СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звуко-буквенный анализ. Буквы Ж-Ш.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Звуко-буквенный анализ. Буквы Ж-Ш.»

Логопедическое занятие по теме

«Звуки [Ж] и [Ш]. Звукобуквенный анализ слов» 

с обучающимися класса по коррекции дисграфии.

Форма обучения: подгрупповое занятие

Наполняемость группы: 3 человек

Контингент обучающихся: подгруппа обучающихся класса, имеющих нарушения на почве нарушений языкового анализа и синтеза

Тип занятия: занятие практического применения знаний и умений

Продолжительность: 40 минут

Цель – оказание помощи обучающимся в осознании практической и личностной значимости знаний о согласных звуках и способе их обозначения на письме.

Задачи:

коррекционно – образовательные: 

- учить выделять звуки [Ж] и [Ш], в словах, словосочетаниях и предложениях;

- закрепить знания норм орфографии;

- ознакомить детей со сравнительной характеристикой звуков [Ж] и [Ш];

коррекционно – развивающие: 

- развивать зрительное восприятие;

- развивать мелкую моторику и артикуляционную моторику;

-развивать фонематическое восприятие;

- развивать слуховое внимание;

- развивать навыки слогового анализа и синтеза на уровне слога, слова, словосочетания и на уровне текста; 

-развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, употребления существительных в косвенных падежах;

- развивать память и внимание;

коррекционно – воспитательные: 

- воспитывать трудолюбие, аккуратность;

- сформировать интерес к занятиям;

- воспитывать доброжелательность и дружелюбность.

Оборудование: картинки главных героев, карточки с буквами ж-ш, карточки с гласными буквами, листочки со слогами, карточки с заданиями.

Используемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология развивающего обучения, игровое и личностно-ориентированное обучение. Также использовались методы креативного речевого развития (лингвистическая задача).

Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы:

- совершенствование умения различать на слух согласные звуки [Ж] и [Ш] и учиться выделять звуки [Ж] и [Ш] в словах, словосочетаниях и предложениях;

- совершенствование фонематического слуха; произвольного внимания и самоконтроля.

Личностные результаты:

- понимание значимости хорошего владения русским языком.

Регулятивные:

- понимание и сохранение учебной задачи;

- постановка (в сотрудничестве с учителем-логопедом) цели и осуществление действий для реализации замысла;

- адекватное оценивание своих достижений, осознание трудностей, поиск причин и способов их преодоления.

Познавательные:

- применение разных способов фиксации информации (словесный, схематичный) и использование в процессе решения проблемной ситуации;

- формирование лингвистического мышления;

- построение несложных рассуждений, умение делать выводы и формулировать их.

Коммуникативные:

- совершенствование умения сотрудничать в коллективе: слушать собеседника и вступать в диалог, участвовать в обсуждении, выполняя принятые правила речевого поведения;

- построение небольших монологических высказываний с учётом ситуации общения;

- формирование толерантности в общении, умения ориентироваться на собеседника.


I этап.

Организационный этап (2 мин)

Цель – эмоциональный настрой детей в работу с первых минут занятия.

Здравствуйте, ребята! У нас сегодня на занятии гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуем их. Пожелайте удачи друг другу.

Игра-пожелание «Удачи тебе»

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

- желаю (соприкасаются большими пальцами)

- успеха (указательными)

- большого (средними)

- во всем (безымянными)

- и везде (мизинцами)

- удачи тебе на занятии!

Хлопают соседа по ладони для того, чтобы пожелать удачи.


-Поделитесь, пожалуйста, со мной своими мыслями: для чего вы пришли на занятие?

Я желаю Вам удачи.

- Ребята, за каждое правильно выполненное задание, вам будет нужно оценить себя на лесенке успеха. Сейчас вы в начале пути. Если вы справились с заданием, поднимитесь на одну ступеньку вверх. А если вы посчитаете, что не справились с заданием, то оставайтесь на той ступени, где вы были ранее. В конце занятия мы должны оказаться на самой высокой лесенке. 


Результаты деятельности учащихся

Включение обучающихся в учебную деятельность через активизацию внимания, мышления и речи. Мотивация на активную и качественную работу на занятии.

II этап. Воспроизведение и коррекция опорных знаний обучающихся, актуализация знаний

(4 мин)

Актуализация знаний, необходимых для открытия нового знания, их обобщение.

Артикуляционная гимнастика.

- Я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте и помогайте мне.

Ж-Ж-Ж-Ж

запел рогатый жук;

Вот так громко я жужжу!

Ж-Ж-Ж-Ж…(дети повторяют звук)

Учитель обращает внимание на постановку произношения звука [Ж]. Прикрепляет к доске картинку с изображением жука.


-Какой звук, ребята встретился вам в стихотворении чаще всего?

- Какой буквой на письме обозначается этот звук?

Послушайте ещё одно стихотворение.

Мы увидели букашку

ш-ш-ш-ш, (дети повторяют звук)

В середине на ромашке.

ш-ш-ш-ш. (дети повторяют звук)

Что букашка делала?

Может быть обедала?

Учитель обращает внимание на постановку произношения звука [Ш]. Прикрепляет к доске картинку с изображением букашки.


-Какой звук, ребята встретился вам в стихотворении чаще всего?

- Какой буквой на письме обозначается этот звук?

Сравнительная характеристика звуков [Ж] и [Ш]. 

- Что вы знаете про звук [Ж]?

-Этот звук согласный, твердый, звонкий.


- Что вы знаете про звук [Ш]?

-Этот звук согласный, твердый, глухой.

Молодцы, ребята! Не забывайте оценивать себя на лесенке успеха.

Ребята выполняют артикуляционную гимнастику. Оценивают себя на лесенке успеха.

Результаты деятельности учащихся

Привлечение внимания к звуковой стороне речи, воображения, монологической речи.

III. Постановка цели и задач занятия

Цель и тему занятия обучающиеся формулируют самостоятельно.

- Как вы думаете, какая тема нашего занятия? 

- Зачем нам нужны знания о звуках [Ж] и [Ш]?

- Что значит правильно говорить, писать и читать?


Цель нашего занятия - применение знаний и умений о согласных звуках [Ж] и [Ш]; способе их обозначения на письме в словах, словосочетаниях и в предложениях, в различных ситуациях (то есть на практике).


Обучающиеся отвечают на вопросы учителя-логопеда, подводящие к формулированию темы и цели занятия.

Ответы обучающихся:

- Знания о согласных звуках [Ж] и [Ш] нужны нам, чтобы правильно говорить, писать и читать.

- Правильно – это значит без ошибок.

Результаты деятельности учащихся

Самоопределение, мотивация учения, целеполагание.

IV. Первичное закрепление

Усвоение обучающимися нового способа действия при решении типовых задач.

4.1 Решение лингвистической задачи «Необычные насекомые».

Учитель-логопед создаёт ситуацию интриги, предлагая выполнить необычное задание:

-Ребята, вы уже обратили внимание, что сегодня вместе с нами на занятии жук и букашка.

- Как вы думаете, эти насекомые больно кусаются?

- Но наши насекомые добрые и хотят с нами подружиться.

Составить имена героев занятия по первым буквам слов-картинок. Запишите эти имена и подчеркните буквы [Ж] и [Ш].

Ряды картинок: 

- жук, оса, ракушка, аист (Жора);

- мак, арбуз, шар, абрикос (Маша).

-Вам удалось узнать, как зовут наших героев?

Молодцы, ребята! Не забывайте оценивать себя на лесенке успеха.

Обучающиеся слушают, наблюдают за словами, воображают, как выглядят необычные насекомые, делают выводы. Ответы обучающихся:

- Это насекомые, которых мы видели, просто имена у них интересные и необычные.

- Насекомые больно кусаются.

Составляют имена героев по первым буквам слов-картинок.

Оценивают себя на лесенке успеха.

4.2 Послушайте сказку и запомните слова со звуками [Ж] и [Ш]. Игра называется «Хлопни, топни». Если услышите звук [Ж], то топните, если услышите звук [Ш], то хлопните. 


«Жили – были Жук Жора и букашка Маша. Один раз Жора упал с дерева – ушиб лапку и повредил крылышко. Маша полетела за доктором – желтокрылой жужелицей. Жужелица прожужжала, что на крылышко нужно делать примочки из листьев шиповника и жасмина. Маша выполнила все указания доктора. Она нежно ухаживала за Жорой. Через некоторое время жуку Жоре стало лучше».

Учитель-логопед: Перечислите по памяти 5 слов со звуком Ж для Жоры и со звуком Ш для Маши. 

Учитель-логопед вместе с детьми проговаривает слова и обращает внимание на произношение звуков [Ж] и [Ш] , которые запомнили дети.

4.3 Учитель-логопед: Вскоре жук почувствовал себя лучше. Но больное крылышко все ещё напоминало о себе. Букашка решила слетать за новыми листочками. Помогите букашке добраться до кустов шиповника. Пройдите по дорожкам – составьте и запишите слоги со звуками [Ж] и [Ш]. 

Дети составляют слоги с гласными А, У, И, О, Е. 

ЖА-ЖУ-ЖИ-ЖО-ЖЕ,

ША-ШУ-ШИ-ШО-ШЕ.

Внимательно слушают сказку и стараются запомнить слова со звуками [Ж] и [Ш]. А потом хлопают, если услышат звук [Ж] и топают, если услышат звук [Ш].

Перечисляют по памяти 5 слов со звуком [Ж] и 5 слов со звуком [Ш].


Ребята проходят по дорожкам, составляют и записывают слоги со звуками [Ж] и [Ш].

Потом мы с ребятами выполняем логоритмические упражнения, которые направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности и творчески проявлять себя.

Результаты деятельности учащихся

Привлечение внимания к звуковой стороне речи, развитие лингвистического мышления, воображения, монологической речи. Развитие фонематического восприятия и слухового внимания.

V. Творческое применение знаний в новой ситуации.

Применение знаний в новой для детей ситуации.

5. 5 Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне слова. (18слайд)

А теперь помогите Маше сорвать листочки с кустов. Прочитанные записанные на листочках слоги. Составьте из них слова. Ребята выкладывают на доске слова в два столбика.

На листочках по слогам записаны следующие слова: лужок, машина, этажи,школа, железо.

Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне словосочетания.

Маша и Жора захотели навестить своих друзей муравьев. Они побежали по дорожке. Навстречу им спешат муравьи. Они несут к муравейнику длинные соломинки. Помогите муравьям: составьте словосочетания из слов левого и правого столбиков. Запишите их, выделите буквы Ж-Ш. 



Шов змеиная

карандаши грубый

кожа цветные

штанишки тихий

шорох короткие


Физминутка «Далёкий путь».

Учитель-логопед: после тяжёлой работы насекомые решили немного отдохнуть и выполнить несколько упражнений.

По дороге мы идём

Путь далёк, далек наш дом

Жаркий день, сядем в тень.

Мы под дубом посидим.

Мы под дубом полежим,

Полежим, отдохнем,

А потом дальше пойдем.


Ну что ребята, отдохнули??? А теперь снова за работу.

Учитель-логопед: Маша и Жора побежали дальше и увидели на полянке много красивых цветов, на лепестках которых были написаны предложения.

Прочитайте предложения. Можно ли назвать прочитанное связным текстом? Почему? Составьте из данных предложений связанный рассказ.

Жора и Маша.

Ползла Маша на лужок. Она увидела на дороге Жору. Он лежал животом вверх и не мог улететь. Ей стало жалко жука. Букашка Маша помогла Жоре улететь.

Составляют связанный рассказ. Обнаруживают, что он не закончен. Придумывают последнее предложение и записывают его в тетради.


Вам нужно снова себя оценить на лесенке успеха.

Составляют и выкладывают на доске слова из слогов в два столбика.

Ребята составляют из слов левого и правого столбиков словосочетания. Записывают и выделяют буквы Ж и Ш.

Мы с ребятами решили передохнуть и выполнить несколько упражнений.

Ребятам нужно прочитать предложения, составить из данных предложений связный текст. Потом придумывают последнее предложение и записывают его в тетради. И все вместе его проверяем.



Результаты деятельности обучающихся

Развитие психологических предпосылок к полноценной учебной деятельности: устойчивости внимания, наблюдательности, познавательной активности, способности к переключению. Применение разных способов фиксации информации (словесный, схематичный). Обучение умению формулировать проблему и искать пути её решения, делать выводы. Осознанность выполнения заданий. Умение общаться с ровесниками, высказывать своё мнение, а также слушать и уважать мнение других. Преодоление психологической инерции и боязни отвечать, высказывать идеи из-за боязни их критики. Преобладание положительных эмоций в учении. Умение слушать и различать согласные звуки [Ж] и [Ш], видеть и исправлять ошибки на письме с данными звуками и буквами.

VI этап. Рефлексивная деятельность (5 мин)

Полученный результат соотносится с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению заданий в рамках изучаемой темы.

Наш урок подошёл к концу. Ребята, чему мы учились сегодня на занятии?

- Как вы думаете, у Вас всё получилось? Посмотрите на лесенку успеха.

Продолжите предложение, выбрав начало словами:

Я научился …

Я узнал…

Мне понравилось…


В конце занятия учитель-логопед обращается к обучающимся: 


Мы много вспомнили, друзья,

Без этого никак нельзя.

Правила мы повторили,

На практике их применили

Задачи, находя решенье,

Развивают мышленье,

Память и внимание,

Закрепляли знания.

А теперь, внимание,

Домашнее задание.

Дети соотносят результаты с поставленной целью, оценивают результаты своей деятельности.


Самостоятельно оценивают свою активность на занятии, правильность ответов.

Ответы ребят: учились слышать и различать согласные звуки [Ж] и [Ш], правильно обозначать согласные звуки на письме, исправлять ошибки.


Домашнее задание.

Вставить пропущенные буквы ж и ш в предложениях. (27слайд)

Ребяти…ки побе…али к ма…ине. …еня вя…ет деду…ке …акет. Ко…ка ле…ит на ле…анке. В …ивом уголке …ивут мыши. …ура …ивёт около …колы. По…арные поту…или по…ар. Ма…ина бабу…ка …ивёт на втором эта…е. Ребяти…ки бегали по лу…айке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!