальная (коррекционная) школа», МО ГО Ялта, Республика Крым.
Цель: закрепление узнавания звука и буквы У.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
-учить соотносить звук с буквой;
-отрабатывать четкое произношение звука У;
-учить детей выделять звук У в ряду звуков, слогов и слов;
-обогащать словарь детей словами со звуком У;
коррекционно-развивающие:
-развитие мелкой моторики;
-развитие зрительного и пространственного восприятия, логического мышления, внимания, памяти;
-развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;
-развивать у детей навык письма;
- формирование умения образовывать множественное число имен существительных;
коррекционно- воспитательные:
-воспитание умения слушать учителя и выполнять его требования;
-привитие интереса к логопедическим занятиям;
-формирование навыков продуктивного общения, взаимопонимания;
Универсальные учебные действия, формируемые на занятии:
Личностные УУД: формирование положительной адекватной самооценки на основе критериев уcпешности.
Метапредметные УУД:
-регулятивные: умение сохранять цель до конца занятия, оценивание правильности выполнения своих действий;
-коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и в письменной форме;
-познавательные: умение находить ответы на вопросы, используя различные источники информации.
Предметные УУД: умение выделять звук У среди других фонем, обозначать его буквой У при письме.
Материалы и оборудование: стилизованная буква У, символ для обозначения буквы У, запись буквы У в печатном и рукописном шрифтах, индивидуальные карточки, мяч, тетради, ручки, карандаши, предметные картинки, индивидуальные зеркала.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
На занятии наши глаза смотрят и все … (видят),
Наши уши слушают и все …(слышат),
Голова запоминает и …(думает)!
2. Актуализация знаний, постановка учебной задачи.
- Как воет голодный волк? (У-У-У)
-Как скулит собака? (У-У-У)
-Как гудит ветер в проводах? (У-У-У)
-Какой звук все время повторяется? (Звук У.)
3. Формулировка темы занятия.
-Сформулируйте тему нашего занятия.
4.Уточнение артикуляции звука У. Характеристика звука.
Зеркала: произносим [у]. Посмотрите на свои губы, язык. Что происходит?
[у] – губы «трубочкой», спинка языка выгнута, тянется, поется, не встречает при образовании преграды для выдыхаемого воздуха. Звук [у] — гласный.
5. Развитие фонематического восприятия.
-Хлопните в ладоши, когда услышите звук У:
а) из ряда звуков - у, а, п, у, э, м, ф, и, у, о, у, ж, ы, у;
б) из ряда слогов - ту, но, ну, ку, ак, ув, об, уб, ду, до;
в) из ряда слов – утка, роза, гусь, утро, он, так, руль, стук, руки, рак.
6. Уточнение словаря, развитие фонематического восприятия.
-Ответьте на вопросы словом, в котором есть звук [у]. Предъявление картинок по мере поступления ответов детей.
-Кто ты для бабушки? (внук)
-Как называется толстая ветка дерева? (сук)
-Домашняя птица, которая гогочет? (гусь)
- Овощ, от которого все плачут? (лук)
-С помощью какого органа мы слышим? (уши)
-Придумайте предложение с любым из слов.
7. Звуковой анализ слова ГУСЬ.
-Откройте тетради, отступите две строки от предыдущей работы, запишите сегодняшнее число. Выполните звуковой анализ слова ГУСЬ (один ребенок работает у доски).
8. Словообразование множественного числа имен существительных. Игра с мячом «Один - много».
-Я назову один предмет. А вы скажите, как они называются, когда их много: утка - …, гусь - …, сумка - …, улитка - …, рука - …. , пастух - …, ухо - …, курица - …, муха - … .
9. Физминутка.
Я по лесу пойду. | (шаги на месте). |
В лесу ягоды найду. | (наклоны вперед). |
Если нет лукошка, | (пожать плечами). |
Соберу в ладошку. | (загибать пальцы). |
Прыгну через лужицу… | (прыжки на месте). |
Голова не кружится? | (покачать головой). |
10. Гимнастика для глаз.
-Сядьте на места, давайте сделаем гимнастику и для наших глаз.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
Нарисуем букву О, получается легко.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Вправо, влево повернем,
Заниматься вновь начнем.
11. Соотнесение фонемы с графемой. Развитие мелкой моторики.
-Как обозначить звук [у] на письме? (буквой У)
-На что похожа буква У?
Предъявление картинки с изображением улитки и чтение стихотворения про букву У:
У улитки рожки тоже
Так на букву У похожи.
-Покажите букву У пальчиками.
-Выложите букву У с помощью счетных палочек, фасолин.
12. Развитие зрительного восприятия. Узнавание зашумленной буквы У. Работа по индивидуальным карточкам.
-Буква У бывает большая и маленькая, печатная и рукописная (предъявление различных вариаций написания буквы У). Найдите и закрасьте все буквы У на картинке.
13. Закрепление зрительного образа буквы У, запоминание ее элементов. Развитие зрительного восприятия. Работа по индивидуальным карточкам.
-Допишите недостающие элементы букве У.
14. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Работа в тетрадях.
-Из слов выпала буква У. Верните ее в слова и напишите сверху порядковый номер буквы в каждом слове.
_ тка гр _ ша
ст _ л с _ мка
_ сы р _ кав
пет _ х т _ ча
г _ бы кенг _ р _
15. Вставьте пропущенные слова в предложения по смыслу. Запишите. Сосчитайте количество слов в предложении.
На дереве висит спелая … улитка
Чёрная … висит над городом. стул
… стоит возле стола. груша
По траве ползёт … туча
16. Итог занятия.
-Припомните характеристику звука У. Почему его называют гласным? Подберите слова со звуком У в начале слова.
-Занятие окончено.
17. Рефлексия.
-Улыбнитесь, если вам все понятно.
-Нахмурьтесь, если у вас остались вопросы по ходу сегодняшнего занятия.
Карточки для индивидуальной работы.