Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Математические представления»»
Математические представления
Основа АОП:
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Математические представления» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (с учетом варианта 3.4.)) в 1-9 классах.
Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание образования детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых группах.
Данная адаптированная образовательная программа ориентирована на содержание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения, рассчитана на 68 индивидуальных занятия (2 часа в неделю).
Общая характеристика учебного предмета:
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с ТМНР попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. На занятиях по математическим представлениям создаются практические ситуации, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики.
Целью занятий по предмету «Математические представления» является формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Основные задачи: формирование представлений о геометрических формах, фигурах. Формирование представлений о количестве, величине, времени. Формирование пространственных представлений. Формирование навыков ориентировке на теле, плоскости и в пространстве.
Темы уроков по предмету «Математические представления» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Развитие речи и окружающий мир», «Адаптивная физкультура», «Русский язык», «Тифлографика», а также в логопедической и психокоррекционной работе.
Изучение предмета «Математические представления» направлено на достижение следующих задач в 2019-2020 учебном году:
развивать восприятие геометрических форм: шар, куб;
развивать восприятие геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
обучение ориентировке в микро-пространстве;
учить ориентироваться на своем теле и в пространстве: правая и левая сторона;
создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
развивать внимание, коммуникативные навыки, тактильные ощущения, слуховое восприятие;
учить детей выражать согласие и несогласие на задаваемый вопрос;
формировать первоначальные представления о множествах «один» - «много»;
учить действовать по словесной установке.
ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
на 2019\20 учебный год
1 четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
|
1 | Расположение предметов на плоскости. Кубики. | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Взаимодействие с кубиками. Ученик пробует выполнить простые инструкции по расстановке кубиков в заданном по отношении друг к другу положении. |
2 | Представления о форме. Шар. Куб | 1 | Комбинированный | Понятие: шар, куб. Упражнение «Шар катится». Ученик с помощью учителя перекладывает шар из правой руки в левую и обратно. Игра «Найди шар». Работа с предметами шарообразной формы. |
3 | Расположение предметов на плоскости. Кубики. | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Взаимодействие с кубиками. Ученик пробует выполнить простые инструкции по расстановке кубиков в заданном по отношении друг к другу положении. |
4,5 | Геометрические фигуры. Круг. | 2 | Изучение нового материала | Знакомство с кругом. Обследование предметов шарообразной и круглой формы. Рисование пальцами круга на крупе с помощью учителя. Штриховка геометрической фигуры круг (внутри рельефного контура) с помощью учителя. Работа с вкладышем – круг. |
6,7 | Геометрические фигуры. Квадрат. | 2 | Изучение нового материала | Знакомство с квадратом. Обследование предметов кубической и квадратной формы. Рисование пальцами квадрата на крупе с помощью учителя. Штриховка геометрической фигуры квадрат (внутри рельефного контура) с помощью учителя. Работа с вкладышем – квадрат. |
8,9 | Геометрические фигуры. Круг, квадрат. | 2 | Комбинированный | Сравнение круга и квадрата по форме. Рисование круга и квадрата по трафарету с помощью учителя. Ученик обводит круг и квадрат с помощью учителя. Ученик с помощью учителя пробует выбирать предметы круглой и квадратной формы. Упражнение «Возьми круг в правую руку, а квадрат – в левую» (выполняется совместно с учителем). Упражнения «Покажи круг», «Покажи квадрат». Работа с вкладышами – вставить фигуры круга и квадрата в соответствующие по форме отверстия. |
10,11 | Количественные представления. Один. | 2 | Изучение нового материала, комбинированный | Находим руками на столе один предмет. Ученик пробует взять со стола один предмет. Держа в руках одно яблоко ученик отвечает на вопрос «У тебя в руках одно яблоко?». Рассматриваем веточку дерева, на которой один листочек. |
12,13 | Количественные представления. Много. | 2 | Изучение нового материала, комбинированный | Находим руками на столе много предметов. Рассматриваем веточку дерева, на которой много листьев. Находим в ведерке много листочков. Обследовав рукой ведерко, в котором много листочков, ученик отвечает на вопрос «В ведерке много листочков?». Рассматриваем пакет, в котором много яблок. Находим в корзине много яблок. Обследовав рукой корзину, в которой много яблок, ученик отвечает на вопрос «В корзине много яблок?». |
14,15 | Количественные представления. Один - много. | 2 | Обобщающий | Прослушивание потешки «Мы делили апельсин». Ученик с помощью учителя сравнивает две веточки дерева по количеству листочков на них. Ученик совместно с учителем выполняет упражнение «Угости морковкой зайку». Прослушивание сказки «Репка». Ученик с помощью учителя выполняет упражнение «Шишки для медведя». |
16 | Резервный урок | 1 | | |
II четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
|
1 | Расположение предметов на плоскости. Кубики. | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Взаимодействие с кубиками. Ученик пробует выполнить простые инструкции по расстановке кубиков в заданном по отношении друг к другу положении. |
2,3 | Геометрические фигуры. Треугольник. | 2 | Изучение нового материала | Знакомство с треугольником. Обследование предметов треугольной формы. Рисование пальцами треугольника на крупе с помощью учителя. Штриховка геометрической фигуры треугольник (внутри рельефного контура) с помощью учителя. Работа с вкладышем – треугольник. |
4,5 | Геометрические фигуры. Прямоугольник. | 2 | Изучение нового материала | Знакомство с прямоугольником. Обследование предметов прямоугольной формы. Рисование пальцами прямоугольника на крупе с помощью учителя. Штриховка геометрической фигуры прямоугольник (внутри рельефного контура) с помощью учителя. Работа с вкладышем – прямоугольник. |
6,7 | Геометрические фигуры. Треугольник, прямоугольник. | 2 | Обобщающий | Сравнение треугольника и прямоугольника по форме. Рисование треугольника и прямоугольника по трафарету с помощью учителя. Ученик обводит треугольник и прямоугольник с помощью учителя. Ученик с помощью учителя пробует выбирать предметы треугольной и прямоугольной формы. Упражнение «Возьми треугольник в правую руку, а прямоугольник – в левую» (выполняется совместно с учителем). Упражнения «Покажи треугольник», «Покажи прямоугольник». Работа с вкладышами – вставить фигуры треугольника и прямоугольника в соответствующие по форме отверстия. |
8 | Расположение предметов на плоскости. Кубики. | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Взаимодействие с кубиками. Ученик пробует выполнить простые инструкции по расстановке кубиков в заданном по отношении друг к другу положении. |
9,1 | Количественные представления. Один - много. | 2 | | Ученик пробует взять со стола один предмет. Держа в руках одно яблоко ученик отвечает на вопрос «У тебя в руках одно яблоко?». Рассматриваем веточку дерева, на которой один листочек. Рассматриваем пакет, в котором много яблок. Находим в корзине много яблок. Обследовав рукой корзину, в которой много яблок, ученик отвечает на вопрос «В корзине много яблок?». |
11,12 | Геометрические фигуры. Круг, прямоугольник. | 2 | Обобщающий | Сравнение круга и прямоугольника по форме. Рисование круга и прямоугольника по трафарету с помощью учителя. Ученик обводит круг и прямоугольник с помощью учителя. Ученик с помощью учителя пробует выбирать предметы круглой и прямоугольной формы. Упражнение «Возьми круг в правую руку, а прямоугольник – в левую» (выполняется совместно с учителем). Упражнения «Покажи круг», «Покажи прямоугольник». Работа с вкладышами – вставить фигуры круга и прямоугольника в соответствующие по форме отверстия. |
13 | Расположение предметов на плоскости. Кубики. | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Взаимодействие с кубиками. Ученик пробует выполнить простые инструкции по расстановке кубиков в заданном по отношении друг к другу положении. |
14,15 | Геометрические фигуры. Квадрат и треугольник. | 2 | Обобщающий | Сравнение квадрата и треугольника по форме. Рисование квадрата и треугольника по трафарету с помощью учителя. Ученик обводит квадрат и треугольник с помощью учителя. Ученик с помощью учителя пробует выбирать предметы квадратной и треугольной формы. Упражнение «Возьми квадрат в правую руку, а треугольник – в левую» (выполняется совместно с учителем). Упражнения «Покажи квадрат», «Покажи треугольник». Работа с вкладышами – вставить фигуры квадрата и треугольника в соответствующие по форме отверстия. |
16 | Резервный урок | 1 | | |
III четверть – 10 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
|
1,2 | Количественные представления. Один - много. | 2 | Обобщающий | Ученик пробует взять со стола один предмет. Держа в руках одно яблоко ученик отвечает на вопрос «У тебя в руках одно яблоко?». Рассматриваем веточку дерева, на которой один листочек. Рассматриваем пакет, в котором много яблок. Находим в корзине много яблок. Обследовав рукой корзину, в которой много яблок, ученик отвечает на вопрос «В корзине много яблок?». |
3,4 | Геометрические фигуры. Квадрат, треугольник. | 2 | Обобщающий | Сравнение квадрата и треугольника по форме. Рисование квадрата и треугольника по трафарету с помощью учителя. Ученик обводит квадрат и треугольник с помощью учителя. Ученик с помощью учителя пробует выбирать предметы квадратной и треугольной формы. Упражнение «Возьми треугольник в правую руку, а квадрат – в левую» (выполняется совместно с учителем). Упражнения «Покажи треугольник», «Покажи квадрат». Работа с вкладышами – вставить фигуры квадрата и треугольника в соответствующие по форме отверстия. |
5,6 | Расположение предметов на плоскости. Кубики. | 2 | Изучение нового материала, комбинированный | Взаимодействие с кубиками. Ученик пробует выполнить простые инструкции по расстановке кубиков в заданном по отношении друг к другу положении. |
7,8 | Геометрические фигуры. Квадрат, прямоугольник. | 2 | Обобщающий | Сравнение квадрата и прямоугольника по форме. Рисование квадрата и прямоугольника по трафарету с помощью учителя. Ученик обводит квадрат и прямоугольник с помощью учителя. Ученик с помощью учителя пробует выбирать предметы квадратной и прямоугольной формы. Упражнение «Возьми прямоугольник в правую руку, а квадрат – в левую» (выполняется совместно с учителем). Упражнения «Покажи прямоугольник», «Покажи квадрат». Работа с вкладышами – вставить фигуры квадрата и прямоугольника в соответствующие по форме отверстия. |
9,10 | Расположение предметов на плоскости. Кубики. | 2 | Изучение нового материала, комбинированный | Взаимодействие с кубиками. Ученик пробует выполнить простые инструкции по расстановке кубиков в заданном по отношении друг к другу положении. |
11,12 | Геометрические фигуры. Круг, треугольник. | 2 | Обобщающий | Сравнение круга и треугольника по форме. Рисование круга и треугольника по трафарету с помощью учителя. Ученик обводит круг и треугольник с помощью учителя. Ученик с помощью учителя пробует выбирать предметы круглой и треугольной формы. Упражнение «Возьми треугольник в правую руку, а круг – в левую» (выполняется совместно с учителем). Упражнения «Покажи треугольник», «Покажи круг». Работа с вкладышами – вставить фигуры круга и треугольника в соответствующие по форме отверстия. |
13 | Расположение предметов на плоскости. Кубики. | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Взаимодействие с кубиками. Ученик пробует выполнить простые инструкции по расстановке кубиков в заданном по отношении друг к другу положении. |
14 | Ориентировка на своем теле. Правая и левая сторона. | 1 | Комбинированный | Прослушивание потешки Е. Железновой «Правая и левая сторона» и выполнений действий под музыку. Правая и левая рука – действия, совершаемые правой и левой рукой. Игра «Найди правой рукой правое ухо». Игра «Роботы» - ученик с помощью учителя выполняет простые команды «подними правую руку, подними левую руку, согни правую руку». |
15 | Ориентировка в пространстве. Правая сторона. | 1 | Комбинированный | Упражнения на определение левой руки. Соотносим понятия слева – левая сторона. Ученик пытается ответить на вопрос «Это левая сторона?». Ученик пробует сам найти край стола слева (если не получается, то с помощью учителя). Игра «Положи куклу на левую сторону стола». |
16 | Ориентировка в пространстве. Левая сторона. | 1 | Комбинированный | Упражнения на определение правой руки. Ученик пробует сам найти край стола справа (если не получается, то с помощью учителя). Соотносим понятия справа – правая сторона. Ученик пытается ответить на вопрос «Это правая сторона?». Игра «Положи куклу на правую сторону стола». |
17,18 | Ориентировка в пространстве. Правая и левая сторона. | 2 | Комбинированный | Упражнения на определение правой и левой руки. Ученик пробует сам найти край стола справа и слева (если не получается, то с помощью учителя). Соотносим понятия справа – правая сторона, слева – левая сторона. Ученик пытается ответить на вопрос «Это правая сторона?», «Это левая сторона?». |
19,20 | Резервный урок | 2 | | |
IV четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
|
1,2 | Расположение предметов на плоскости. Кубики. | 2 | Комбинированный | Взаимодействие с кубиками. Ученик пробует выполнить простые инструкции по расстановке кубиков в заданном по отношении друг к другу положении. |
3,4 | Ориентировка в пространстве. Влево-вправо. | 2 | Обобщающий | Упражнение «Ежик бежит влево», «Ежик бежит в право». Игра «Ежик бежит по дорожке» - ученик пробует при помощи учителя скорректировать маршрут ежика в соответствии со словесной инструкцией учителя. |
5,6 | Представления о величине. Большой. Маленький. | 2 | Комбинированный | Понятия: большой, маленький. Ученик пробует показать большой и маленький предметы. Ученик с помощью учителя собирает большие шишки в одно ведерко, а маленькие – в другое. |
7,8 | Ориентировка в пространстве. Вперед-назад. | 2 | Обобщающий | Упражнения с мячом «Прокати мяч вперед», «Прокати мяч назад». Ученик с помощью учителя вытягивает руки вперед, пробует дотянуться до предмета. Игра «Прятки с ладошкой» - ученик пробует движением руки назад вытащить ладошку, спрятанную в руках учителя. Прослушивание потешек и выполнение действий из них. |
9,10 | Представления о величине. Большой. Маленький. | 2 | Комбинированный | Понятия: большой, маленький. Ученик пробует показать большой и маленький предметы. Ученик с помощью учителя собирает большие шишки в одно ведерко, а маленькие – в другое. |
11,12 | Расположение предметов на плоскости. Кубики. | 2 | Комбинированный | Взаимодействие с кубиками. Ученик пробует выполнить простые инструкции по расстановке кубиков в заданном по отношении друг к другу положении. |
13,14 | Количественные представления. Один - много. | 2 | | Ученик пробует взять со стола один предмет. Держа в руках одно яблоко ученик отвечает на вопрос «У тебя в руках одно яблоко?». Рассматриваем веточку дерева, на которой один листочек. Рассматриваем пакет, в котором много яблок. Находим в корзине много яблок. Обследовав рукой корзину, в которой много яблок, ученик отвечает на вопрос «В корзине много яблок?». |
15, 16 | Резервный урок | 2 | | |
Учитель _____________ Клюева Т.Ю.