СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).
Ключевые общешкольные дела (И.Ю. Шустова, П.В. Степанов)
Коллективная подготовка ключевых дел
Для успеха любого дела педагогу и детям необходимо знать и учитывать логику его подготовки. Перед тем, как обратиться к этому вопросу, сделаем пару
важных замечаний.
Во-первых, при проведении ключевых общешкольных дел всегда важно помнить, что процесс подготовки дела гораздо важнее его итога.
Во-вторых, не менее важно помнить и другое: чем больше ребёнок делает самостоятельно, тем более значимым для него становится и само дело.
Итак, подготовка каждого конкретного ключевого дела начинается обычно с создания Совета дела, в который входят педагоги, лидеры ученического самоуправления, инициативные школьники, которые были наиболее активны на этапе планирования дел. В Совет дела могут входить также выпускники школы и активные родители.
Совет дела отвечает за организацию дела. Он разрабатывает общую схему подготовки дела, распределяет полномочия и поручения - как индивидуальные, так и групповые.
На Совете дела могут создаваться специальные творческие группы, ответственные за подготовку отдельных элементов дела.
Совет дела на протяжении всей подготовки координирует действия творческих групп, помогает им при возникающих у них затруднениях, организует их сотрудничество.
По ходу подготовки Совет дела разрабатывает (при необходимости) примерный его сценарий, назначает (при необходимости) ведущих на каждый этап дела, поправляет и дополняет (при необходимости) результаты работы творческих групп, сводит работу всех групп воедино.
Творческих групп может быть несколько - в зависимости от задач, которые нужно решить в процессе подготовки дела.
Творческие группы могут создаваться в рамках каждого класса, могут объединять учеников разных классов в рамках одной параллели, но могут быть и разновозрастными, что предпочтительнее с педагогической точки зрения. Педагогам важно поддерживать межвозрастное взаимодействие ребят, межвозрастное сотворчество, сотрудничество старших и младших школьников, взрослых и детей.
Все творческие группы должны быть взаимосвязаны и стараться действовать как одна команда. Например:
номинации, критерии награждения, выбирает жюри, делает награды и т.п.
При подготовке дела важно учитывать многое: логику разворачивания сценария дела (пролог, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка, эпилог); смену видов деятельности (простые и сложные, подвижные и малоподвижные и т.д.); эмоциональную атмосферу дела; техническое обеспечение и т.п.
Какова позиция взрослых на этапе коллективной подготовки? Педагоги на данном этапе вдохновляют и поддерживают работу творческих групп и отдельных школьников, иногда включаясь в их работу при прямом запросе детей о помощи. Разумеется, для того чтобы дети могли выполнять свои (действительно непростые) организаторские поручения, им необходимо помогать в этом. Но помогать - это не значит сделать за них, взять на себя их функции, подменить их собой. Помощью может быть дружеский совет, проблематизирующий вопрос, подсказка. Помогать ребятам нужно лишь в той мере и до тех пор, пока педагог не поймет, что дальше они смогут справиться сами.
© 2021, Жернакова Ирина Михайловна 423