МБДОУ г. Кургана «Детский сад комбинированного вида №141»
Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: «Звуко-буквенный анализ слов».
Воспитатель: Овчинникова Н. С.
г. Курган 2016
Непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте (подготовительная группа).
Тема: «Звуко-буквенный анализ слов».
Цель: - закрепить знания детей о звуко-буквенном анализе слов;
Задачи: - развивать навыки звуко - буквенного анализа;
- закрепить навык составления слов из слогов и чтения;
- вспомнить изученные правила правописания;
- развивать внимание, мыслительные операции анализа и синтеза.
Оборудование: листья кувшинок с предметными картинками, звуковые схемы слов, буквы, слоговые карточки, кроссворд, «указательный камень», избушка, игла в яйце, лук со стрелами.
Ход занятия:
Орг. момент.
Здравствуйте уважаемые гости! Сегодня мы приглашаем вас на непосредственно образовательную деятельность по обучению грамоте.
Тема НОД: Звуко-буквенный анализ слов. (закрепление)
Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки.
Я хочу сегодня пригласить всех в сказку. Ребята, вы хотите побывать в сказке? (да) Тогда там нас ждёт не только удивительные приключения, но и разные препятствия на пути, а чтобы их преодолеть нам помогут наши знания и умения по обучению грамоте. И так… (музыка)
Воспитатель: Начинается наша сказка,
Заплетается наша сказка.
Ни про Конька - Горбунка,
Ни про глупого щенка,
Ни про брата и сестрицу,
А про Ивана и Царицу.
Детей встречает грустный Иван Царевич.
Воспитатель: Здравствуй Иванушка! Почему ты такой грустный?
Иван Царевич: Я Царевну погубил –
Шкуру я её спалил.
Воспитатель: У Бессмертного Кощея
Ты ищи её скорее.
Смерть Кощееву найди
И Царевну вороти.
Собирайся с нами в путь,
А мы поможем как-нибудь.
Основная часть.
Воспитатель: Вот болото на пути.
Нужно нам его пройти!
Звуки, буквы вспоминайте
И Ивану помогайте!
Дети рассматривают картинки на листах кувшинок, вспоминают характеристику звуков.
Воспитатель: Мы сможем пройти через болото, если разложим листья кувшинок с картинками последовательно, согласно звуковым схемам слов (в схемах слов обозначены только первый и последний звуки).
(сказка тропа река игра лес азбука)
Воспитатель: Еще раз посмотрите на эти картинки и по их первым звукам сложите слово. (получилось слово СТР[И]ЛА)
Она подскажет, куда двигаться дальше, только вот не задача, не полетит наша стрела, пока мы в этом слове не исправим ошибку. Посмотрите внимательно, где ошибка в слове? Подберите проверочное слово. (СтрЕлять, стрЕлы) правильно, молодцы ребята!
Вот тебе Иванушка стрела, доставай свой лук и запускай стрелу, куда она нас заведет? (музыка)
Иван Царевич достает лук и запускает стрелу, попадает в избушку. Дети подходят к ней.
Иван Царевич: Ну и ну! Опять загадки!
Буквы здесь играют в прятки.
Ни одна мне не видна –
Ваша помощь мне нужна.
А Я Б Б А Г А
Нужно выложить на бархатной бумаге из ниток буквы.
Воспитатель: Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но, когда с умом, толково
Их поставишь в четкий ряд,
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
Из предложенных букв дети составляют слово: «Баба Яга»
Воспитатель: Давайте вместе прочитаем и узнаем, кто здесь живёт.
Дети: Баба Яга.
Появляется Баба Яга.
Баба Яга: Что вы бродите в лесу?
Ваши головы снесу!
Воспитатель: Не серчай на нас бабуля,
Не серчай на нас Ягуля!
Ты нам лучше помоги,
Ты нам лучше подскажи,
Как Кащея погубить и
Царевну освободить?
Баба Яга: Знаю я одни секрет, толь поможет, толи нет?!
Потрудилась наперед и составила кроссворд, отгадайте – отпущу – а не то вас проглочу! предлагает детям разгадать кроссворд «Волшебные сказочные предметы»
Слушайте внимательно – выполнять старательно!
Кроссворд. 1. Скажешь нужные слова –
Скатерть блюдами полна. (самобранка)
2. Надеваешь сапоги –
И, попробуй, догони. (скороходы)
3. Здесь волшебное стекло –
Правду говорит оно. (зеркало)
Иван Царевич: От заданий этих, ах!
У меня рябит в глазах!
Воспитатель: А чтоб глазки не устали, мы их поискать заставим.
Игра для снятия напряжения с глаз: «Найди сказочный предмет».
Баба Яга: Скоро сказка сказывается да не скоро дело – делается…
Иван Царевич: Ты бы лучше накормила, напоила,
А потом уж говорила.
Баба Яга: Накормлю и напою,
Спать я тоже уложу.
Вы читайте, угощайтесь
И едою - не кидайтесь!
Баба Яга вывешивает названия блюд, которыми собирается угостить детей:
СО РИ ВА Я ША КА
ШЕ ГРУ ВЫЙ ПОТ КОМ
РЕ ЖА НЫ Е ХО МУ МО РЫ
Дети догадываются, что слоги перепутались в словах, переставляют их, читают правильные названия: (РИСОВАЯ КАША, ГРУШЕВЫЙ КОМПОТ, ЖАРЕНЫЕ МУХОМОРЫ).
Воспитатель: Ребята, что можно есть, а что нельзя и почему?
Баба Яга: Вы – ребята – молодцы, разгадали мигом – в раз,
И поэтому сейчас, отведу я к камню вас.
Физминутка.
В тёмном лесу есть избушка (шагают)
Стоит задом наперёд. (поворачиваются)
В той избушке есть старушка. (рывки руками с поворотом)
Бабушка Яга живёт. (рывки руками с поворотом)
Нос крючком, (наклоны)
Глаза большие, (показывают)
Словно угольки горят. («фонарики»)
Ух, сердитая какая! (бег на месте)
Дыбом волосы стоят. (руки вверх)
Воспитатель: Мы не сбились ли с пути??
Дети: А вот и камень на пути.
Иван Царевич: Чтенья нет трудней на свете –
Выручайте меня, дети!
Дети рассматривают надпись на камне, читают по предложению, находят ошибки в тексте, вспоминают изученные правила письма:
Прямо пойдёшь – жызнь потеряешь.
налево пойдёшь – в чаще пропадёшь_
Направо пойдёшь – смерть кощея найдёшь.
Воспитатель: Ребята, вы догадались куда нужно нам пойти?
Дети: Направо!
Дети идут направо и находят яйцо иглу, на конце которой – смерть Кощея. Иван Царевич ломает её.
Иван Царевич: Смерть Кощееву нашли
И Царевну мы спасли!
Итог.
Воспитатель: Помогали в этом звуки,
С ними не было нам скуки.
Буквы тоже помогли
И от трудностей спасли.
Воспитатель обращается к Ивану:
Ты к Царевне торопись,
Вместе с нею воротись. (музыка)
Василиса: Вы Кощея победили,
Вы меня освободили,
И поэтому друзья,
Угощать всех буду я!
Все: Попрощаться нам пора.
До свидания, всем друзья!
6