СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребёнка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряжённому умственному труду.
Задачи формирования мотивации:
• Содействие полному отражению в сознании учащегося явлений науки, проникновение в их существенные взаимосвязи;
• Пробуждение, поддерживание и подкрепление такого отношения к знаниям, к учению, которое наполнено готовностью овладеть знаниями, стремлением углубляться в процесс познания;
Виды стимуляции мотивации:
• Содержание учебного материала;
• Организация учебной деятельности;
• Общение в учебном процессе между учениками, между учениками и учителем.
Существует несколько способов, с помощью которых можно повысить интерес к обучению. Они основаны на создании определённого эффекта. Учитель должен владеть различными способами и приёмами работы с классом, чтобы из огромного их числа извлечь то самое важное, что в наивысшей мере способствовало бы достижению конечного результата.
• новизна;
• разнообразие;
• занимательность;
• увлекательность;
• использование ярких художественных средств;
• образность;
• игра;
• удивление;
• поиск.
Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того, какова эта деятельность, из каких учебных действий она состоит, как эти части между собой соотносятся, то есть какова структура учебной деятельности, - от всего этого во многом зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль.
Эмоциональный блок
Задача учителя – вызвать у учащихся любопытство – причину познавательного интереса.
Этот этап необходимо организовывать так, чтобы учащиеся могли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодолёнными трудностями, счастье познание нового, интересного.
• Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.
• Рефлексия через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно», «что открыли, узнали на уроке?»)
• Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую эмоциональную речь учителя.
• Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровых и соревновательных ситуаций, юмористических минуток.
Мотивационно - целевой блок
Задача учителя – обучить целеполаганию в учении и реализации целей.
• Прерывание и незавершённость учебной деятельности через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности.
• Реакция на ошибку через приём «лови ошибку», выяснение причин ошибок и определение последующих действий.
• Предоставление права выбора, через равноуровневые задания, дозированность домашних заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость деятельности.
• Практическая направленность через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.
Познавательный блок
Задача учителя – формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки.
• Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы.
• Необычная форма преподнесения материала, стимулирование деятельности через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, усложнение заданий, установление противоречий, создание проблемной ситуации.
• Привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений
• Сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешения противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование.
Влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию учения
Различные формы коллективной деятельности учащихся на уроке играют значительную роль в становлении мотивации учения. Здесь важно включение всех учащихся в активную учебную работу.
• Включение всех учащихся в активную учебную работу, которая постепенно становится его потребностью;
• Наблюдение за чужой деятельностью приводит к становлению мотивации учения;
• Выбор форм коллективной и групповой деятельности зависит от особенностей класса и характера учителя.
Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская и проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в мире.
Мотивационная сфера – ядро личности. В начале школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причём учиться хорошо, отлично. В этом ему помогут, разовьют его мотивационную сферу и помогут достичь высоких результатов.
• умело подобранный материал к уроку,
• внеклассная работа по предмету,
• работа с одарёнными детьми,
• интегрированные уроки,
• проблемное обучение,
• участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня,
• подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач.
© 2017, Тазенкова Любовь Викторовна 303