СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Конфликт в психологии определяется как "столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций,отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношених индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями" (Краткий психологический словарь /Под ред. А.В. Петровского, М. Ярошевского.- М., 1986.-С. 153).
Конфликт в пеагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.
В.А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: "конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Чаще всего конфлик возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо - и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта - одна из составнфх частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет, но и создает воспитательную силу коллектива".
Итак, каковы причины конфликтов?
Среди множества непожожих ситуаций психологи все же выделяют несколько, которые чаще других становятся причиной конфликтов:
1. К жесткому авторитарному педагогу попадает ребенок с ярко выраженным творческим мышлением, растущий в атмосфере раскрепощенности и доверия. Такой ребенок привык высказывать свое мнение, ему трудно усидеть на одном месте и скучно повторять заученые фразы. При этом учитель видит в ученике недостаток уважения и воспитания, а в целом - угрозу своему авторитету.
2. Подросток самоутверждается в коллективе путем противостояния учителю. Для некоторыз из детей такой способ завоевать уважение одноклассников - самый простой. Особенно такой конфликт разгорается с учителем, котррый не в состоянии справиться со своими эмоциями, легко выводит из себя.
3. Учитель особенно много внимания уделяет аккуратности, внешнему виду, оформлению тетрадей и дневников, а ребенок еще не в состоянии соответствовать этим требованиям. Как правило, такие конфликты чаще происходят в начальной школе, но время от времени "переползают" и в среднюю.
4. На уроках ребенку скучно из-за низкой квалификации учителя или же, наоборот, высокого уровня подготовки ребенка. Такой ребенок начинает вслух комментировать, критиковать учителя. Если последний при этом не может правильно эмоционально реагировать, начинается противостояние.
Итак, среди потенциально конфликтных педагогичкских ситуаций можно выделить следующие:
Педагогические конфликты имеют ряд особенностей:
Конфлик в педагогической деятельности легче предупредить, чемт успешно разрешить.
Напряженные отношения с учителем - очень травмирующая ситуация. Ребенок, который входит в конфликт в одиночку, не выдерживает такой психологической нагрузки и может "выдать" любую реакцию : от потери интереса к учебе и бунте против всех взрослых до затяжных депрессий, болезней и даже суицидальных попыток. Поэтому нельзя допускать, чтобы конфликт зашел далеко.
© 2017, Ширяева Лилия Рифгатовна 696