Психологи делят людей на два типа:
1.Тех, кто стремится к успеху. Девизом этих людей являются слова из известной песни: А значит, нам нужна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим! У таких учеников высокая мотивация к учебе, они легко учатся, им всегда хочется побеждать, они всегда стремятся к успеху.
2.И второй тип людей. Они стараются избежать неудачи. Их девиз: Главное не побеждать, а участвовать. Это те дети, которые мечтают о спасительной троечке. Как же повысить мотивацию этих детей?
1.Хвалите своих учеников за малейшие успехи. Любите их, давайте им понять, что недостаток способностей компенсируется дополнительным усердием и трудолюбием. Таким образом, ничего не меняя в методах и приемах обучения, можно повысить результативность обучения только за счет изменения отношения учителя к своим ученикам, главным образом за счет веры в возможности этих учеников. Важным условием работы является улыбка и доброе слово. Искренней любовью можно завоевать доверие детей, а значит, право воспитывать и учить!
2.Становление личности школьника происходит, прежде всего, на уроке. Поэтому я стараюсь повысить интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, самостоятельную, групповую работу, дифференцированный подход, игру, создание ситуации успеха на уроке. Задания и материал подбираю так, чтобы он был доступен по изложению, красочно оформлен, имел элементы занимательности, состязательности, содержал сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ. Схемы опоры, таблицы, раздаточный материал, занимательные упражнения являются моими помощниками в работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу. Прекрасным средством воспитания и обучения в начальной школе является игра. Ребенок в игре находится в условиях поиска, стремится быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В коллективных играх формируются и нравственные качества ребенка. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других, учат друг друга. Это способствует повышению мотивации к учебе, овладению приемами процесса познания.
3.Учите своих учеников навыкам работы в парах, группах, умению договариваться, отстаивать свою точку зрения. Помогите им взять свои результаты под контроль, осознать роль личной ответственности за достижение результата, т.е. развивайте в них степень уверенности в себя, в том, что они обязательно добьются поставленной цели. Никогда не говорите им: Ты мог бы сделать это лучше!. Вам стоит сказать: Ты очень старался и смог добиться хорошего результата. Подкрепляйте мотивацию учеников: словами, оценками, письменными записями в дневник, звонками родителям; обращайте внимание даже на маленькие успехи и радуйтесь им вместе со своими учениками.