СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).
Ключевые общешкольные дела (И.Ю. Шустова, П.В. Степанов)
Коллективное планирование ключевых дел
Организация интересных и личностно развивающих ключевых общешкольных дел во многом зависит от того, как осуществляется ее начальный этап - планирование. Этот процесс должен носить коллективный характер, строиться на коллективном взаимодействии педагогов и детей как равных партнеров, предполагать осознание участниками существующих в школе проблем и стоящих перед ней задач. Здесь важно понимать, что цели одного и того же дела для детей и для педагога не во всем совпадают. Взрослые должны видеть глубже, предполагать воспитательное значение каждого дела, встроить его в процесс достижения целей воспитания, постараться увидеть ценность конкретного дела не только для школьного коллектива, но и для личностного роста отдельных школьников.
Практика показывает, что многие затруднения в организации общешкольных ключевых дел связаны именно с этапом планирования. Ошибки возникают тогда, когда:
Чтобы преодолеть данные затруднения, необходимо разобраться в логике коллективного планирования, а также овладеть способами его организации.
Планирование общешкольных ключевых дел может быть организовано в несколько этапов: сначала - на уровне классов, затем - на уровне органов ученического самоуправления, потом - на общем собрании актива педагогов, школьников, выпускников или на общешкольной конференции.
Заметим, что на этапе планирования тех или иных дел педагогам важно направлять одновременно два взаимосвязанных процесса: коллективного самоопределения ребят и индивидуального самоопределения каждого из них.
Процесс самоопределения школьников на уровне коллектива (класса, органа самоуправления, совета и т.п.) будет происходить тогда, когда будут ставиться и обсуждаться вопросы вроде: «что мы хотим?», «зачем нам это нужно?», «как лучше подготовить дело?», «с кем мы можем сотрудничать?», «какие творческие группы создаем?», «кто и за что отвечает?» и т.п. Ответы на эти вопросы помогут ребятам четче определить общие интересы, определить дела, привлекательные для всех, создать творческие группы под конкретные задачи в организации дела, распределить роли, индивидуальные и групповые поручения.
Процесс самоопределения школьников на индивидуальном уровне будет происходить тогда, когда в процессе обсуждения у ребенка появится возможность вслух или мысленно (про себя) ответить самому себе на такие вопросы как: «чего я хочу лично?», «в чем мой интерес?», «где я могу реализовать себя?», «как я могу помочь школе, другим в достижении намеченных целей?», «в чем моя роль, моя позиция в предстоящем деле?», «что я могу предложить другим?» и т.п. Ответы на эти вопросы помогут отдельному школьнику соотнести свои цели и интересы с целями и интересами других детей и взрослых, определить степень значимости для себя школьных дел, определить роль и степень своего участия в жизни школы, планировать свою собственною активность, брать на себя ответственность за какой-либо участок подготовки дела, соотносить свое участие в общешкольных делах со своими обычными учебными и домашними делами.
© 2021, Жернакова Ирина Михайловна 380