СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Сделай сам» Пояснительная записка.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы художественная. Новизна программы «Сделай сам» в том, что она рассчитана на детей проявляющих интерес к обработке древесины и материалов, изготавливаемых из нее. Программа предполагает изучение новых методик преподавания, а также форм подведения итогов реализации программы. Перевод воспитанников на следующий год обучения осуществляется на основании успешного усвоения программы, определенных достижений и навыков.
Актуальность программы состоит в том, что в современных условиях развития прогресса у детей наблюдается потребность изучения истории, народного творчества, его традиций, изучения народных ремесел России и Кубани. На занятиях у детей пробуждается интерес к новой деятельности.
Цель программы:
Задачи программы
1. Образовательные: обучение практическим навыкам и умению работать с различными инструментами, позволяющими выполнять обработку древесных материалов; обучение основам техники выполнения различных конструкций изделий.
2. Развивающие: способствовать развитию у детей задатков и способностей в области конструирования, творческого мышления; развивать творческую активность и общую культуру ребенка.
3. Воспитательные: воспитание творческой личности, способной адаптироваться в современном обществе; формирование художественного вкуса, умения видеть и понимать красоту труда; воспитание чувства патриотизма и гражданственности, любви к своей Родине; применение на занятиях здоровье сберегающих технологий.
Отличительные особенности данной программы, от ранее существовавшей в том, что она предполагает более обширное и глубокое обучение. Предполагает знания психологических и возрастных особенностей детей.
На основе тестирования или просмотра работ принимаются все желающие дети. Возраст от 9 лет до 15 лет.
Форма и режим занятий.
Форма организации детей на занятии: групповая и индивидуальная. Формы проведения занятий различные: комбинированные (теория, практика), практические, мастер-класс, самостоятельная работа, экскурсии, подготовка к конкурсам.
Режим занятий: 6часов в неделю по 45 мин. Три занятия по 2 часа. В 1 год - 216 часов.
На базе кружка создано детское объединение, основанное на принципах самоуправления и самоопределения. Внутри объединения путем выборов избирается староста, заместитель старосты, а также консультанты. Разрабатывается график дежурства. В основе создания творческого объединения детей лежит идея социально-педагогического взаимодействия: «родитель-ученик-педагог». Для наибольшей результативности обучения к работе активно привлекаются родители, которые оказывают как моральную, материальную так и психологическую поддержку обучающихся.
За период обучения в объединении учащиеся получат определенный объем знаний и умений, которых проверяется каждое полугодие. Для этой цели проводится промежуточный контроль – участие в выставках школьников художественно-эстетического цикла, сдача зачетов. Руководитель подводит итог всей учебно-воспитательной работы, делает анализ достижений детей.
Ожидаемые результаты:
В конце года обучения дети должны уметь: выполнять выбор материала для изделия и его подготовку; переводить рисунок; самостоятельно подготавливать свое рабочее место; выполнять изделия с двумя деталями с соединением «в замок» (поднос, домик, деревья и др.); выполнять изделия с подвижным соединением деталей (велосипедист, пират, монстр и др.).
Подведением итогов реализации образовательной программы, является промежуточная и заключительная аттестация учащихся. Фиксация результатов осуществляется в сборе портфолио учащихся, в картах оценки результатов освоения программы.
Реферативное описание тем |
1. Вводное занятие Знакомство с кружком. Цели и задачи кружка. Обсуждение плана работ. Деревообработка — одна из древнейших профессий. Дерево в истории отечественной архитектуры. Деревянные конструкции в современном мире. Охрана лесных богатств, опасность труда при деревообработке. Технология безотходного производства. Ознакомление с правилами техники безопасности и поведения на занятиях. 2. Материалы, используемые при резьбе. Основные породы деревьев, применяемые в народных промыслах. Пороки древесины. Классификация пиломатериалов. Материалы на основе древесины. Инструменты, приспособления. Классификация инструмента, ознакомление с ним Практическая работа. Заготовка материалов для выполнения плана работы кружка. Отработка приемов работы с деревообрабатывающим инструментом, его ремонт и изготовление оснастки и приспособлений. 3. Рабочее место и его оборудование. Подготовка рабочего места, оборудования и инструмента Практическая работа. Ознакомление с рабочим местом. Изучение правил техники безопасности. 4. Виды резьбы. Их особенности Плоскорельефная резьба. Пропильная резьба. Прорезная резьба. 5. Ажурная резьба. Выпиливание из фанеры. Ажурная резьба. Особенности работы лобзиком. Практическая работа. Подготовка инструмента к работе: крепление выпиловочного столика, крепление пилочки в станке лобзика. Ознакомление с приемами выпиливания. 6. Подготовка поверхности материала. Традиционные и нетрадиционные материалы. Технология подготовки материала к выпиливанию. Практическая работа. Подготовка материала к выпиливанию. 7. Перевод рисунка. Способы перевода рисунка. Последовательность действий при переводе рисунка. Возможные ошибки перевода и их устранение. Практическая работа. Перевод рисунка. 8. Выпиливание. Приемы выпиливания по контуру детали. Технология выпиливания внутренних поверхностей. Практическая работа. Выпиливание несложных деталей. 9. Соединение деталей из фанеры. Способы соединения деталей из фанеры. Подгонка деталей и сборка изделия. Практическая работа. Выполнение соединения деталей из фанеры. 10. Выпиливание сборных моделей. Рассказ о моделях игрушек, изготовленных выпиливанием. Демонстрация лучших образцов, показ рисунков сборных моделей игрушек. Практическая работа. Изготовление сборных моделей игрушек. 11. Выпиливание сборных моделей движущихся игрушек. Рассказ о подвижных моделях игрушек, изготовленных выпиливанием. Демонстрация лучших образцов, показ рисунков сборных моделей движущихся игрушек. Практическая работа. Изготовление сборных моделей движущихся игрушек. Непрозрачная отделка изделий. 12. Выпиливание изделий с несколькими деталями содержащих не сложные элементы по выбору учащихся. Рассказ об изделиях содержащих 2-3 соединяемые детали и демонстрация лучших образцов. Показ рисунков изделий. Знакомство с технологией изготовления деталей изделия. Практическая работа. Изготовление изделий с несколькими деталями содержащих не сложные элементы по выбору учащихся. 13. Выпиливание сборных изделий со сложными элементами. Рассказ о сложных изделиях и демонстрация лучших образцов. Показ рисунков сборных изделий со сложными элементами. Технология изготовления сложных элементов. Практическая работа. Изготовление сборных изделий со сложными элементами. 14. Выполнение самостоятельной работы по разработке конструкции изделия и его изготовлению. Принципы композиции. Конструкция, форма изделия. Виды орнамента, применяемые при работе с лобзиком Практическая работа. Создание эскизов узоров для несложных изделий. Перевод узоров на поверхность. Выпиливание. Подгонка и сборка изделия. Отделка изделия. 15. Заключительное занятие Подведение итогов работы кружка за год. Составление плана работы на будущий год. |
Материально-техническое обеспечение ОП
Занятия проводятся в школьных мастерских, где имеются столярная, слесарная мастерские, учебный класс, подсобные помещения. Освещение и вентиляция – согласно нормам САНПИНа. В мастерских имеются 6 станков: токарно - винторезный, сверлильный, фрезерный, точильный, токарный по дереву. Имеется необходимый столярный и слесарный инструмент, лобзики, выжигатели. Имеется необходимый материал для работы: фанера, древесина, шпон, клей столярный, лак. Методическое обеспечение: специальная литература, образцы изделий, макеты, раздаточный материал.
Список литературы для учителя:
1. Основы художественного ремесла: Практическое пособие для руководителей школ, кружков / В. А. Барадулин. Б. И. Коромыслов и др.; под ред. В. А. Барадулий М.: Просвещение, 1979.
2. Буланин В. Д. Мозаичные работы по дереву.— М.: Лесная промышленность, 1981.
3. Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами: Пособие учителей / Сост. А. М. Гукасова.— М.: Просвещение, 1981.
4. Прозоровский Н. И. Технология отделки столярных изделий: Учебник для профтехучилищ.—М.: Высшая школа, 1978.
5. Хворостов А. С. Чеканка, инкрустация, резьба по дереву. — М., 1977
6. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе
Список рекомендуемой литературы для учащихся:
1. Прекрасное — своими руками / Сост. С. С. Газарян.—- М.: Детская литература 1980.
2. Преторов П. Е. КБ спортивных самоделок.— М.: Физкультура и спорт, 1978.
3. Реинке К., Лютьен Л. Мус И. Постройка яхт.— Л.: Судостроение, 1982.
4. Добрых рук мастерство: Произведения народного искусства в собрании Государственного Русского музея /Под ред. И. Я. Богуславской. — Л., 1981.
5. Жегалова С. К. и др. Пряник, прялка и птица Сирин. —М., 1983.
6. Круглова О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву. — 4-е изд. — М., 1983.
7. Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. — М„ 1981.'
8. Попова О. С., Каплан Н, И. Русские художественные промыслы. — М., 1984.
9. Супрун Л. Я. Резьба и роспись по дереву.—М.,1983
10. Федотов Г. Я. Волшебный мир дерева. — М., 1987.
11. Семенцов Ю.А. Резьба по дереву. Минск. Современное слово, 2002
12. Рыженков В.И. Выпиливание лобзиком. М.,ТРАСТ ПРЕСС,1999
© 2015, Яровой Александр Александрович 552