СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проектирование современного урока на основе электронных образовательных ресурсов и информационных технологий нового поколения.
Одной из базовых компетенций, формируемых современной школой в соответствии с требованиями ФГОС, является информационная компетентность.
Условия, способствующие становлению информационной компетентности:
- информационные технологии;
- информационные подходы к проектированию урока с использованием ИКТ и ЭОР.
Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных технологий, доступных школьному учителю:
-офисные технологии (MS Word, MS Excel, Power Point и др.), которые позволяют создавать программные продукты в поддержку преподавания своего предмета и организовывать проектную деятельность учащихся;
-образовательные ресурсы сети Интернет;
-электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
Современные требования к процессу обучения предполагают новые подходы к проектированию современного урока.
Основные этапы проектирования урока с использованием ИКТ и ЭОР: (слайд 2)
1. Определение роли и места предстоящего урока в изучаемой теме, его связей с предыдущими и последующими занятиями.
2. Формулировка целей и задач урока с учетом психологических и возрастных особенностей класса. Планирование образовательных продуктов, которые будут созданы учениками в результате занятия. Уточнение способов контроля и оценки уровня достижения каждой из целей урока.
3. Изучение учебников, методических пособий, электронных изданий образовательного направления по данной теме.
4. Выбор наиболее эффективных методов обучения, способствующих образовательной деятельности учащихся. Выбор форм и способов организации этой деятельности.
5. Отбор минимального содержания учебного материала для урока, выбор формы его проведения (компьютерная лекция, диспут, семинар, практикум по решению задач, компьютерная лабораторная работа и т.д.), основных видов деятельности учеников.
6. Оценка вариантов реализации учебной ситуации - с применением компьютера и без применения. Определение места работы с объектами ЭОР в структуре урока.
7. Отбор и подготовка технологической карты к уроку, демонстрационных опытов, интерактивных моделей, таблиц и другого оборудования.
При выборе электронных образовательных ресурсов к уроку необходимо ответить на следующие вопросы: (слайд 3)
1. каких целей хотелось бы достигнуть с помощью использования ЭОР (развития логического мышления, коммуникабельности, мобильности, быстроты реакции и т.д.);
2. какие из доступных объектов ЭОР помогут добиться наилучшего результата;
3. использование каких технологий наиболее естественно впишется в сложившуюся структуру образовательного процесса, какие объекты будут интересны и доступны учащимся.
Организовывая урок с использованием ИКТ, нужно учитывать следующие факторы: (слайд 4)
- численность класса;
-индивидуальные и возрастные особенности учащихся;
-уровень предметных знаний и ИКТ-компетентности учащихся;
-методическую цель урока, тип урока, организационные формы урока;
- формы деятельности с данными ресурсами;
-эффективность использования данного ресурса;
- гигиенические требования к работе учащихся за ПК
Первоклассникам разрешено проводить за компьютером 10 минут, учащимся вторых - пятых классов не более 15 минут, шестые - седьмые классы могут работать за компьютером 20 минут, восьмые и девятые классы - 25 минут. Учащиеся десятых, одиннадцатых классов на первом уроке могут находиться за компьютером 30 минут, на втором уроке 20 минут.
Современный учитель должен хорошо владеть как информационными технологиями так и компьютерной техникой.
Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся с помощью компьютера.
ИКТ можно использовать на каждом уроке математики: как в течение всего урока, так и на отдельных его этапах.
Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании я стараюсь предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем и т.д. К каждой из изучаемых тем стараюсь выбрать различные виды работ и действий: тесты; контрольные вопросы и задания, распечатанные в Word; презентации и проекты, электронные физминутки. Нельзя ограничивать свои возможности и сужать возможности наших учеников одной только демонстрацией презентации. Нужно обязательно знакомиться с лучшими авторскими разработками уроков для школ с использованием ИКТ, внеклассными занятиями, дидактическими играми, тренажерами, тестами и другими цифровыми методическими ресурсами. Для этого работает достаточно много образовательных порталов, где каждый учитель может выбрать для себя нужное, необходимое.
Приведу примеры использования компьютера на уроках собственными слайдами из презентаций к различным урокам и разработанными методическими рекомендациями к ним.
На этапе актуализации знаний использую компьютерные тренажёры. Это могут быть готовые тренажеры, так и тренажеры собственной разработки (слайд 5 ) Также на этом этапе при фронтальной работе удобно использовать готовые тесты (слайды 6-7) Данный тест 6 я использовала при работе с сигнальными карточками: если утверждение верно, то зелёная, если нет, то красная.
Для устной работы в 5-6 классах я использую готовые анимационные цепочки. Меняя на слайдах числа, их можно использовать на каждом уроке. (слайды 8-9) Для устной работы на уроке можно предложить анимационные задачи. Такие задачи вызывают особый интерес у ребят. Например, урок по геометрии на тему: «Решение задач на применение признаков равенства треугольников». На этапе актуализации знаний я предложила задачу – слайд 10. Сначала необходимо было её перевести на язык геометрии, а решение можно было проверить с помощью этого же слайда. Урок в 5 классе на тему: «Уравнение». Задание : сформулировать задачу и составить уравнение по её условию. (слайды 11-12) Устное решение задач – это лучше всего решение задач по готовым чертежам. Их можно создавать самостоятельно в программе PowerPoint, но это очень трудоемко. Можно сканировать из различных источников. Сканировать чертеж и вставить его в презентацию минутное дело. Остается лишь иногда доделать какую-либо анимацию к дополнительным построениям, выполненным уже на слайде. Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности.
На этапе приобретения знаний при объяснении нового материала можно сделать ссылку на демонстрационный материал. Но не всегда у учителя есть возможность выйти на своем уроке в интернет или занять компьютерный класс, поэтому стараюсь использовать на уроке готовую компьютерную разработку урока (чаще всего это презентация созданная в программе PowerPoint ). Урок-презентация обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд).
Например, для того чтобы ребята могли самостоятельно сформулировать тему урока использую кроссворды, анаграммы. (слайды 13-14). Для формулировки целей урока, можно предложить анимационные картинки (слайд 15), Для самостоятельного приобретения знаний использую готовые схемы. (слайд 16-17) Также можно использовать анимационные картинки или «оживить задачи».
В курсе стереометрии 10-11 класса компьютер помогает обучающимся, привыкшим воспринимать только плоские чертежи, перекинуть мостик в пространственный мир. Чертежи, представленные на слайдах с использованием цвета, делают чертеж более информативным.
Например, можно показать, как получаются тела вращения (цилиндр, конус). В результате вращения прямоугольника вокруг своей стороны получается цилиндр, и ученики это видят, а значит и лучше воспринимают новый материал. (слайд 18). Статические, т.е. «неживые» чертежи из учебника в презентации можно «оживить», то есть анимировать. Динамический чертеж показывает последовательные шаги решения, выполнение дополнительных построений. Продуманные визуальные подсказки сделают учебный материал доступным для понимания большему числу обучающихся.
Закрепление изученного материала. При закреплении материала обычно идет пошаговая отработка изученного или отработка с помощью определенных алгоритмов. Постепенное выведение этих алгоритмов на экран и одновременно их практическое применение способствует их закреплению. (слайды 19 -20)
При решении задач обучающего характера презентация помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану. Динамический чертеж показывает последовательные шаги решения, выполнение дополнительных построений. Продуманные визуальные подсказки сделают учебный материал доступным для понимания. Использование анимации на слайдах, способствует развитию пространственного воображения, образного мышления. Как часто мы просим детей «Представьте себе…», «Наложим мысленно треугольник…», а если ребенок не может представить, не может мысленно наложить треугольник. (слайд 21)
Проверка усвоения изученного материала. Одним из способов проверки и коррекции знаний является математический диктант или тест. с помощью которого на уроках можно проверить усвоение учащимися, как теоретической, так и практической части. В математическом диктанте используются и визуальные записи, чертежи, схемы и т.п. Используя программу PowerPoint, удобно разрабатывать и проводить диктанты и тесты, т.к. на слайдах можно представить и текстовую информацию и, используя инструментарий программы, рисовать чертежи. Формы проведения могут быть самыми разными: с последующей самопроверкой или взаимопроверкой. (слайды 22-23)
Применение компьютерной презентации делает урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. На этих уроках каждый ученик работает активно и увлечённо, у ребят развивается любознательность, познавательный интерес.
Результаты использования образовательных электронных ресурсов в нашей школе: для учащихся – это мотивация к учению и существенное расширение возможностей самостоятельной работы, возможность участия в различных конкурсах; для учителя – значительное облегчение и сокращение времени подготовки к уроку, увеличение времени общения с учениками.
© 2015, Быкова Галина Петровна 4059