СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ЦЕЛИ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
- Ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия; формирование умения различать причастия и прилагательные.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ:
-Составление связного устного рассказа на лингвистическую тему; обогащение синтаксического строя речи учащихся путем использования причастий.
ПОПУТНОЕ ПОВТОРЕНИЕ:
Грамматические признаки прилагательных и глагола.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
1.Компьютер и проектор.
2.Раздаточные карточки по теме урока.
3.Тесты для первичного контроля.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:
1.Число.
2.Тема урока.
3.Слева- слова В.И.Даля.
4.Справа- слова М.В.Ломоносова.
ТЕМА УРОКА:
ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
«Причастие-«часть речи, причастная(т.е. близкая)
глаголу, в образе прилагательного».
(В.Даль)
«Сии глагольные имена служат к сокращению
человеческого слова, заключая в себе имени
и глагола силу».
(М.Ломоносов)
1.ОРГ,МОМЕНТ.
2.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА,
На прошлом уроке мы завершили повторение имени прилагательного и глагола.
Сегодня мы познакомимся с новым понятием ПРИЧАСТИЕ.
(Для объяснения используем теннисный мячик)
А)У меня в руках мяч.
-Назовите признаки мяча:
по форме- круглый;
по величине- маленький;
по материалу- резиновый, плюшевый, лохматый…
по назначению- теннисный.
-Какие части речи мы использовали для этого.(Прилагательные)
-Что можно сказать об этих именах прилагательных, какие признаки предмета- постоянные или временные- они называют? (Постоянные)
Б) Произведем(поиграем) с этим мячом некоторые действия.
-Какие признаки приобретает мяч? Мяч какой?(Летящий, падающий, упавший, пойманный, катящийся, прыгающий…)Это признаки мяча по действию: падающий- падает(наст.вр.); летевший- летел(прош.вр.)
-Какие признаки мы называем- постоянные или временные?(Временные)
-А вот в будущем времени можно сказать- мяч падает(Какой мяч будет завтра?) Мы не можем назвать будущий признак.
-Почему?(Временный признак в будущем времени быть не может)
(На экране появляется таблица)
МЯЧ
Какой? |
Какой? |
Круглый Желтый Маленький Резиновый Плюшевый Лохматый ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ |
Падающий (от падать- сам падает) Летящий (от лететь – сам летит) Прыгающий (от прыгать- сам прыгает) Упавший(от упасть-сам упал) Пойманный (кто-то поймал) ПРИЧАСТИЯ |
-Обратите внимание, что прилагательные мы можем заменить симнонимом(антонимом)- прилагательным(желтый-рыжий), причастие мы можем заменить сочетанием «местоим.+ глагол», от которого образовано данное причастие (летящий- который летит).
В)Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака, обозначенного прилагательным?
СДЕЛАЕМ ВЫВОД: причастие обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени; он не является постоянным.
(На экране появляется таблица)
Признаки прилагательного, глагола, причастия…
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ |
ГЛАГОЛ |
Обозначает признак предмета |
Обозначает действие предмета |
ПРИЧАСТИЕ
Обозначает признак предмета по действию
ПРИЗНАКИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО |
ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА |
1.Какой? 2.Род. 3.Число. 4.Изменяется по падежам 5.Имеет полную и краткую форму. 6.Согласуется с существительным. 7.В предложении -определение и сказуемое |
1.Что делать? и др. 2.Лицо. 3.Число. 4.Род. 5.Возвратность. 6.Время. 7.Пеходность. 8.Вид. 9.Наклонение. 10.В предложении -сказуемое. |
ПРИЗНАКИ ПРИЧАСТИЯ |
|
1.Какой? Что делающий? 7.Возвратность. 2.Род. 8.Вид. 3.Падеж. 9.Время(наст.и Прош.) 4.Полная и краткая формы. 10.Дейстствит. и страдат. 5.Число. 11.В предложении-определение 6.Согласуется с существительным. и сказуемое |
-СДЕЛАЕМ ВЫВОД:
А) Какую часть речи поясняет прилагательное? А причастие?(имя существительное)
Б)Как изменяются прилагательные? Причастия? (Одинаково, по числам, падежам)
В)Послушайте вывод Петра Чеснокова: (На экране появляются слова)
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.
Г)СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ: (Ученик у доски)
Морозы не могут сковать бушующую водную стихию.
-Какими частями речи выражены определения?
-Прочитаем эпиграфы к нашему уроку и объясним смысл каждой.
-Какую же «силу имени» прилагательного заключает в себе причастие?
-Какие признаки глагола имеет причастие?
3.ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА:
А)Откройте учебник на стр.24, прочитаем пар.№9.
Б)А теперь составьте рассказ о причастии по данному плану( План проецируется на экран)
В) (НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ ЗАДАНИЯ:
1- «ТРЕТЬЕ ЛИШНЕЕ»
2-Подберите к прилагательным и причастиям, подходящие по смыслу существительные.Выделите суффиксы прилагательных и причастий.)
Г)Прочитайте отрывок из поэмы А.Твардовского «Василий Теркин» (Текст на экране):
Вспомним с нами отступавших,
Помолившихся за нас.
Воевавших год иль час,
Павших, без вести иль час,
Провожавших, вновь пропавших,
Нам попить воды подавших,
Помолившихся за нас.
-Найдите причастия и определите их роль в данном отрывке.
4.ПЕРВИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ.(Тесты)
5.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБ.
упр.№56+ проверка тестов.
6.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ТЕСТА И УРОКА.
7.Д/З
Самоанализ урока по теме:
Причастие как часть речи
ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА:
ТИП УРОКА- изучение, первичное закрепление и контроль знаний.
ЦЕЛЬ УРОКА:
-ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия; формирование умения различать причастия и прилагательные.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ:
-составление связного устного рассказа на лингвистическую тему; обогащение синтаксического строя речи учащихся путем использования причастий.
ПОПУТНОЕ ПОВТОРЕНИЕ:
-грамматические признаки прилагательных и глагола.
CПЕЦИФИКА УРОКА- судя по реакции класса, тема урока вызвала определенные трудности для восприятия.
СТРУКТУРА УРОКА –
1.Орг.момент.- настрой на трудовую деятельность.(1 мин)
Цели: Воспитательная- организованность(учитель- учащиеся)
Готовность к уроку
Вежливость (учитель- учащиеся)
Образовательный- умение быстро настроиться на учебный процесс
Обе эти цели должны работать на проявление интереса к предмету.
2. Объявление новой темы и вывод по предыдущей теме.- Главный этап (20 мин)
Триединая дидактическая задача- воспитательная- настроить на внимание и
на восприятие нового материала
Образовательная- развитие общеучебных умений: связывать новый материал с ранее изученным
Развивающая- формирование мотивов деятельности, развитие связной речи
СУМ- отбор материала:
Игра с мячом
Карточки-№1 таблица; работа с учебником; карточка №2 с планом(для работы по развитию речи); №3 игра «Третий лишний»; №4 (отличи прилагательное и причастие); №5 работа со стихотворением- анализ.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
1)коллективный – игра с мячом(учитель-класс), доска- класс.
2)индивидуальный- работа с учебником
3)в парах( с карточками)
4)фронтальная- ответы с места по цепочке.
СТИМУЛИРОВАНИЕ И МОТИВАЦИЯ:
1)формирование интереса к учебе(подбор разнообразного материала и игра)
2)формирование ответственности.
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
1)игра,
2)работа с доской
3)работа по карточкам
4)работа с учебником
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1)общеклассная (с доской, игра)
2)фронтальная(опрос, ответы на вопросы)
3)индивидуальная(учебник)
4)в парах (карточки)
5)восприятие на слух
РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ:
В процессе всего урока(проверка усвоения нового материала)
МОТИВАЦИЯ НА УСПЕШНОЕ УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ:
- спокойная обстановка на уроке
- использование методов поощрения
- подбор разнообразных примеров
- игра в начале урока
1У. Первичная проверка новых знаний.
ЦЕЛИ: воспитывающая- самостоятельность, внимание, аккуратность
Образовательная- выявление трудностей в усвоении нового материала
Развивающая- развитие логического мышления, рачи.
(работа по карточкам)
У.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ЗНАНИЙ И ПЕРВИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ:
ЦЕЛИ:
-воспитательная- внимание, выделение главного, аккуратность.
- образовательная- проверка усвоения нового материала.
- развивающая- самостоятельность, вдумчивость, логическое мышление, самоконтроль.
У1. Подведение итогов теста и урока.
У11.Инструктаж по Д/З
© 2016, Кротова Елена Сергеевна 1827