СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
Именно об этом идёт речь в ФГОС НОО. «Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».
Проектная деятельность играет важную роль в формирование регулятивных УУД: в определении целей деятельности, составления плана действий по достижению результата творческого характера; в работе по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом; в понимании причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.
При формировании познавательных УУД у младших школьников проектная деятельность даёт возможность: предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Совместная проектная деятельность учащихся при работе в группе способствует формированию коммуникативных УУД.
Проектная деятельность при этом является той качественной основой, которая может реализовать гуманистический подход к обучению, так как способствует формированию раскрепощенной, творческой личности, деятельность которой уже в этом возрасте направлена на воплощение своих идей. Преобразования в обществе, изменения в Российском образовании требуют от учителя нового подхода к процессу обучения. Сегодня важны не столько знания, сколько умения их добывать и применять в жизни.
Проектная деятельность в начальной школе – это творческая деятельность учеников под руководством учителя, направленная на развитие познавательных способностей. Выполнение проектов дает возможность ребятам проявить свои организаторские и творческие способности.
В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи проекта. Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной в наше время, потому что сегодня необходима переориентация обучения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами нашего лицея, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач: повышение интереса к предмету, развитие учебной мотивации, углубление знаний по заданной теме.
Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность.
Проектная деятельность в начальной школе успешно сочетается с исследовательской, т.к. дети – прирожденные исследователи, наблюдательные и любознательные. Нужно только использовать эти особенности для целенаправленного развития специальных знаний и умений, необходимых в проектной деятельности, а именно:
1. Рефлексивные умения: умение осмысливать проблему, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос: «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?». 2. Поисковые (исследовательские) умения: умение выдвигать гипотезы, находить способы их проверки, самостоятельно находить недостающую информацию. 3. Коммуникативные умения: умение вступать в диалог, задавать вопросы, выражать свою точку зрения. 4. Развитие умений и навыков экспериментирования. 5. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении.
Формы проектов в начальной школе могут быть различными, например, игра, защита на Ученом совете, ярмарка, спектакль, урок, реклама (коллективные творческие дела), Минипроект, Экскурсия, Наблюдение, Социальная акция, Работа с различными текстовыми источниками информации, подготовка практически значимого продукта, Спектакль и т.д.
Типы проектов:
практико-ориентированный проект – решение практических задач. учебный проект – воспроизведение каких-либо этапов исследования биологических объектов. информационный проект – результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов (одна из разновидностей реферат). творческие проекты – проявление и развитие художественных, музыкальных, сценических талантов учащихся, воспитательная патриотическая, экологическая, здоровьесберегающая работа. игровые проекты – организация мероприятия (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное). социальные проекты – помощь социально незащищенным членам общества (концерт для ветеранов, игрушки, рисунки, плакаты для детского дома), Акции по уборке территории, пропаганде здорового образа жизни и т.д. Шефство над часто болеющими одноклассниками и т.д.
Структура проектной деятельности:
– целеполагание – планирование – создание проекта – контроль и коррекция результата – презентация проекта – рефлексия
Этапы работы над проектом.
Учебный проект в общем виде состоит из 4 этапов:
– погружение в проект – организация деятельности – осуществление деятельности – презентация результатов.
Диагностика готовности к проектной деятельности:
Начальный этап – выявление: – интересов детей, – творческих способностей, – коммуникативных способностей, – степени развития способности к влиянию на окружающих, – степени развития способности к целенаправленной организованной деятельности.
При формировании готовности к проектной деятельности должны решаться следующие задачи: – поэтапное формирование необходимых отдельных проектных умений, – формирование умений осуществлять проектные действия в технологически обусловленной последовательности, – и, наконец, формирование полного технологического комплекса умений в целостном проектировании, проектной деятельности.
Текущий этап проводится в течение учебного года и помогает выявить изменения в развитии обучающихся, взаимоотношений внутри коллектива, эффективности проектной деятельности, изменениях в интересах и потребностях детей. Диагностика проводится с помощью анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, взаимодействия со школьным психологом. Итоговый этап проводится в конце учебного года – выявление решенных и нерешенных задач, постановка целей и задач на следующий учебный год.
Главным методом диагностики является педагогическое и психологическое наблюдение во время презентации учащимися своих проектов. Критерии оценки проектной деятельности.
1. Осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы. 2. Аргументированности предлагаемых решений, подходов и выводов. 3.Выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность. 4.Качество изделия, его оригинальность. 5. Уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта. 6. Качество и полнота в оформлении записей. Критерии оценивания защиты проектов.
1.Качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и убеждённость. 2. Объём и глубина знаний по теме, эрудиция. 3. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность. 4.Деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность, контактность. Важно помнить, что при организации проектной деятельности существуют определенные педагогические риски: – изъяны воспитательного процесса, возникающие в результате формального подхода к этическим проблемам (нарушения авторского права в том числе выполнение проекта родителями, подделка результатов, и так далее); –личностные проблемы, связанные с неадекватным восприятием себя и окружающих ребенка людей, как результат неуспешности или успешности проектной деятельности (пониженная или завышенная самооценка, элитарность, проблемы коммуникабельности за счет сужения интересов до избранной области науки); – неадекватность способностей, наклонностей ученика теме проекта, навязываемой родителями и педагогами;
Возникает вопрос: достаточно ли развиты у младших школьников необходимые качества и умения для проектной деятельности? Готовы ли дети этого возраста к такой работе?
Понятно, что на первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю. Первоначально темы предлагаются им. В основном, они касаются какого – либо теоретического вопроса школьной программы. А целью этой деятельности сначала является углубление знаний по этому вопросу (групповые работы, сообщения) по различным предметам. Дальше активно используются и возможности внеурочных форм организации проектирования. Для выявления учеников, желающих и способных работать над проектом, использую анкетирование и беседы с родителями.
© 2018, Ткачук Анастасия Сергеевна 758