СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вводная часть урока по баскетболу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В водной части можно использовать игровой метод, создающего эмоциональный фон, моделирующий условия игровой соревновательной деятельности и формирующего у учащихся устойчивый интерес к занятиям баскетболом. Применение игрового метода на уроках баскетбола обусловлено сущностью самой игры. Однако и пользование подвижных игр и эстафет в вводной части уроков не должно быть самоцелью. С их по­мощью необходимо эффективно решать задачу подготовки учащихся к основной деятельности.

Проведение вводной части в игровой форме требует от учителя большой предварительной работы. Для увеличения плотности занятия игровой момент можно использовать даже при построениях и перестроениях, если заблаговременно распределить школьников на несколь­ко команд, соревнующихся между собой. До­полнительные очки здесь начисляют за быстроту выполнения указаний учителя. Содержание отоб­ранных эстафет и подвижных игр определяется целями основной части урока. Прежде всего подбирают те из них, которые решают задачу всесторонней мышечно-функциональной раз­минки занимающихся. Особенно эффективно применение комплексных эстафет, состоящих из нескольких этапов и содержащих разнонаправ­ленные общеразвивающие уп раж не ни я. Сюда же включают изученные элементы техники баскетбола (передвижения, ловля, передача, броски и ведение мяча) с целью их совершен­ствования, На первых этапах эстафет дается уста­новка на качество выполнения (технические ошибки наказываются штрафным и очками), а затем стимулируется максимальное проявление двигательных качеств, заключительные этапы должны отличаться комплексным воздействием на организм занимающихся. В каждой команде 6-7 человек. Участники стартуют поочередно на каждом этапе эстафеты. Команда переходит к прохождению следующего этапа лишь после финиша последнего своего игрока на предыду­щем. Желательно, чтобы этапы имели свои условные названия. Педагог по ходу эстафеты постоянно напоминает ученикам порядок про­хождения этапов, делая это словесно или с помощью специально заготовленных картонных карт с графическим изображением каждого этапа.

Игровые задания для комплексного совершен­ствования

физических качеств и двигательных на­выков

«Командная перестрелка» (быстрота, скоростно-силовые качества, координационные способ­ности, ловля и передача мяча). Играют две коман­ды, каждая выделяет 2—3 игрока, располагаю­щихся у лицевой линии площадки в коридоре шириной 2 м (рис. 12) — зоне стрелков. Осталь­ные играющие каждой команды занимают по­зиции -в зоне мишеней на противоположной половине площадки (между средней линией и зоной стрелков команды соперников). Задача стрелков каждой команды — осалить баскет­больным мячом ноги (прямым попаданием или с отскоком от пола) полевых игроков команды соперников, используя при этом заданный способ передач. Полевые игроки, передвигаясь указан­ным способом (бег, прыжки на одной, на обеих и т. д.), стараются увернуться от мяча или поймать его и передать своим стрелкам. Оса­ленный игрок выбывает из игры. Если поле­вой игрок поймает мяч, посланный соперниками, один из выбывших игроков возвращается на площадку и продолжает игру. Побеждает коман­да, первой осалившая всех полевых игроков команды соперников.

Варианты: 1) игра проводится на время с подсчетам количества осаленных полевых игро­ков; 2) в игру вводятся дополнительные 1-—2 мя­ча; 3) осаленный игрок не выбывает из игры, а пополняет ряды стрелков; 4) полевым игрокам разрешается салить полевых игроков команды соперников в случае ловли ими мяча.

«Пятнашки мячом» (быстрота, скоростно-сило­вые качества, координационные способности, ловля и передача мяча). Выбирают одну или несколько пар водящих. Каждая пара владеет баскетбольным мячом. Водящие, передавая мяч в движении, стараются запятнать касанием мяча кого-либо из играющих. Остальные играющие также владеют одним или несколькими мячами и передвигаются по площадке заданным спосо­бом, используя передачи в движении (не нару­шая правила пробежки). Игрока, владеющего мячом, пятнать запрещается. Запятнанный игрок становится водящим. Игра продолжается 5—10 мин. Отмечаются участники, которые либо не были водящими, либо были ими наименьшее число раз.

Варианты: 1) варьируются способы пере­движения: приставными шагами,- прыжками на одной или обеих ногах, бегом; 2) игра прово­дится набивными мячами; 3) каждая пара игро­ков водит в течение определенного отрезка времени (от 30 сек. до 2 мин.), соревнуясь в ко­личестве запятнанных участников.

«Вратарь» (быстрота, координационные спо­собности, ведение мяча). На ограничительных линиях площадки устанавливают несколько ворот шириной 3—4 м, штангами которых служат на­бивные мячи. В каждые ворота становится вра­тарь с мячом. Остальные играющие — нападаю­щие, они равномерно распределяются по своим воротам и выстраиваются в колонну по одному на расстоянии 6—10 м от них. Каждый из ко­лонны нападающих поочередно пробивает буллит своему вратарю: используя ведение мяча и обманные движения, он пытается прорваться к штанге и коснуться ее рукой — забить гол. Вра­тарь, передвигаясь в створе ворот с ведением мяча, стремится сохранить свои ворота в неприкосновенности, для чего ему необходимо мячом в руках осалить нападающего в спину еще до мо­мента касания им штанги. В ходе игры опреде­ляются лучшие вратарь и нападающий.

Варианты: 1) вратарь выполняет ведение слабейшей рукой или ведет два мяча; 2) играю­щие делятся на две команды и пробивают буллиты в ворота соперников, определяя победителей по сумме забитых голов.

«Салки с ведением» (быстрота, координацион­ные способности, ведение мяча). У играющих по баскетбольному мячу. Выбирают одного или нескольких водящих, которые передвигаются по площадке с ведением мяча, водящий стремится свободной рукой осалить кого-либо из игроков. Осаленный становится годящим. Игра продол­жается до тех пор, пока в число водящих не пе­рейдет большинство играющих.

Варианты: 1) каждый играющий находится в роли водящего в течение определенного от­резка времени (1 -—2 мин.) и стремится осалить как можно больше игроков; 2) указывается спо­соб ведения мяча, к примеру, только слабейшей рукой, на ограниченных участках площадки за­данным способом и т. д.; 3) оговариваются усло­вия осаливания, например перед осаливанием следует осуществить перевод мяча с руки на ру­ку; если убегающий игрок выполняет- перевод мяча с руки на руку заданным способом (по­воротом, за спиной, под ногой), салить его за­прещается; 4) командные салки — две команды находятся на своей половине площадки, пооче­редно каждый игрок направляется своей коман­дой на половину соперников и выполняет функ­ции водящего в течение 30 сек., пытаясь опере­дить водящего команды соперников по коли­честву осаленных игроков; победитель каждой пары приносит своей команде 1 очко, побеждает команда, набравшая больше очков.

«Воро-бьи воро-ны» (быстрота, ведение мя­че). Играют, две, равные по составу команды, условно названные «воробьи» и «воронь;». Каж­дая команда выстраивается в шеренгу спиной к соперникам у средней линии, распределяясь- попарно на расстоянии 1—2 м одна от другой Учитель, руководитель игры по слогам произно­сит название одной из команд. Каждый игрок названной команды, передвигаясь с ведением мяча, стремится осалить своего соперника, кото­рый также с ведением мяча пытается убежать за лицевую линию площадки. Подсчитывается коли­чество осаленных игроков, и команды возвра­щаются на исходные позиции (и, п.). Педагог вновь называет одну из команд, акцентированно выделяя последний слог, открывая тем самым новый этап игры. Победитель определяется по суммарному количеству осаленных игроков.

Варианты: 1) изменяется исходное поло­жение: сидя, лежа, стоя на коленях и т. п.; 2) варьируются способы ведения мяча и условия осаливания (см. «Салки с ведением»).

«На свои места» (быстрота, скоростно-силовые качества, координационные способности, ведение мяча, бросок в корзину). Начальное построе­ние такое же, как и в игре. «Воро-бьи — воро-ны». По сигналу участники каждой команды одновре­менно ведут мяч к своим щитам (на каждый щит 5—6 игроков) и выполняют бросок в корзину после ведения (если бросок неудачен, мяч сле­дует добить, не нарушая пробежки). После успешного броска каждый участник ведет мяч на исходную позицию. Побеждает команда, пер­вой возвратившаяся всем составом на свои места. Варианты: 1) ведение, бросок или добива­ние мяча в корзину выполняют слабейшей рукой; 2) при неудачном броске в прыжке выполняют 3—5 добиваний мяча в щит и только последую­щий в корзину; 3) при неудачном первом броске игрок возвращается с ведением на и. п. и только затем выполняет вторую попытку поразить кор­зину.

Еще один путь подготовки опррно-двигателного аппарата и функциональных к предстоящей деятельности заключается во взаимо- связанном использовании общеразвивающих упражнений и специальных баскетбольных передвижений. Существует несколько варианте организации такой взаимосвязи.

Вариант l. Общеразвивающие упражнение подготовительного характера и разновидностей передвижений выполняют поочередно на отдельных отрезках дистанции при передвижении учащихся по одной из рекомендованные схем (см. рис. 1—21. Например, при движении по схеме «ромб» (рис. 2) участки дистанции вдоль боковых линий ученик проходит, совершая прыжки толчком обеих в сочетании с круговыми дви жениями руками вперед, а диагональные отрезки преодолевает в защитной стойке приставными шагами спиной вперед.

Вариант II. Общеразвивающие упражнения выполняют в движении от лицевой лини до средней или противоположной лицевой в колонне по 3 (4—5), а специальные передвижения — на другом отрезке пути или пр» возвращении на исходную позицию. Например отрезок от лицевой до средней линии занимающийся, поддерживаемый партнером за бедра проходит на руках в положении упора лежа У средней линии после нескольких (4—6 раз сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа он встает, поворачивается лицом к партнеру и передвигаясь в защитной стойке спиной вперед старается не пропустить за спину прорывающегося партнера — нападающего. Достигнув противоположной лицевой, каждая пара за напразляющим устремляется вдоль боковой на входную позицию, передвигаясь бегом спиной вперёд. На следующем этапе партнеры меняются ролями.

В а р и а н т lll. Общеразвивающие упражне­ния выполняют на месте в парах, а баскетболь­ные передвижения по сигналу педагога в заранее указанном направлении и заданным способом с возвращением на исходную пози­цию. Например: и. п.— стойка ноги врозь, стоя спиной к партнеру, руки вверх, захватить кисти партнера. 1- 4 - наклоны в стороны, по свист­ку — передвижение приставными шагами в параллельной защитной стойке до лицевой линии правым боком вперед, возвращаясь на исходную позицию — левым. Далее из того же и. п.: 1-4 - наклоны вперед с партнером на спине,

по сигналу (поднятый вверх мяч) - рывок к боковой, обратно — бег спиной вперед; и т. д. В данном упражнении занимающиеся в и. п. располагаются в двухшереножном строе вдоль площадки в ее середине, на уровне основных щитов.

Планируя перечень средств для вводной части каждого урока, учитель должен руководство­ваться и такими дидактическими принципами, как постепенность и последовательность, под­разумевающими соответствие общеразвиваю­щих упражнений программному материалу для данной возрастной группы и уровню подготов­ленности занимающихся.

Специфика баскетбола диктует такую после­довательность функциональной подготовки уча­щихся во вводной части урока, при которой мышечные группы постепенно включаются в работу по направлению снизу — вверх: мышцы ног, туловища, рук. Заканчивать вводную часть урока, как правило, необходимо заданиями для кистей рук. Включение в деятельность функ­циональных систем требует постепенного увеличения интенсивности упражнений и достиже­ния ее пика к концу второй трети вводной части с последующим плавным снижением.

Категория: Физкультура
15.01.2016 18:00


Рекомендуем курсы ПК и ПП