СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Быть Учителем - искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поэзия - в тебе. Простые чувства Ты возвышать умеешь до искусства. В. Шекспир

Дорогой коллега-педагог! Мы с тобой - «ведущие ребенка за руку» (именно такой смысл вкладывали древние греки в это слово). И от того, как мы это делаем, зависит, каким будет жизненный путь наших учеников, Быть ребенком - трудно. Это огромная, непрерывная, сложнейшая работа - расти, открывать мир, узнавать людей, учиться любить. Многие наши беды с детьми от того, что мы не понимаем, не уважаем, не чувствуем этой сложности, часто оставляем их (детей) один на один с огромным миром, который они ещё не успели понять. Вспомни, как часто мы сетуем на то, что в среде современных школьников остро ощущается дефицит культуры общения, элементарного такта, терпимости в отношении друг к другу, ко всем людям вообще. И все же, я уверена, ребята способны к постижению окружающего мира, мира взрослых, шедры душою, бескорыстны, открыты. Они глубоко восприимчивы к доброму слову, поступку, дружескому участию и очень ранимы при встрече с грубостью, хамством, жестокостью, несправедливости; Многие беды и трудности детей возникают не по причине их испорченности, а от незнания, неумения выбрать правильную линию поведения в определенной ситуации. Один из героев книг Януша Корчака прекрасно объясняет причины ребячьей неустроенности в мире взрослых: "Много у нас, ребят, огорчений от того, что мы не знаем, как правильно жить. Иногда взрослые объясняют спокойно, а больше сердятся. А ведь неприятно, когда сердятся. Понять трудно, спросить нельзя. И в голову лезут всякие поперечные мысли".

Уберечь ребят от излишне частого появления "поперечных мыслей" -одна из самых важных наших с тобой задач, учитель - старший друг. Но как сделать это, избежав назидательности, бесконечных нравоуче-ний, подавления личности? Найдя ответ на этот вопрос, мы с тобой, коллеа, становимся настоящими художниками, творцами искусства, искусства создания человека как личности.

Так с чего же начинается наше искусство? Оно начинается, по-моему, с нашего чувства, с нашего сердца, с нашего обостренного ума. Оно в горении, и этот зажженный огонь согревает души детей теплом | человечности, жаждой познания, чувством любви. Смысл этого горения - поиск истины, добра, красоты, так необходимых всем нам. Перефразируя мысль ; Н. Заболоцкого, скажем, ребенок не сосуд, который надо наполнять, а светильник, который необходимо зажечь. И мы можем это сделать, коллега, и поможет нам наше учительское слово, которое было и остается основным средством воспитательного воздействия на уроке. Нельзя позволить, чтобы было утеряно отношение, к слову как выразителю национального духа, поэтому одним из непременных условий урока, по моему мнению, должна быть его личностная направленность, ориентированность на духовные запросы детей. И совершенно неважно, какой это урок -русского языка или математики, химии или истории, биологии или физкультуры. На каждом уроке мы должны дать детям почувствовать силу слова, стремиться показать как "работает" слово, вызвать у ребят восхищение возможностями языка, чтобы однажды ученику захотелось сказать; "Надо же! А я раньше и не замечал этого". Нужно воспитывать в ученике чуткое, трепетное отношение ко всему прекрасному на земле, чтобы не уподобился он персонажу М. Зощенко, который на вопрос любимой о соловье: "Вася, почему он поет?" - ответил: "Жрать хочет, вот и поет!" От одного слова исчезает все; и радость весны, и очарование соловьиного пения". Думая над уроком, необходимо выбирать тот материал, который будет воздействовать на сердце, ум ребенка. Думать о том, как скажется он на нравственном развития наших учеников. Все можно увидеть не только прозаически - сквозь призму каких-то бытовых нужд, но и поэтически. Поэзия не только в стихах, а в умении глубоко прочувствовать. В этот и заключается наше с.тобой искусство. Каждый урок - сознательное творческое напряжение, напряжение, приносящее радость сопричастности к нужному, важному делу. Научить видеть, полюбить прекрасное в мире, научить беречь это прекрасное - трудная, но важная задача; воспитание любая - это я воспитание чувств. Давайте же будем учить и учиться любви и пониманию, ибо это есть жизнь. Неправда, что этому' нельзя научить, нельзя научиться. Можно. Надо только хотеть этого очень сильно только хотеть этого очень сильно. Надо много и напряженно думать, надо слушать свое сердце.

На уроке мы учим познавать жизнь, которая для наших детей сплошная загадка; мы помогаем им получать опыт общения, опыт отношений между людьми; учим ориентироваться в главных ценностях жизни; учим понимать себя и осознавать свое место в жизни. Если у нас и у учеников на уроке разные цели и задачи, но одно объединяет - живое общение, связь наших чувств, эмоций, идей, урок становится искусством, творчеством. Здесь - радость бытия, радость человека "который чувствует себя свободным и живет в этот момент полнокровной жизнью". Так мы с нашими учениками творим свое искусство. Чтобы каждый твой урок был именно таким^позволь дать тебе, коллега, несколько советов :

1. Никогда не приступай к занятиям в дурном расположении духа. Настрой себя на доброжелательное общение. Учи детей проявлять доброжелательность. Самые хорошие чувства «самые тонкие движения души могут так и остаться незамеченными, невысказанными, если люди просто-напросто не умеют их проявлять.

2. Улыбайся! Не потому, что «от улыбки станет всем светлей». Нет, просто улыбка - это тоже элемент воспитания. Хмурое лицо, невнятное приветствие сквозь зубы, угрюмый взгляд - все это не характер, не отпечаток жизненных невзгод. Это всего лишь свидетельство недостатка культуры. Улыбка поможет тебе жить. Не даст раскиснуть и пожалеть себя сверх меры. Заставит быть мужественным и стойким, доброжелательным и интеллигентным. Улыбайся сам! Пусть почаще улыбаются твои ученики!

3. Умейте прощать детей! Дети могут обидеть так, что темнеет в глазах и останавливается сердце. Умейте прощать то, что прощать трудно. Правда, есть здесь одна оговорка; мы говорим об обидах, от которых плохо тебе лично. Если кто-то кого-то избил, что-то украл, если твои ученики, объединившись, травят больного, слабого одноклассника - это уже не обиды. Это подлость. И это - другой разговор. Любовь и справедливость - вот что нужно нашим детям всегда, постоянно! Нашим несдержанным, вспыльчивым, несправедливым, колючим детям. Пусть они уже в детстве и отрочестве узнают, что добро мудрее всякой войны. Пусть поймут-, что любовь сильнее зла. Пусть запомнят, как прекрасно великодушие.

4. Главное на уроке не количество пройденного, прочитанного, проанализированного или выученного, а глубина понимания, интенсивность мыслительной и духовной работы в процессе постижения.

5. Хотя ребенок любит, когда его труд оценивают, однако отрицательная оценка может сформировать устойчивый комплекс неполноценности. Поэтому следует стремиться, чтобы ребенок сам мог объективно оценивать результаты и успешность своей работы. Этому нужно учить, так как сразу это и не получится.

Тактично и доброжелательно оценивай работы детей с единственной целью поощрения и указания путей для совершенствования. Помни, "ленится" ребенок, только если что-то ему не удается, а всякий успех окрыляет. Поддерживай на уроке ситуацию успеха. Не скупись на похвалы. Не надо двоек - троек за интеллектуальный и духовный труд. В крайнем случае -просто умолчи. 6. Люби каждого своего ученика, пусть даже он самый трудный, самый строптивый, самый вздорный и непослушный. Люби его, он отплатит тебе тем же. Дорогой, коллега-педагог, не забывай, что мы - "ведущие ребенка за руку". Веди своих учеников в жизнь и помни слова Антуана де Сент-Экэюпери: "Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил". Прислушивайся к детям, они подскажут тебе многое, ищи свои пути к душе каждого ребенка, тон, манеру разговора, примеры и аналогии, которые помогут объяснить сложное, не упрощая. Помнишь, как у Пастернака:.размах крыла расправленный, Полета вольное упорство, И образ мира, в слове явленный, И творчество, и чудотворство.

20.07.2021 21:19


Рекомендуем курсы ПК и ПП