СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В водной части можно использовать игровой метод, создающего эмоциональный фон, моделирующий условия игровой соревновательной деятельности и формирующего у учащихся устойчивый интерес к занятиям баскетболом. Применение игрового метода на уроках баскетбола обусловлено сущностью самой игры. Однако и пользование подвижных игр и эстафет в вводной части уроков не должно быть самоцелью. С их помощью необходимо эффективно решать задачу подготовки учащихся к основной деятельности.
Проведение вводной части в игровой форме требует от учителя большой предварительной работы. Для увеличения плотности занятия игровой момент можно использовать даже при построениях и перестроениях, если заблаговременно распределить школьников на несколько команд, соревнующихся между собой. Дополнительные очки здесь начисляют за быстроту выполнения указаний учителя. Содержание отобранных эстафет и подвижных игр определяется целями основной части урока. Прежде всего подбирают те из них, которые решают задачу всесторонней мышечно-функциональной разминки занимающихся. Особенно эффективно применение комплексных эстафет, состоящих из нескольких этапов и содержащих разнонаправленные общеразвивающие уп раж не ни я. Сюда же включают изученные элементы техники баскетбола (передвижения, ловля, передача, броски и ведение мяча) с целью их совершенствования, На первых этапах эстафет дается установка на качество выполнения (технические ошибки наказываются штрафным и очками), а затем стимулируется максимальное проявление двигательных качеств, заключительные этапы должны отличаться комплексным воздействием на организм занимающихся. В каждой команде 6-7 человек. Участники стартуют поочередно на каждом этапе эстафеты. Команда переходит к прохождению следующего этапа лишь после финиша последнего своего игрока на предыдущем. Желательно, чтобы этапы имели свои условные названия. Педагог по ходу эстафеты постоянно напоминает ученикам порядок прохождения этапов, делая это словесно или с помощью специально заготовленных картонных карт с графическим изображением каждого этапа.
Игровые задания для комплексного совершенствования
физических качеств и двигательных навыков
«Командная перестрелка» (быстрота, скоростно-силовые качества, координационные способности, ловля и передача мяча). Играют две команды, каждая выделяет 2—3 игрока, располагающихся у лицевой линии площадки в коридоре шириной 2 м (рис. 12) — зоне стрелков. Остальные играющие каждой команды занимают позиции -в зоне мишеней на противоположной половине площадки (между средней линией и зоной стрелков команды соперников). Задача стрелков каждой команды — осалить баскетбольным мячом ноги (прямым попаданием или с отскоком от пола) полевых игроков команды соперников, используя при этом заданный способ передач. Полевые игроки, передвигаясь указанным способом (бег, прыжки на одной, на обеих и т. д.), стараются увернуться от мяча или поймать его и передать своим стрелкам. Осаленный игрок выбывает из игры. Если полевой игрок поймает мяч, посланный соперниками, один из выбывших игроков возвращается на площадку и продолжает игру. Побеждает команда, первой осалившая всех полевых игроков команды соперников.
Варианты: 1) игра проводится на время с подсчетам количества осаленных полевых игроков; 2) в игру вводятся дополнительные 1-—2 мяча; 3) осаленный игрок не выбывает из игры, а пополняет ряды стрелков; 4) полевым игрокам разрешается салить полевых игроков команды соперников в случае ловли ими мяча.
«Пятнашки мячом» (быстрота, скоростно-силовые качества, координационные способности, ловля и передача мяча). Выбирают одну или несколько пар водящих. Каждая пара владеет баскетбольным мячом. Водящие, передавая мяч в движении, стараются запятнать касанием мяча кого-либо из играющих. Остальные играющие также владеют одним или несколькими мячами и передвигаются по площадке заданным способом, используя передачи в движении (не нарушая правила пробежки). Игрока, владеющего мячом, пятнать запрещается. Запятнанный игрок становится водящим. Игра продолжается 5—10 мин. Отмечаются участники, которые либо не были водящими, либо были ими наименьшее число раз.
Варианты: 1) варьируются способы передвижения: приставными шагами,- прыжками на одной или обеих ногах, бегом; 2) игра проводится набивными мячами; 3) каждая пара игроков водит в течение определенного отрезка времени (от 30 сек. до 2 мин.), соревнуясь в количестве запятнанных участников.
«Вратарь» (быстрота, координационные способности, ведение мяча). На ограничительных линиях площадки устанавливают несколько ворот шириной 3—4 м, штангами которых служат набивные мячи. В каждые ворота становится вратарь с мячом. Остальные играющие — нападающие, они равномерно распределяются по своим воротам и выстраиваются в колонну по одному на расстоянии 6—10 м от них. Каждый из колонны нападающих поочередно пробивает буллит своему вратарю: используя ведение мяча и обманные движения, он пытается прорваться к штанге и коснуться ее рукой — забить гол. Вратарь, передвигаясь в створе ворот с ведением мяча, стремится сохранить свои ворота в неприкосновенности, для чего ему необходимо мячом в руках осалить нападающего в спину еще до момента касания им штанги. В ходе игры определяются лучшие вратарь и нападающий.
Варианты: 1) вратарь выполняет ведение слабейшей рукой или ведет два мяча; 2) играющие делятся на две команды и пробивают буллиты в ворота соперников, определяя победителей по сумме забитых голов.
«Салки с ведением» (быстрота, координационные способности, ведение мяча). У играющих по баскетбольному мячу. Выбирают одного или нескольких водящих, которые передвигаются по площадке с ведением мяча, водящий стремится свободной рукой осалить кого-либо из игроков. Осаленный становится годящим. Игра продолжается до тех пор, пока в число водящих не перейдет большинство играющих.
Варианты: 1) каждый играющий находится в роли водящего в течение определенного отрезка времени (1 -—2 мин.) и стремится осалить как можно больше игроков; 2) указывается способ ведения мяча, к примеру, только слабейшей рукой, на ограниченных участках площадки заданным способом и т. д.; 3) оговариваются условия осаливания, например перед осаливанием следует осуществить перевод мяча с руки на руку; если убегающий игрок выполняет- перевод мяча с руки на руку заданным способом (поворотом, за спиной, под ногой), салить его запрещается; 4) командные салки — две команды находятся на своей половине площадки, поочередно каждый игрок направляется своей командой на половину соперников и выполняет функции водящего в течение 30 сек., пытаясь опередить водящего команды соперников по количеству осаленных игроков; победитель каждой пары приносит своей команде 1 очко, побеждает команда, набравшая больше очков.
«Воро-бьи воро-ны» (быстрота, ведение мяче). Играют, две, равные по составу команды, условно названные «воробьи» и «воронь;». Каждая команда выстраивается в шеренгу спиной к соперникам у средней линии, распределяясь- попарно на расстоянии 1—2 м одна от другой Учитель, руководитель игры по слогам произносит название одной из команд. Каждый игрок названной команды, передвигаясь с ведением мяча, стремится осалить своего соперника, который также с ведением мяча пытается убежать за лицевую линию площадки. Подсчитывается количество осаленных игроков, и команды возвращаются на исходные позиции (и, п.). Педагог вновь называет одну из команд, акцентированно выделяя последний слог, открывая тем самым новый этап игры. Победитель определяется по суммарному количеству осаленных игроков.
Варианты: 1) изменяется исходное положение: сидя, лежа, стоя на коленях и т. п.; 2) варьируются способы ведения мяча и условия осаливания (см. «Салки с ведением»).
«На свои места» (быстрота, скоростно-силовые качества, координационные способности, ведение мяча, бросок в корзину). Начальное построение такое же, как и в игре. «Воро-бьи — воро-ны». По сигналу участники каждой команды одновременно ведут мяч к своим щитам (на каждый щит 5—6 игроков) и выполняют бросок в корзину после ведения (если бросок неудачен, мяч следует добить, не нарушая пробежки). После успешного броска каждый участник ведет мяч на исходную позицию. Побеждает команда, первой возвратившаяся всем составом на свои места. Варианты: 1) ведение, бросок или добивание мяча в корзину выполняют слабейшей рукой; 2) при неудачном броске в прыжке выполняют 3—5 добиваний мяча в щит и только последующий в корзину; 3) при неудачном первом броске игрок возвращается с ведением на и. п. и только затем выполняет вторую попытку поразить корзину.
Еще один путь подготовки опррно-двигателного аппарата и функциональных к предстоящей деятельности заключается во взаимо- связанном использовании общеразвивающих упражнений и специальных баскетбольных передвижений. Существует несколько варианте организации такой взаимосвязи.
Вариант l. Общеразвивающие упражнение подготовительного характера и разновидностей передвижений выполняют поочередно на отдельных отрезках дистанции при передвижении учащихся по одной из рекомендованные схем (см. рис. 1—21. Например, при движении по схеме «ромб» (рис. 2) участки дистанции вдоль боковых линий ученик проходит, совершая прыжки толчком обеих в сочетании с круговыми дви жениями руками вперед, а диагональные отрезки преодолевает в защитной стойке приставными шагами спиной вперед.
Вариант II. Общеразвивающие упражнения выполняют в движении от лицевой лини до средней или противоположной лицевой в колонне по 3 (4—5), а специальные передвижения — на другом отрезке пути или пр» возвращении на исходную позицию. Например отрезок от лицевой до средней линии занимающийся, поддерживаемый партнером за бедра проходит на руках в положении упора лежа У средней линии после нескольких (4—6 раз сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа он встает, поворачивается лицом к партнеру и передвигаясь в защитной стойке спиной вперед старается не пропустить за спину прорывающегося партнера — нападающего. Достигнув противоположной лицевой, каждая пара за напразляющим устремляется вдоль боковой на входную позицию, передвигаясь бегом спиной вперёд. На следующем этапе партнеры меняются ролями.
В а р и а н т lll. Общеразвивающие упражнения выполняют на месте в парах, а баскетбольные передвижения по сигналу педагога в заранее указанном направлении и заданным способом с возвращением на исходную позицию. Например: и. п.— стойка ноги врозь, стоя спиной к партнеру, руки вверх, захватить кисти партнера. 1- 4 - наклоны в стороны, по свистку — передвижение приставными шагами в параллельной защитной стойке до лицевой линии правым боком вперед, возвращаясь на исходную позицию — левым. Далее из того же и. п.: 1-4 - наклоны вперед с партнером на спине,
по сигналу (поднятый вверх мяч) - рывок к боковой, обратно — бег спиной вперед; и т. д. В данном упражнении занимающиеся в и. п. располагаются в двухшереножном строе вдоль площадки в ее середине, на уровне основных щитов.
Планируя перечень средств для вводной части каждого урока, учитель должен руководствоваться и такими дидактическими принципами, как постепенность и последовательность, подразумевающими соответствие общеразвивающих упражнений программному материалу для данной возрастной группы и уровню подготовленности занимающихся.
Специфика баскетбола диктует такую последовательность функциональной подготовки учащихся во вводной части урока, при которой мышечные группы постепенно включаются в работу по направлению снизу — вверх: мышцы ног, туловища, рук. Заканчивать вводную часть урока, как правило, необходимо заданиями для кистей рук. Включение в деятельность функциональных систем требует постепенного увеличения интенсивности упражнений и достижения ее пика к концу второй трети вводной части с последующим плавным снижением.
© 2016, Хохлова Валентина Андреевна 1091