СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Продуманная, взвешенная учебно-воспитательная работа создает условия, при которых можно пробудить уважение к своим предкам, гордость за богатое наследие, оставленное ими. Пример педагога-патриота тоже может увлечь воспитанников.
Роль краеведения в воспитании личности имеет огромное значение. По словам Д.С.Лихачева, оно способствует формированию нравственной оседлости населения, чувства Родины.
Краеведческий материал занимает значительное место в курсе истории России. Прошлое Рязанского края изобилует героическими страницами. Изучение этих страниц способствует формированию уважения к деяниям предков и осознания того, что малая родина есть неотъемлемая часть Родины не только большой, но и Великой.
Повысить эмоциональный отклик ребят позволяет использование литературных памятников эпохи, мемуаров, документов, отражающих не только факты, но и чувства участников и свидетелей изучаемых событий. «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Былина об Авдотье Рязаночке», «Житие святого великомученика Романа Ольговича, великого князя Рязанского», «Повесть о битве на реке ожже», воспоминания В.В.Верещагина о М.Д.Скобелеве – вот неполный перечень источников, которые я стараюсь как можно полнее использовать и на уроках, и во внеклассной работе. Произведения эти вошли в сборник с красноречивым названием «…Чтобы не престала память родителей наших и наша, и свеча не погасла. Были и предания Рязанского края».
Однако гораздо большим эмоциональным разрядом обладают те формы работы, которые позволяют ребенку выступить в роли настоящего исследователя. Эта позиция повышает его самооценку, позволяет продуцировать новые знания, выходя за границы личного опыта. Но та часть мира, которая доступна для изучения, ограничена. Потому именно исследование природы и истории родного края реализует потребность в подобном способе самореализации.
С чего же начинается исследовательская работа? Чтобы определить это, на мой взгляд, необходимо опираться на следующий постулат: что любишь, то интересно, то запоминается.
На вопрос «С чего начинается Родина?» есть довольно простой ответ: слово «Родина» начинается с корня и корень этот – род. Поэтому логично, что исследование истории страны начинается с исследования истории родного края, а та, в свою очередь, - с истории семьи.
В настоящее время учащиеся нашей школы работают над созданием военной летописи своей семьи. Помимо исследовательских навыков эта работа способствует более тесному общению ребят со своими бабушками и дедушками, позволяет по-новому взглянуть на них, осознать их вклад в жизнь страны.
Ребята собирают воспоминания участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Продолжается поисковая работа по истории нашей школы в годы войны. Совместно с другими классными руководителями мы проводим конкурсы творческих работ учащихся, посвященных вкладу наших односельчан в победу над фашизмом.
Ребята работают над темами «Памятные истории о войне», «Женщина на войне». Сбор необходимой информации – задача сложная. Люди, пережившие ужасы войны, порой очень неохотно идут на контакт, не желая бередить душевные раны. Кроме того, нам приходится частенько выслушивать от пожилых людей претензии, обращенные к государству. Но все-таки в большинстве случаев наши респонденты с пониманием относятся к нашим расспросам, охотно принимают участие в уроках мужества, различных воспитательных мероприятиях. Такие контакты помогают детям формировать объективную историческую панораму, вырабатывать иммунитет как против потока очернительной информации о нашем прошлом, так и против идеализации минувшего.
На уроках и во внеурочное время я опираюсь на материалы краеведческого уголка, в котором собраны ребятами предметы быта. Его экспонаты служат интерьером для наших фольклорных праздников. А о назначении этих предметов во время небольшой экскурсии учащимся рассказывали пятиклассницы Ракова Даша и Петрова Лена.
Материалы рукописных сборников воспоминаний фронтовиков и тружеников тыла используются не только на соответствующих уроках, но и становится основой сценариев нескольких вечеров памяти.
Многие выступления участников школьной художественной самодеятельности включают песенное наследие М.И.Илюшкиной.
Традиционно на школьные праздники мы приглашаем наших ветеранов. Поэтому и ребят, и учителей беспокоит то, что в этом году состояние их здоровья ухудшилось настолько, что мы уже не можем приглашать их в школу.
Чтобы сделать родителей союзниками в воспитании у детей святого чувства любви к Родине, стараюсь убедить их в том, что их дочерям и сыновьям необходимо чувство гордости за свой род, чувство ответственности за умножение его славы. На родительских собраниях и занятиях педагогического всеобуча анализируем различные жизненные ситуации, которые надо использовать для формирования гражданско-патриотических чувств у подрастающего поколения.
На классных часах, на уроках, кружковых занятиях советую детям обращаться к родителям за помощью в исследовании в исследовании своего рода.
-80%
© 2016, Устименко Татьяна Николаевна 414