СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конфликтная ситуация на уроке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конфликт в психологии определяется как "столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций,отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношених индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями" (Краткий психологический словарь /Под ред. А.В. Петровского, М. Ярошевского.- М., 1986.-С. 153).

Конфликт в пеагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.

В.А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: "конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Чаще всего конфлик возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо - и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта - одна из составнфх частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет, но и создает воспитательную силу коллектива".

Итак, каковы причины конфликтов?

Среди множества непожожих ситуаций психологи все же выделяют несколько, которые чаще других становятся причиной конфликтов:

1. К жесткому авторитарному педагогу попадает ребенок с ярко выраженным творческим мышлением, растущий в атмосфере раскрепощенности и доверия. Такой ребенок привык высказывать свое мнение, ему трудно усидеть на одном месте и скучно повторять заученые фразы. При этом учитель видит в ученике недостаток уважения и воспитания, а в целом - угрозу своему авторитету.

2. Подросток самоутверждается в коллективе путем противостояния учителю. Для некоторыз из детей такой способ завоевать уважение одноклассников - самый простой. Особенно такой конфликт разгорается с учителем, котррый не в состоянии справиться со своими эмоциями, легко выводит из себя.

3. Учитель особенно много внимания уделяет аккуратности, внешнему виду, оформлению тетрадей и дневников, а ребенок еще не в состоянии соответствовать этим требованиям. Как правило, такие конфликты чаще происходят в начальной школе, но время от времени "переползают" и в среднюю.

4. На уроках ребенку скучно из-за низкой квалификации учителя или же, наоборот, высокого уровня подготовки ребенка. Такой ребенок начинает вслух комментировать, критиковать учителя. Если последний при этом не может правильно эмоционально реагировать, начинается противостояние.

Итак, среди потенциально конфликтных педагогичкских ситуаций можно выделить следующие:

  • ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности.
  • ситуации (конфликты) поведений, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, вне школы;
  • ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

Педагогические конфликты имеют ряд особенностей:

  • профессиональная отвественность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь школа - модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми;
  • участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель - ученик), чем и определяется разное поведение в конфликте;
  • разница возраста и жизненного опыта участников развондит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их решении;
  • различное понимание событий и их причин участниками (конфликт "глазами чителя" и "глазами ученика" видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко дается понять глубину переживаний ребенка, а ученику - справиться со своими эмоциями, подчинить разуму;
  • присутсвие других учеников при конфликте делает их из сведетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помниь учителю;
  • профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;
  • всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации, в которы включаются другие ученики;

Конфлик в педагогической деятельности легче предупредить, чемт успешно разрешить.

Напряженные отношения с учителем - очень травмирующая ситуация. Ребенок, который входит в конфликт в одиночку, не выдерживает такой психологической нагрузки и может "выдать" любую реакцию : от потери интереса к учебе и бунте против всех взрослых до затяжных депрессий, болезней и даже суицидальных попыток. Поэтому нельзя допускать, чтобы конфликт зашел далеко.

  • Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить.
  • Чем острее и длительнее конфликт, тем друднее его закончить.
  • Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции.
  • Не стремитесь радикально, быстро, "лбовыми" методами переделывать учников.
  • Воспитание - проуесс длительный, требующий от учителя терпения, такта и осторожности.
  • Оценивая результаты учебы и поведения школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь.
  • Дуймате о своих отношениях с детьми, выстраивайте их.
  • Умейте слушать детей.
  • Преодолевайте отрицательное отношение к некоторым ребятам.
  • Помниет, что преподаватель должен быть творческой личность, "исследователем", а не простым "урокодателем", обезличенным носителем информации.
  • При работе с "трудными" подростками следует так организовывать деятельность, при которой "трудному" ребенгку был бы гарантирован успех, как следствие, уважение сверстников, т.е. обеспечить "ситуацию успеха".
  • Чаще улыбайтесь детям. Школа, лишенная оптимизма, деградирует и умирает, преподаватель, не видящий перспктивы своих отношений с детьми, не верящий в их способности, не может научить их даже таблице умножения.

03.06.2017 10:39


Рекомендуем курсы ПК и ПП