СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Изучение иностранного языка является одним из приоритетных направлений в развитии современного общества. Образование сегодня идет в ногу со временем и современный урок немецкого языка представляет сложное образование, подготовка и проведение которого требуют от учителя большой затраты творческих сил.
Во-первых, на каждом уроке ученики непременно должны постепенно овладевать языком. Материал урока и средства для его активизации следует использовать в воспитательных целях. Учитель решает, что конкретно следует воспитывать у учащихся на данном уроке, используя приемы и методы для их эмоционального и интеллектуального развития.
Во-вторых, на уроке используются различные организационные формы работы: групповые, парные, индивидуальные.
В-третьих, урок должен быть обеспечен средствами обучения, соответствующими решаемым задачам.
В-четвертых, использование учителем на уроке компонентов учебно-методического комплекса и других средств обучения должно быть доведено до степени свободного манипулирования ими.
В-пятых, важным фактором является создание положительной мотивации в изучении иностранного языка. Это достигается использованием приемов, которые вызывают личную заинтересованность у ребят в выполнении заданий.
Одним из таких приемов является использование информационно-коммуникационых технологий на уроке. И это неслучайно: ведь внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет повысить эффективность деятельности человека, а также сделать эту деятельность разнообразнее. Информационно-коммуникационные технологии не только дают учащимся возможность идти в ногу со временем, но и делают процесс обучения более интересным. Современные информационно-коммуникационные технологии реализуют важнейший дидактический принцип – принцип наглядности. Объекты, представленные посредством информационно-коммуникационных технологий, более информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне, близость же знаний к реальной жизни делает эти знания более понятными.
Сегодня использование информационно-коммуникационных технологий позволяет:
Использование компьютера в обучении иностранному языку существенно влияет на эффективность образовательного процесса.
Компьютер представляет собой многофункциональное техническое средство обучения. Он позволяет хранить в памяти языковой материал значительного объема, находить интересующую информацию и представлять на экране в удобном для пользователя виде.
Существуют две основные области применения компьютеров в обучающей деятельности:
Персональный компьютер может применяться учителем для решения личных дидактических задач в течение урока:
а) предъявление информации в различных формах;
б) формирование у учеников общеучебных и специальных знаний и умений по предмету;
в) контроль, оценка и коррекция результатов обучения;
г) организация индивидуального и группового обучения;
д) управление процессом обучения.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения:
Ø при объяснении нового материала,
Ø закреплении учебного материала,
Ø повторении пройденного материала,
Ø контроле знаний и умений.
Компьютеризация обучения оказывает значительное влияние на все компоненты современной образовательной системы и, в частности, на предмет "Иностранный язык": его цели, задачи, содержание, методы, технологию.
Обучение иностранному языку с использованием компьютера отличается рядом преимуществ:
1) интерес учащихся к компьютеру приводит к высокой мотивации процесса обучения;
2) ученики охотно ведут диалог с компьютером, у них повышается общая, компьютерная и языковая культура;
3) индивидуализация обучения;
4) возможность обеспечения непосредственной обратной связи;
5) компьютер не проявляет отрицательных эмоций при повторении ошибок;
6) объективность отметки;
7) обеспечивается эффективное выполнение упражнений и тренировок.
Однако, деятельность учителя становится зависима от возможностей функционирования компьютера. Также существует возможность потери коллективного и соревновательного характера обучения. Ведь учащиеся должны иметь возможность сравнивать свои успехи с достижениями своих одноклассников.
Вместе с этим имеются и недостатки обучения с помощью компьютера:
Специфика предмета ''Иностранный язык" заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности - обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Обучать речевой деятельности можно лишь в живом общении, а для этого нужен партнер. Компьютерная же программа есть общение с машиной, которое учёные называют квазиобщением. Исключение составляют лишь телекоммуникации, когда ученик вступает в живой диалог (письменный или устный) с реальным партнером - носителем языка.
В компьютерных технологиях учитель не является единственным носителем информации, за ним остается авторский поход к ее интерпретации. Важно сформировать у школьников умение работать с информацией. Хотя при традиционном обучении коммуникативный аспект обучения иностранному языку реализуется более эффективно, необходимо учитывать объем информации, который ученик может получить с помощью компьютера и умело сочетать традиционное обучение иностранному языку с обучением с помощью компьютера.
Компьютерные программы, в зависимости от дидактических целей, можно использовать на уроках как самостоятельно, так и в сочетании с другими традиционными средствами обучения на различных этапах урока. При такой методике соблюдаются санитарно-гигиенические нормы и правила за счет чередования различных видов деятельности.
В условиях учебного процесса использование компьютера это путь рационализации обучения, совершенствования форм и методов контроля, достижения уровня компетентности в области компьютерных технологий, необходимого для успешной социальной и профессиональной адаптации учащихся.
Таким образом, в связи с существенным прогрессом в развитии персональных компьютеров и компьютерных технологий происходят изменения в самом процессе обучения иностранному языку, и компьютер становится необходимым средством обучения иностранному языку.
Новые мультимедийные технологии дают высокий эффект обучения иностранному языку, если они подкреплены передовыми методическими приемами.
Основные виды работы с персональным компьютером на уроках немецкого языка можно поделить на две группы: использование обучающих и познавательных программ на CD и создание программ в различных приложениях самим учителем с дальнейшим применением на уроках при объяснении материала или при его отработке и проверке.
Использование обучающих и познавательных программ на CD - наиболее доступный способ использования компьютера как на уроках, так и во внеурочное время. Учитель может проводить групповую и индивидуальную работу с детьми, используя обучающие программы с игровыми элементами: „Triple Play Plus", „Linqua Land“, „Учите немецкий“, „Deutsche Platinum“.
Овладение языком через игру - один из основных принципов системы обучения. Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой немецкого языка, учат понимать речь на слух, правильно писать.
Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя ее в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слов.
В каждую программу заложена задача, желание решить которую создает позитивную мотивацию к обучению. Усвоение учебного материала происходит без какого-либо стороннего побуждения.
Для работы со всем классом применяются программы, предполагающие возможность соучастия детей в процессе обучения. За клавиатурой работает учитель, а учащиеся совместно обсуждают материал, который выводится на экран. Учащиеся во время такого урока делятся на группы, где работают совместно, а учитель, анализируя выводы, сделанные ими, вводит результат в компьютер.
Среди наиболее удачных программ такого типа надо отметить «Triple Play Plus». С помощью этой программы можно обучать детей восприятию речи на слух, к тому же они учатся читать и правильно произносить. Наиболее успешно используемая часть программы - это описание внешности. Учащимся предлагается создать фоторобот представленного человека. При помощи мыши или микрофона можно собрать портрет и отработать всю лексику по описанию внешности. Для более полной отработки темы в программе имеются и другие интересные варианты задач и игр. Выполняя задание по рисунку, который представляет собой мозаику частей тела человека, отрабатывается обширный словарный запас. На данном диске есть материал для описания жилища. С его помощью отрабатываются предлоги. Учащиеся должны найти карточки или предметы обихода, расположенные в комнате (кухне). На диске имеются следующие темы: «Семья», «Природа», «Спорт», «Школа», «Профессии» и другие. Программы „Linqua Land“, „Учите немецкий“ помогут в игровых ситуациях освоить лексический запас, развивают умения восприятия речи на слух. Могут использоваться во внеурочное время и в домашних условиях.
Применение презентаций на уроках дает возможность анимации, изменения и выделения наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта, наклона, размера. Так, например, при объяснении нового материала учащиеся видят как постепенно перестраивается предложение из повествовательного в вопросительное, как меняются артикли и окончания при склонении имен существительных и прилагательных, как изменяются глаголы при спряжении и т.д. При необходимости можно повторить тот или иной этап. Кроме этого, в презентацию можно добавить фотографии, схемы или таблицы, что еще более усиливает эффект воздействия. Психологи утверждают, что учащихся визуалов около 60%, а подобный прием в значительной степени опирается на визуализацию, что ведет к лучшему усвоению материала. Однако подготовка такого вида программ требует определенной подготовки учителя, а именно умения работать в Microsoft Word и Microsoft Power Point. К сожалению, создание презентаций требует от учителя большой затраты времени. При наличии материала и достаточном опыте работы в Microsoft Power Point создание презентаций занимает в среднем от одного до пяти часов, в зависимости от сложности материала.
Успешно в практике обучения используются программы «Знак» и «Hot Potatoues» для проверки запоминания лексики, усвоения грамматического материала и страноведения.
Обобщая опыт применения компьютера и мультимедийных технологий на уроках иностранного языка и во внеурочное время, можно сделать вывод:
• мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения:
• они способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;
• улучшают качество усвоения материала;
• позволяют индивидуализировать процесс обучения;
• дают возможность избежать субъективности оценки.
Создаваемые самим учителем программы рассчитаны не на какого-либо абстрактного ученика, а на тех конкретных детей, которых и обучает учитель.
Таким образом, внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.
М.М.Ясюкайтис
учитель немецкого языка
Литература.
1. Соловова, Е.Н. Апальков В.Г. Курсы: «Развитие и контроль коммуникативных умений» // «Первое сентября» №17-24, 2005-2006г.
2. Полат Е.С. «Интернет на уроках иностранного языка» // «Иностранные языки в школе» № 2, 3 2001 г.
3. Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». - М., Академия–2000.
4. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению.М: Просвещение, 1991.
© 2016, Ясюкайтис Мария Михайловна 583