СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ключевые общешкольные дела. Коллективная подготовка ключевых дел

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).

Ключевые общешкольные дела (И.Ю. Шустова, П.В. Степанов)

Коллективная подготовка ключевых дел

Для успеха любого дела педагогу и детям необходимо знать и учитывать логику его подготовки. Перед тем, как обратиться к этому вопросу, сделаем пару

важных замечаний.

Во-первых, при проведении ключевых общешкольных дел всегда важно помнить, что процесс подготовки дела гораздо важнее его итога.

Во-вторых, не менее важно помнить и другое: чем больше ребёнок делает самостоятельно, тем более значимым для него становится и само дело.

Итак, подготовка каждого конкретного ключевого дела начинается обычно с создания Совета дела, в который входят педагоги, лидеры ученического самоуправления, инициативные школьники, которые были наиболее активны на этапе планирования дел. В Совет дела могут входить также выпускники школы и активные родители.

Совет дела отвечает за организацию дела. Он разрабатывает общую схему подготовки дела, распределяет полномочия и поручения - как индивидуальные, так и групповые.

На Совете дела могут создаваться специальные творческие группы, ответственные за подготовку отдельных элементов дела.

Совет дела на протяжении всей подготовки координирует действия творческих групп, помогает им при возникающих у них затруднениях, организует их сотрудничество.

По ходу подготовки Совет дела разрабатывает (при необходимости) примерный его сценарий, назначает (при необходимости) ведущих на каждый этап дела, поправляет и дополняет (при необходимости) результаты работы творческих групп, сводит работу всех групп воедино.

Творческих групп может быть несколько - в зависимости от задач, которые нужно решить в процессе подготовки дела.

Творческие группы могут создаваться в рамках каждого класса, могут объединять учеников разных классов в рамках одной параллели, но могут быть и разновозрастными, что предпочтительнее с педагогической точки зрения. Педагогам важно поддерживать межвозрастное взаимодействие ребят, межвозрастное сотворчество, сотрудничество старших и младших школьников, взрослых и детей.

Все творческие группы должны быть взаимосвязаны и стараться действовать как одна команда. Например:

  • сценарная группа определяет форму проведения дела и готовит его сценарий;
  • оформительская группа отвечает за оформление школы, места проведения дела, костюмы, объявления, газеты, пригласительные билеты и пр.;
  • группа по связи с общественностью приглашает гостей, родителей, организует взаимодействие с шефами или подшефными организациями, другими социальными партнерами школы, если это нужно для дела;
  • группа настроения отвечает за эмоциональную атмосферу дела, готовит неожиданные сюрпризы для всех (гости, новости, подарки и пр.) которые оживляют дело и поднимают настроение, проводит творческие миниигры с участниками дела и т.п.;
  • группа награждения (если дело предусматривает награждение) определяет

номинации, критерии награждения, выбирает жюри, делает награды и т.п.

При подготовке дела важно учитывать многое: логику разворачивания сценария дела (пролог, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка, эпилог); смену видов деятельности (простые и сложные, подвижные и малоподвижные и т.д.); эмоциональную атмосферу дела; техническое обеспечение и т.п.

Какова позиция взрослых на этапе коллективной подготовки? Педагоги на данном этапе вдохновляют и поддерживают работу творческих групп и отдельных школьников, иногда включаясь в их работу при прямом запросе детей о помощи. Разумеется, для того чтобы дети могли выполнять свои (действительно непростые) организаторские поручения, им необходимо помогать в этом. Но помогать - это не значит сделать за них, взять на себя их функции, подменить их собой. Помощью может быть дружеский совет, проблематизирующий вопрос, подсказка. Помогать ребятам нужно лишь в той мере и до тех пор, пока педагог не поймет, что дальше они смогут справиться сами.

07.08.2021 09:18


Рекомендуем курсы ПК и ПП