Логопедическое занятие по теме
«Звуки [Ж] и [Ш]. Звукобуквенный анализ слов»
с обучающимися класса по коррекции дисграфии.
Форма обучения: подгрупповое занятие
Наполняемость группы: 3 человек
Контингент обучающихся: подгруппа обучающихся класса, имеющих нарушения на почве нарушений языкового анализа и синтеза
Тип занятия: занятие практического применения знаний и умений
Продолжительность: 40 минут
Цель – оказание помощи обучающимся в осознании практической и личностной значимости знаний о согласных звуках и способе их обозначения на письме.
Задачи:
коррекционно – образовательные:
- учить выделять звуки [Ж] и [Ш], в словах, словосочетаниях и предложениях;
- закрепить знания норм орфографии;
- ознакомить детей со сравнительной характеристикой звуков [Ж] и [Ш];
коррекционно – развивающие:
- развивать зрительное восприятие;
- развивать мелкую моторику и артикуляционную моторику;
-развивать фонематическое восприятие;
- развивать слуховое внимание;
- развивать навыки слогового анализа и синтеза на уровне слога, слова, словосочетания и на уровне текста;
-развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, употребления существительных в косвенных падежах;
- развивать память и внимание;
коррекционно – воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, аккуратность;
- сформировать интерес к занятиям;
- воспитывать доброжелательность и дружелюбность.
Оборудование: картинки главных героев, карточки с буквами ж-ш, карточки с гласными буквами, листочки со слогами, карточки с заданиями.
Используемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология развивающего обучения, игровое и личностно-ориентированное обучение. Также использовались методы креативного речевого развития (лингвистическая задача).
Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы:
- совершенствование умения различать на слух согласные звуки [Ж] и [Ш] и учиться выделять звуки [Ж] и [Ш] в словах, словосочетаниях и предложениях;
- совершенствование фонематического слуха; произвольного внимания и самоконтроля.
Личностные результаты:
- понимание значимости хорошего владения русским языком.
Регулятивные:
- понимание и сохранение учебной задачи;
- постановка (в сотрудничестве с учителем-логопедом) цели и осуществление действий для реализации замысла;
- адекватное оценивание своих достижений, осознание трудностей, поиск причин и способов их преодоления.
Познавательные:
- применение разных способов фиксации информации (словесный, схематичный) и использование в процессе решения проблемной ситуации;
- формирование лингвистического мышления;
- построение несложных рассуждений, умение делать выводы и формулировать их.
Коммуникативные:
- совершенствование умения сотрудничать в коллективе: слушать собеседника и вступать в диалог, участвовать в обсуждении, выполняя принятые правила речевого поведения;
- построение небольших монологических высказываний с учётом ситуации общения;
- формирование толерантности в общении, умения ориентироваться на собеседника.
I этап.
Организационный этап (2 мин)
Цель – эмоциональный настрой детей в работу с первых минут занятия.
Здравствуйте, ребята! У нас сегодня на занятии гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуем их. Пожелайте удачи друг другу.
Игра-пожелание «Удачи тебе»
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
- желаю (соприкасаются большими пальцами)
- успеха (указательными)
- большого (средними)
- во всем (безымянными)
- и везде (мизинцами)
- удачи тебе на занятии!
Хлопают соседа по ладони для того, чтобы пожелать удачи.
-Поделитесь, пожалуйста, со мной своими мыслями: для чего вы пришли на занятие?
Я желаю Вам удачи.
- Ребята, за каждое правильно выполненное задание, вам будет нужно оценить себя на лесенке успеха. Сейчас вы в начале пути. Если вы справились с заданием, поднимитесь на одну ступеньку вверх. А если вы посчитаете, что не справились с заданием, то оставайтесь на той ступени, где вы были ранее. В конце занятия мы должны оказаться на самой высокой лесенке.
Результаты деятельности учащихся
Включение обучающихся в учебную деятельность через активизацию внимания, мышления и речи. Мотивация на активную и качественную работу на занятии.
II этап. Воспроизведение и коррекция опорных знаний обучающихся, актуализация знаний
(4 мин)
Актуализация знаний, необходимых для открытия нового знания, их обобщение.
Артикуляционная гимнастика.
- Я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте и помогайте мне.
Ж-Ж-Ж-Ж
запел рогатый жук;
Вот так громко я жужжу!
Ж-Ж-Ж-Ж…(дети повторяют звук)
Учитель обращает внимание на постановку произношения звука [Ж]. Прикрепляет к доске картинку с изображением жука.
-Какой звук, ребята встретился вам в стихотворении чаще всего?
- Какой буквой на письме обозначается этот звук?
Послушайте ещё одно стихотворение.
Мы увидели букашку
ш-ш-ш-ш, (дети повторяют звук)
В середине на ромашке.
ш-ш-ш-ш. (дети повторяют звук)
Что букашка делала?
Может быть обедала?
Учитель обращает внимание на постановку произношения звука [Ш]. Прикрепляет к доске картинку с изображением букашки.
-Какой звук, ребята встретился вам в стихотворении чаще всего?
- Какой буквой на письме обозначается этот звук?
Сравнительная характеристика звуков [Ж] и [Ш].
- Что вы знаете про звук [Ж]?
-Этот звук согласный, твердый, звонкий.
- Что вы знаете про звук [Ш]?
-Этот звук согласный, твердый, глухой.
Молодцы, ребята! Не забывайте оценивать себя на лесенке успеха.
Ребята выполняют артикуляционную гимнастику. Оценивают себя на лесенке успеха.
Результаты деятельности учащихся
Привлечение внимания к звуковой стороне речи, воображения, монологической речи.
III. Постановка цели и задач занятия
Цель и тему занятия обучающиеся формулируют самостоятельно.
- Как вы думаете, какая тема нашего занятия?
- Зачем нам нужны знания о звуках [Ж] и [Ш]?
- Что значит правильно говорить, писать и читать?
Цель нашего занятия - применение знаний и умений о согласных звуках [Ж] и [Ш]; способе их обозначения на письме в словах, словосочетаниях и в предложениях, в различных ситуациях (то есть на практике).
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя-логопеда, подводящие к формулированию темы и цели занятия.
Ответы обучающихся:
- Знания о согласных звуках [Ж] и [Ш] нужны нам, чтобы правильно говорить, писать и читать.
- Правильно – это значит без ошибок.
Результаты деятельности учащихся
Самоопределение, мотивация учения, целеполагание.
IV. Первичное закрепление
Усвоение обучающимися нового способа действия при решении типовых задач.
4.1 Решение лингвистической задачи «Необычные насекомые».
Учитель-логопед создаёт ситуацию интриги, предлагая выполнить необычное задание:
-Ребята, вы уже обратили внимание, что сегодня вместе с нами на занятии жук и букашка.
- Как вы думаете, эти насекомые больно кусаются?
- Но наши насекомые добрые и хотят с нами подружиться.
Составить имена героев занятия по первым буквам слов-картинок. Запишите эти имена и подчеркните буквы [Ж] и [Ш].
Ряды картинок:
- жук, оса, ракушка, аист (Жора);
- мак, арбуз, шар, абрикос (Маша).
-Вам удалось узнать, как зовут наших героев?
Молодцы, ребята! Не забывайте оценивать себя на лесенке успеха.
Обучающиеся слушают, наблюдают за словами, воображают, как выглядят необычные насекомые, делают выводы. Ответы обучающихся:
- Это насекомые, которых мы видели, просто имена у них интересные и необычные.
- Насекомые больно кусаются.
Составляют имена героев по первым буквам слов-картинок.
Оценивают себя на лесенке успеха.
4.2 Послушайте сказку и запомните слова со звуками [Ж] и [Ш]. Игра называется «Хлопни, топни». Если услышите звук [Ж], то топните, если услышите звук [Ш], то хлопните.
«Жили – были Жук Жора и букашка Маша. Один раз Жора упал с дерева – ушиб лапку и повредил крылышко. Маша полетела за доктором – желтокрылой жужелицей. Жужелица прожужжала, что на крылышко нужно делать примочки из листьев шиповника и жасмина. Маша выполнила все указания доктора. Она нежно ухаживала за Жорой. Через некоторое время жуку Жоре стало лучше».
Учитель-логопед: Перечислите по памяти 5 слов со звуком Ж для Жоры и со звуком Ш для Маши.
Учитель-логопед вместе с детьми проговаривает слова и обращает внимание на произношение звуков [Ж] и [Ш] , которые запомнили дети.
4.3 Учитель-логопед: Вскоре жук почувствовал себя лучше. Но больное крылышко все ещё напоминало о себе. Букашка решила слетать за новыми листочками. Помогите букашке добраться до кустов шиповника. Пройдите по дорожкам – составьте и запишите слоги со звуками [Ж] и [Ш].
Дети составляют слоги с гласными А, У, И, О, Е.
ЖА-ЖУ-ЖИ-ЖО-ЖЕ,
ША-ШУ-ШИ-ШО-ШЕ.
Внимательно слушают сказку и стараются запомнить слова со звуками [Ж] и [Ш]. А потом хлопают, если услышат звук [Ж] и топают, если услышат звук [Ш].
Перечисляют по памяти 5 слов со звуком [Ж] и 5 слов со звуком [Ш].
Ребята проходят по дорожкам, составляют и записывают слоги со звуками [Ж] и [Ш].
Потом мы с ребятами выполняем логоритмические упражнения, которые направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности и творчески проявлять себя.
Результаты деятельности учащихся
Привлечение внимания к звуковой стороне речи, развитие лингвистического мышления, воображения, монологической речи. Развитие фонематического восприятия и слухового внимания.
V. Творческое применение знаний в новой ситуации.
Применение знаний в новой для детей ситуации.
5. 5 Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне слова. (18слайд)
А теперь помогите Маше сорвать листочки с кустов. Прочитанные записанные на листочках слоги. Составьте из них слова. Ребята выкладывают на доске слова в два столбика.
На листочках по слогам записаны следующие слова: лужок, машина, этажи,школа, железо.
Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне словосочетания.
Маша и Жора захотели навестить своих друзей муравьев. Они побежали по дорожке. Навстречу им спешат муравьи. Они несут к муравейнику длинные соломинки. Помогите муравьям: составьте словосочетания из слов левого и правого столбиков. Запишите их, выделите буквы Ж-Ш.
Шов змеиная
карандаши грубый
кожа цветные
штанишки тихий
шорох короткие
Физминутка «Далёкий путь».
Учитель-логопед: после тяжёлой работы насекомые решили немного отдохнуть и выполнить несколько упражнений.
По дороге мы идём
Путь далёк, далек наш дом
Жаркий день, сядем в тень.
Мы под дубом посидим.
Мы под дубом полежим,
Полежим, отдохнем,
А потом дальше пойдем.
Ну что ребята, отдохнули??? А теперь снова за работу.
Учитель-логопед: Маша и Жора побежали дальше и увидели на полянке много красивых цветов, на лепестках которых были написаны предложения.
Прочитайте предложения. Можно ли назвать прочитанное связным текстом? Почему? Составьте из данных предложений связанный рассказ.
Жора и Маша.
Ползла Маша на лужок. Она увидела на дороге Жору. Он лежал животом вверх и не мог улететь. Ей стало жалко жука. Букашка Маша помогла Жоре улететь.
Составляют связанный рассказ. Обнаруживают, что он не закончен. Придумывают последнее предложение и записывают его в тетради.
Вам нужно снова себя оценить на лесенке успеха.
Составляют и выкладывают на доске слова из слогов в два столбика.
Ребята составляют из слов левого и правого столбиков словосочетания. Записывают и выделяют буквы Ж и Ш.
Мы с ребятами решили передохнуть и выполнить несколько упражнений.
Ребятам нужно прочитать предложения, составить из данных предложений связный текст. Потом придумывают последнее предложение и записывают его в тетради. И все вместе его проверяем.
Результаты деятельности обучающихся
Развитие психологических предпосылок к полноценной учебной деятельности: устойчивости внимания, наблюдательности, познавательной активности, способности к переключению. Применение разных способов фиксации информации (словесный, схематичный). Обучение умению формулировать проблему и искать пути её решения, делать выводы. Осознанность выполнения заданий. Умение общаться с ровесниками, высказывать своё мнение, а также слушать и уважать мнение других. Преодоление психологической инерции и боязни отвечать, высказывать идеи из-за боязни их критики. Преобладание положительных эмоций в учении. Умение слушать и различать согласные звуки [Ж] и [Ш], видеть и исправлять ошибки на письме с данными звуками и буквами.
VI этап. Рефлексивная деятельность (5 мин)
Полученный результат соотносится с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению заданий в рамках изучаемой темы.
Наш урок подошёл к концу. Ребята, чему мы учились сегодня на занятии?
- Как вы думаете, у Вас всё получилось? Посмотрите на лесенку успеха.
Продолжите предложение, выбрав начало словами:
Я научился …
Я узнал…
Мне понравилось…
В конце занятия учитель-логопед обращается к обучающимся:
Мы много вспомнили, друзья,
Без этого никак нельзя.
Правила мы повторили,
На практике их применили
Задачи, находя решенье,
Развивают мышленье,
Память и внимание,
Закрепляли знания.
А теперь, внимание,
Домашнее задание.
Дети соотносят результаты с поставленной целью, оценивают результаты своей деятельности.
Самостоятельно оценивают свою активность на занятии, правильность ответов.
Ответы ребят: учились слышать и различать согласные звуки [Ж] и [Ш], правильно обозначать согласные звуки на письме, исправлять ошибки.
Домашнее задание.
Вставить пропущенные буквы ж и ш в предложениях. (27слайд)
Ребяти…ки побе…али к ма…ине. …еня вя…ет деду…ке …акет. Ко…ка ле…ит на ле…анке. В …ивом уголке …ивут мыши. …ура …ивёт около …колы. По…арные поту…или по…ар. Ма…ина бабу…ка …ивёт на втором эта…е. Ребяти…ки бегали по лу…айке.