СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическое эссе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сейчас много говорят о том, что каждый урок учитель должен превратить в творческий процесс познания. Такое по плечу только настоящему педагогу, мастеру своего дела. Таким педагогом я считаю мою первую учительницу – Воробьёву Елену Викторовну.

Сейчас она – учитель, умудрённый опытом. Но я помню её молодой, пришедшей после педагогического училища к нам в Дубравненскую школу. Уже тогда она была отличным организатором учебной деятельности, человеком эрудированным и деятельным. Она научила нас читать, писать, радоваться жизни. Каждое утро мы спешили в школу, чтобы снова встретиться с ней. Все мальчишки поголовно были в неё влюблены, а девчонки хотели быть на неё похожими. Она заражала нас своей энергией и оптимизмом. Каждый следующий день нашей школьной жизни был непохож на предыдущий.

Наверное, поэтому я выбрала именно профессию учителя, и вот уже 15 лет ни разу об этом не пожалела.

Часто, чтобы подвести итог педагогической деятельности учителя, спрашивают: «Каковы ваши самые большие достижения в жизни?»

Всегда такой вопрос ставит меня в замешательство. Считаю, что самые большие достижения в жизни должны быть связаны с ощущением абсолютного счастья. Такие ощущения в своей жизни я испытывала два раза – при рождении своих сыновей. В это время приходит мысль, что я не зря прожила на Земле и свою миссию, как женщина, выполнила.

А как педагог? Как педагог я добиваюсь достижений каждый день. Научила ребёнка видеть прекрасное в обыденных вещах – это огромное достижение; помогла разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо – это великое достижение, научила добром на добро отвечать – цены нет этому достижению. И сколько бы ни было у тебя наград и званий, они никогда не заменят этих человеческих достижений.

За это и люблю свою профессию – за то, что каждый день ощущаешь свою значимость и необходимость. Идёшь на работу и знаешь – тебя ждут, в тебе нуждаются. Заходишь в свой родной класс, и тебя встречают детские глаза: наивные и открытые, радостные и грустные, доверчивые и настороженные – разные, но все они неравнодушные и ждущие от тебя понимания и любви.

Отчётливо помню свой первый урок. В руках дрожит конспект, и восемнадцать пар пытливых детских глаз с интересом рассматривают «новенькую». Первые слова давались с трудом, голос звучал неестественно и напряжённо, и вдруг волнение улеглось, пришла уверенность, я почувствовала себя нужной и интересной для этих маленьких людей. Это они – мои маленькие «зрители» помогли мне почувствовать себя уверенной и сильной. Не добросовестно написанный конспект, а эти детские пытливые, требовательные, но одновременно всё понимающие, добрые глаза стали для меня на том первом уроке спасительной «соломинкой для утопающего».

«Закон взаимности» определяет наши отношения с учениками, так назвал их Ш. А. Амонашвили:

«Пусть педагог всегда спешит к детям, радуется каждой встрече с ними, тогда и дети будут спешить в школу и от всего сердца радоваться встрече со своим педагогом».

И именно радость этой встречи определяет счастье в нашей профессии.

Иногда слышу обидные слова: «Учитель – это не профессия, это – диагноз» и обязательно поправляю: «Нет, учитель – это хобби». Заполняя конкурсную анкету, в графе – ваши увлечения, хобби – так хотелось написать одно слово – учитель.

Ведь настоящий учитель должен «болеть», «гореть» своей профессией, а иначе лучше уйти с этой дороги. Потому что ошибки, допущенные в учительском труде, куда страшнее других ошибок: ведь они ранят человеческие души.

Очень точно написал об учителе писатель С. Л. Соловейчик: «Он – артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».

Каков результат труда учителя? Художник видит результаты своего труда и восхищается ими, как только напишет картину, агроном радуется зелёным всходам пшеницы каждую весну, портной может любоваться своим изделием уже в конце рабочего дня. А учитель должен ждать и надеяться на хорошие результаты годы, чтобы увидеть плоды своего труда и почувствовать себя счастливым.

А что мне, как человеку, нужно для счастья?

Вроде бы всё самое главное у меня есть – понимающий муж, замечательные дети. Было бы счастьем – вернуть маму, уткнуться ей в колени, поплакать, как в детстве, сказать всё, что не успела, чтобы она погладила по голове, утешила, порадовалась за меня, поругала, если нужно… Иногда это так необходимо.

Спасибо тебе, Господи! За то, что у меня есть моя профессия, с которой легче пережить самые трудные времена; мои дети, так все мы – учителя начальных классов, называем своих учеников.

А можно ли их назвать чужими, если мы с детьми проводим порой больше времени, чем их родители? И любим их не меньше.

Не боюсь говорить детям слово «люблю». Я действительно их всех люблю: и непоседу Сашу, и дерзкую Соню, и внимательную Лену, и непредсказуемую Настю.

Вспоминаются слова Руссо: «Любите детство, будьте внимательны к его играм и забавам, к его милому инстинкту. Кто из вас не жалел подчас о том возрасте, когда улыбка не сходит с уст, когда душа наслаждается миром».

Каждый день задаю себе вопрос. Какими войдут завтра в класс мои ученики? Не пропадёт ли пытливость в их глазах, желание удивляться?

Ведь «удивление рождает любопытство, любопытство – тропинка в любознательность, любознательность – дорога к знаниям». И «пусть ребёнок ищет, только бы не заблудился, пусть карабкается, только бы не упал, пусть корчует, только бы не поранил рук, пусть борется, только осторожно»… Прекрасные слова Януша Корчака!

И каждый день дети вваливаются в класс весёлой гурьбой со словами приветствия, с нескончаемыми вопросами, нехитрыми просьбами, с безграничной доверчивостью и любознательностью. Лиза с гордостью показывает толстую книгу, которую взяла вчера в библиотеке, Саша важно спрашивает, что нового будет на уроке математики, и даже застенчивая Алина молча несёт мне свой рисунок, нарисованный вечером дома.

Всегда внимательно выслушиваю каждого, отвечаю на детские вопросы, всматриваюсь в детские лица, а самой так хочется сказать:

«Дорогие мои ребята! Вы самые лучшие, самые удивительные люди! Ваша непосредственность, наивность, доверчивость ни с чем несравнима. В вас нет пока подростковой подозрительности, вы верите в добро, справедливость, счастье. Только где оно, счастье? Смогу ли я, ваш учитель указать к нему дорогу? Как оградить вас от всего дурного, грязного, что есть в нашей жизни? Как закалить? Как помочь?

В этом и есть наше педагогическое призвание. Действительно, найти своё призвание, утвердиться в нём – источник счастья.

Поэтому у меня каждый день вновь появляется великое желание учить детей и учиться самой, творить и побуждать к творчеству. Ведь я, учитель – созидатель человеческой души, я – пахарь, я – сеятель. Я в ответе за них, своих учеников.

Я за всё расплачусь – посажу семена:

И ростки доброты воспрянут.

И проявится жизни моей цена –

В том, как люди меня помянут.

26.09.2017 17:57


Рекомендуем курсы ПК и ПП