СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Употребление имен существительных в речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Употребление имен существительных в речи. Орфоэпические нормы. Грамматические нормы. Лексические нормы

Цель: актуализировать знания учащихся об особенностях словоизменения имён существительных и умение правильно образовывать формы числа и падежные формы слов этой части речи; закрепить навыки использования несклоняемых существительных в речи в составе словосочетаний прил.+сущ.; актуализировать орфоэпические навыки при употреблении имён существительных; совершенствовать умение работать с лингвистическими словарями; воспитывать бережное отношение к слову, пробудить интерес к самостоятельным лингвистическим исследованиям.

Приветствие ..

Давайте уточним, что означает в лингвистическом плане слово «нормы». Устные нормы делятся на грамматические, лексические и орфоэпические.

Грамматические нормы – это правила использования форм разных частей речи, а также правила построения предложения. Наиболее часто встречаются грамматические ошибки, связанные с употреблением рода имён существительных «железнодорожная рельса, французская шампунь, большой мозоль, заказной бандероль, лакированный туфель». Однако рельс, шампунь – это существительное мужского рода, а мозоль, бандероль, туфля – женского, поэтому следует говорить «железнодорожный рельс, французский шампунь и большая мозоль, заказная бандероль, лакированная туфля».

Лексические нормы – это правила применения слов в речи. Ошибкой является, например, употребление глагола «ложить» вместо «класть». Несмотря на то, что глаголы «ложить» и «класть» имеют одно и то же значение, класть – это нормативное литературное слово, а «ложить» – просторечное. Ошибкой являются выражения: Я ложу книгу на место и т. д. Следует употребить глагол «класть»: Я кладу книги на место.

Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. (Орфоэпия от греч. orthos – правильный и epos – речь). Соблюдение норм произношения имеет важное значение для качества нашей речи. Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения, поэтому социальная роль правильного произношения очень велика, особенно в настоящее время в нашем обществе, где устная речь стала средством самого широкого общения на различных собраниях, конференциях, форумах.

  1. В данных именах существительных при склонении ударение с окончанием переносится на основу только в форме винительного падежа единственного числа. Учитывая это правило, расставьте ударение.

Что получится, если изменить место ударения II столбика? Как называются такие слова? Омографы!

Грамматические нормы (морфологические: правила словоизменения; синтаксические: соединение слов в составе словосочетания и предложения)

Послушайте текст и подскажите директору (М. Зощенко «Кочерга»)

«Эта простая мысль – иметь кочергу на каждую печку – понравилась директору, и он, не будучи чиновником и бюрократом, тотчас стал диктовать машинистке требование на склад: «Имея шесть печей при наличии одной кочерги, немыслимо предохранить служащих от несчастных случаев. А посему в срочном порядке прошу выдать подателю сего требования пять коче. Тут директор осёкся. Он перестал диктовать и, почесав затылок, сказал машинистке: «Что за чёрт, не помню, как пишется пять коче.»

- А как бы вы сказали?

Именно форма Р. п. множественного числа вызывает затруднение.

В родительном падеже множественного числа нулевое окончание имеют существительные 2 склонения, если это:

А) Парные предметы: сапог, валенок, ботинок, чулок

НО! носков

Б) Военные профессии: солдат, партизан, гусар, драгун

НО! семь гусаров, пять драгунов (Хотя! пять солдат и семь партизан!)

В) Национальности с основой на -н, -р: грузин, болгар, армян

НО! узбеков, казахов

Г) Единицы измерения: вольт, ампер

НО! килограммов, граммов, гектаров

Д) Названия фруктов: яблок

НО! апельсинов, мандаринов, лимонов, помидоров

Множественное число именительного падежа существительных мужского рода

Окончание -а,-я

адреса, берега, века, города, директора, доктора, жернова, катера, округа, ордера, отпуска, паспорта, повара, профессора, катера, кителя, сорта, стога, штемпеля, якоря.

Окончание -ы, -и

авторы, аптекари, агитаторы, бухгалтеры, выборы, договоры, инженеры, лекторы, лидеры, конструкторы, конюхи, ораторы, офицеры, приговоры, порты, почерки, ревизоры, редакторы, снайперы, стажёры, слесари, торты, тракторы, шофёры, контейнеры.

Так что помочь директору из рассказа М. Зощенко поможет грамматическая норма: Если говорить о литературной норме, то существительные женского рода во множественном числе в родительном падеже звучат так: кочерёг, кровель, усадеб, вафель, цапель, кеглей.

В детской сказке колобок

По траве кататься мог

Без ботинок, без сапог

Без носков и без чулок.

Шесть гектаров апельсинов

Яблок, груш и мандаринов,

Баклажанов – грядок пять

Помидоров – не собрать.

Можно ли данные записи назвать стихами? Нет, это не стихи, в них нет сообразности, поэтичности, это мнемоника – искусство запоминания.

Странный знак, не правда ли? И тем не менее, он демонстрирует значение выражения: ехать без билета. Так образовался фразеологизм: «ехать зайцем». Таким образом, мы наблюдаем, что слова могут употребляться в разных значениях, но при этом важно знать правильную сочетаемость слова в словосочетании и предложении.

Категория: Русский язык
14.10.2019 16:57


Рекомендуем курсы ПК и ПП