Тема: Ударные и безударные гласные. Дыбыстар мен ?ріптер.
Пунда Н.И. учитель начальных классов
Цель: - закрепить знания о гласных звуках и буквах в ударном и безударном слоге;
- закрепить знания о звуках и буквах как графических знаков звуков.
Задачи:
образовательные: - закрепить особенности соответствия или несоответствия гласных звуков и
букв в ударном и безударном слоге; научить определять в слове гласные звуки,
обозначение которых на письме надо проверять;
- закрепить знания о звуках и буквах как графических знаков звуков;
развивающие: - развивать воображение, память, любознательность, речь, расширять кругозор
учащихся;
- развивать навык чтения и письма, умение определять количество букв и звуков в слове;
воспитательные: - формировать у детей чувство сострадания и взаимопомощи ближним, воспитывать любовь к родному языку, чувство патриотизма, добрые человеческие отношения, любовь к природе.
Оборудование: компьютер с мультимедийным оборудованием, телеграмма, рисунки сказочных героев, схемы.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Посмотрите друг на друга
Улыбнулись от души
Сели ровно малыши
Приветствие гостей.
- ?айырлы тан, балалар.
- ?айырлы тан, апай!
- ?айырлы тан, ашык аспан.
- ?айырлы тан, ??рметті ?она?тар.
- ?айырлы тан! Бар жа?сылы? ?зімізге.
2.Оформление тетради.
- открываем тетрадки, записываем число и классная работа.
- Ребята сегодня у нас необычный урок. Мы объединим два предмета казахский язык и русскую грамоту и повторим все, что мы знаем о буквах и звуках.
- Нам пришла телеграмма из сказочной страны Мультландии.
- «Неприятность в стране Мультландии Там, где живут забавные человечки из известных сказок» Прислал телеграмму наш старый знакомый Незнайка, котрорый часто приходит к нам на уроки и ему опять нужна наша помощь.
- Поможем ему ребята? Но сначала давайте вспомним, что мы знаем о звуках и буквах.
- Посмотрите на рисунки. Какие звуки произносят (Микки, Симба, царевна – лягушка, Буренка и Каркуша).
- Как вы догадались?
- Какой вывод мы можем сделать?
Видим произносим
Буквы звуки
Пишем слышим
Айтамыз ??реміз
Дыбыстарды ?ріптерді
Естиміз жазамыз
3. Постановка темы и цели урока.
Буква а и буква о
Обижаются давно:
Нас ни в чем не виноватых,
Часто путают ребята.
Больше всех Незнайка Ваш,
Который любит весь ваш класс.
Изуродует он слово,
Пишет через а - «карова».
Букве, а стоять здесь стыдно.
И в плохих словах - обидно!
-Почему буква а и буква о обижаются на Незнайку?
-Что он забывает сделать, прежде чем написать слово?
4. Чистописание.
- Давайте, чтобы буквы а и буква о не обижались на Незнайку, вспомним как правильно пишутся эти буквы и буква ?? и пропишем эти буквы строчную и прописную.
Аа Оо ??
- А сейчас давайте прочитаем слоги с этими буквами на ?а ка ?а га ?а но ?о ко ?о го ?о, теперь 1 яд запишет слоги с гласной а, а 2 ряд с гласной о
Найдите отличия
О-? ОН -?Н
К-? КАР –?АР
Г –? АГА – А?А
5. Работа по теме урока.
1) - Посмотрите, какие подписи к рисункам написал нам Незнайка, давайте их прочитаем.
Лида алма жеді. Максат мектепке келді. Мен ?аз?станда т?рамын.
- Б?л с?йлем кім т?ралы айтыл?ан?
- С?йлемде неше с?з бар?
Хитрая лиса спряталась за кустом. На траве блестела роса. У подножия горы протекала река.
- О ком говориться в предложении?
- Сколько слов в предложении?
-Выделите ударный гласный звук в подчеркнутых словах. Как вы думаете расходиться или совпадает в этом слове произношение ударного гласного с его обозначением на письме?
-Такие слова нужно проверять. А как проверить безударный гласный в слове? подбирать проверочные слова, в которых этот гласный будет стоять под ударением.
- Давйте выполним следующее задание. Цв…ток, в…да, д…ла, тр… ва –
Проверить надо все слова!
-Всего в русском языке пять гласных, которые нужно проверять. И даже Незнайка их запомнил. Давайте и мы их назовем. (А, О, Е, И. Я)
2) Ребята, Незнайка нес на урок картинки и слова, но все их рассыпал и перепутал. Давайте поможем ему разобраться в этой путанице. Вам нужно назвать слово – картинку и посчитать сколько в нем букв и сколько звуков:
Кітап – 5д, 5?, аю- 3д,2?, балы? – 5д,5?, а??у- 4д, 4?.
Физминутка. ( на каз. яз)
3) – Пока вы отдыхали Незнайка вновь все напутал и неправильно записал проверяемые и проверочные слова, придется нам опять ему помогать.
-Соедините проверяемые и проверочные слова, и запишите их в тетрадь.
столбы кот
крот носы
коты лес
леса ряд
ряды столб
кроты нос
Подбери к словам картинки.
4) Жителям Мультляндии пришло письмо, но они не могут его прочесть. А вы можете его прочитать? А перевести?
Мені? атым Жанат. Мен 1-ші сыныпта о?имын. Бізді? мектеп таза, ?лкен. Бізді? мектепте кітапхана, асхана, спортзал бар.
6. Итоги урока.
- Б?гінгі саба?та немен айналастык?
- Дыбыстар мен ?ріптер т?ралы не білесіндер?
-Что нового узнали о звуках и буквах? Какими бывают гласные звуки? Как проверить безударный гласный звук?
- Назовите гласные буквы, которые нужно проверять.
-Ребята, посмотрите, и Незнайка улыбается. Он говорит спасибо за помощь и обещает, что прежде чем писать слова он будет проверять их написание !
-Большое спасибо за урок, вы все сегодня постарались.